Завершился ХХ съезд Компартии Китая.
Завершился ХХ съезд Компартии Китая.
В воскресенье завершился ХХ съезд Компартии Китая. 2296 делегатов съезда определили топ-чиновников коммунистической верхушки. Но главное событие этого съезда в том, что председатель КНР Си Цзиньпин смог не только остаться на третий (уже бессрочный) срок, но и сосредоточить в своих руках максимальную власть с момента, когда страной правили Мао Цзэдун и Дэн Сяопин.
В последствиях такого шага для мира в целом и Европы в частности разобрались Vesti.ua
Еще в 2018 году из конституции КНР исключили положение об ограничении полномочий председателя КНР двумя пятилетними сроками, что открыло путь к продлению пребывания Си на высшем партийном посту.
Теперь же в устав Компартии были внесены две правки: так называемые "две установки" и "две гарантии". Первая устанавливает статус Си Цзиньпина "в качестве ядра Центрального комитета КПК и всей партии", а его видение "социализма с китайской спецификой для новой эры" становится руководством для действия всех членов партии. Вторая – обязывает партийцев "защищать статус генсекретаря Си Цзиньпина как ядра КПК" и "защищать руководство партии". "Эти изменения минимальны. В Китае есть название эпохи, которую пропагандирует Си Цзиньпин, – при Дэн Сяопине ее название звучало как "построение коммунизма с китайской спецификой". Сейчас к этой формулировке добавили "в новую эпоху", подразумевая, условно, период "вставания с колен". Пекин считает, что КНР длительное время не показывала силу и старалась быть незаметной, но теперь получила шанс занять свое место в мире", – комментирует изменения эксперт-международник Илия Куса.
Нынешний статус Си Цзиньпина не может быть ограничен временными рамками (в отличие от нынешнего статуса генерального секретаря) и является по сути пожизненной гарантией высшей власти в стране. Такими изменениями Си Цзиньпин фактически приравнен к вождям КПК Мао Цзэдуну и Дэн Сяопину, что наделяет нынешнего лидера беспрецедентным за последние 50 лет истории Китая объемом полномочий.
Еще один важный момент. Съезд изменил состав ЦК КПК и постоянного комитета политбюро – в него входят семь человек, и четверых из них, в том числе бывшего председателя КНР Ху Цзиньтао, сменили на более лояльных к Си Цзиньпину. По оценкам Кусы, в ЦК КПК вошло очень много чиновников и высших партийных функционеров, которые являются соратниками, земляками или теми, кто разделяет идеологию Си Цзиньпина по внутренней и, особенно, внешней политике. "На таких съездах важны нюансы. К примеру, в ЦК не вошел Ян Цзечи, очень влиятельный чиновник и член партии, который много лет определял внешнюю политику КНР, – говорит эксперт. – Он не занимал формальную должность главы МИД, но, находясь за кулисами, оказывал большое влияние на политику".
Именно Цзечи возглавлял делегации КНР на переговорах со США на Аляске в 2021 году и в марте 2022 года в Риме, где кроме всего прочего обсуждали глобальную безопасность и ситуацию вокруг Украины. "Вместо него политику будет определять глава МИД Ван И, которого называют "боевым волком". Так именуют тех чиновников, кто разделяет идеологию, более антизападную и националистическую. Это – "смелые, решительные и самоуверенные" чиновники, и ужесточение риторики КНР, очевидное в последнее время, связано с усилением этих "волков", – говорит Куса.
В отношении того, как именно КНР будет "вставать с колен", есть очень важный посыл. Си Цзиньпин произнес его в приветственной речи в самом начале съезда. Первая его часть (вызвавшая шквал оваций) касалась слов Си о том, что именно китайский народ должен решать тайваньский вопрос и Китай никогда не откажется от своего права применить силу, но будет стремиться к мирному урегулированию. Вторая – также "эзоповым языком". "В КНР важно не то, о чем говорят, а то, о чем умалчивают. Си Цзиньпин не называл ни одного государства по имени, ни друзей, ни врагов. Но было много жестких фраз, которые можно адресовать США, – считает известный ученый-китаист Алексей Маслов. – Например, против гегемонии в политике, санкционных мер. Можно сделать вывод, что Китай снова пытается обрести себя как сущность в мировой политике".
Но это далеко не все. "Вишенка на торте" в речи председателя КНР – предложение, сделанное им США, о разделе сфер влияния. "Де-факто он предлагает США поделить мир на двоих, установив биполярную систему мировых отношений. Наверху – две супердержавы, ниже – гибкие региональные ситуативные партнерства в мировых регионах", – поясняет Илия Куса.
По мнению эксперта, это предложение говорит о том, что Си Цзиньпин настроен договариваться со США. А значит, КНР намерена все-таки избежать конфронтации, да и ненужных трат. "Китай стал совсем иным, нежели был пять или десять лет назад: Пекин все более решительно пытается менять геополитическую и геоэкономическую мировую архитектуру в свою пользу, выступая драйвером такого переформатирования, – считает аналитик Петр Шевченко, аспирант Цзилиньского университета. – Поэтому Китай начинает новый срок правления своего лидера под знаком беспрецедентных внутренних и внешних вызовов, на фоне глобальной нестабильности, к которой приложил руку сам Китай и которая несет угрозу его развитию".
Теперь – самая важная часть: что это означает для Европы глобально, ее экономических "локомотивов" в лице Германии и Франции (у обеих стран именно КНР – главный торговый партнер более пяти лет подряд) и для Украины локально. Во-первых, Пекин дает понять, что готов сохранить нынешние экономические отношения. И это очень важный момент, особенно на фоне негативно освещаемых в прессе историй с инвестициями из КНР. В Германии длится скандал: государственный судоходный гигант КНР Cosco пытается купить 35% акций порта в Гамбурге – и уже после того как сделку заблокировали сразу четыре федеральных министерства, зеленый свет ей дает сам Олаф Шольц, который, между тем, намерен посетить Пекин в ноябре во главе бизнес-делегации. Это явно выглядит как посыл от ФРГ о намерениях. Со стороны КНР аналогичная нота пришла еще в начале октября: "Я придаю большое значение развитию китайско-германских отношений и готов работать с президентом Штайнмайером, чтобы... вывести всестороннее стратегическое партнерство на новый уровень на благо наших стран и народов", – говорилось в поздравительной телеграмме на имя президента ФРГ в честь 50-летия установления дипотношений.
Аналогичные усилия, как пишет Intelligence Online, предпринимает посольство КНР в Париже. "Министру Ван И (глава МИД КНР. – Авт.) поручено выяснить интересы ряда международных собеседников и призвать их рассмотреть возможность поездки в Китай в ноябре и декабре для встречи с председателем КНР", – пишет издание.
Во-вторых, КНР будет фокусироваться на качественном экономическом развитии. "В планах – реализация новой волны индустриализации, инвестиций в технологический сектор, – говорит Петр Шевченко. – Это топ-приоритет Си Цзиньпина, и он постоянен: идея превращения Китая в мировой инновационный хаб, который будет производить высокотехнологическую продукцию с большой добавленной стоимостью". А для этого Пекину понадобятся надежные союзники – найти их он заинтересован в европейских столицах.
В-третьих, в КНР, по-видимому, планируют продвигать идею формирования двуполярного мира со США. "И мы не сможем игнорировать КНР, как это можно было делать раньше, – полагает Куса. – Си Цзиньпин будет вести политику балансов, он не пойдет на обострение просто так. К примеру, в вопросе Украины многое зависит от поведения США: как и многие страны в Азии, КНР рассматривает войну в Украине через призму противостояния России с "коллективным Западом", и соответственно для них помощь РФ – косвенный удар по США. И они будут рассматривать этот вариант лишь как способ ответа на какое-либо действие США, скажем, по Тайваню".
По мнению Шевченко, основной дилеммой в отношениях КНР и США является то, что Пекин стремится вести с Вашингтоном диалог на равных. "Также он желает иметь аналогичное американскому влияние в акватории Тихого океана, Восточной Азии, играть такую же весомую роль в международных институциях, – говорит эксперт. – Кроме того, Китай хочет стать планетарным экономическим лидером. А Америка не видит потребности в таком разбалансировании отношений и обеспечивает собственное лидерство, в частности, регионально сдерживая Китай и его технологическое развитие".
Тут, очевидно, главным будет вопрос Тайваня. В КНР его рассчитывают решить до 2027 года (именно эта дата звучала на съезде, и она же фигурирует во внутрикитайских документах). Эксперты сходятся в том, что существует два "базовых" сценария по острову: согласно первому – реализуется договоренность, в рамках которой остров постепенно возвращается в сферу управления КНР. "Это сакральный вопрос для Китая – вернуть все территории на момент 1948 года, – утверждает Куса. – Но я не исключаю, что поражение в аппаратной схватке потерпела именно та фракция, которая выступала за приоритет договоренностей над открытой схваткой, которая и является вторым сценарием".
Учитывая, что наиболее длительные аплодисменты за весь съезд звучали в момент, когда Си Цзиньпин объявил о модернизации китайской армии, сомнений в том, что Пекин будет готов ко второму сценарию, нет. "Именно на решении островной проблемы и будет сосредоточен президент (глава КНР) в течение нового властного срока, – считает Петр Шевченко. – А в условиях экономических вызовов генсек всегда сможет переключить внимание людей на проблему Тайваня, активировав националистическую риторику".
Прямо в разгар съезда, после голосования за новый состав постоянного комитета политбюро, бывшего лидера страны Ху Цзиньтао вывели из президиума. Видео этого процесса быстро разлетелось в Сети: пожилой мужчина не без посторонней помощи поднимается со своего места, потом подходит к Си Цзиньпину (он сидит на соседнем кресле в политбюро) и наконец покидает зал.
Учитывая, что Ху Цзиньтао и ориентирующаяся на него группа политиков находились во внутренней оппозиции к "китайским волкам", наиболее логичной версией изначально была политическая: политика намеренно дискредитировали по указанию Си Цзиньпина.
Вторая версия, озвучиваемая экспертами, – "организационная": Ху Цзиньтао пересадили на другое место, соответствующее его резко снизившемуся новому статусу. Третья – медицинская. Именно ее в итоге и назвали китайские власти: по данным издания “Синьхуа”, Ху Цзиньтао вывели, поскольку ему стало плохо на съезде.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.