Оружие было передано Украине союзником США, которого чиновник не идентифицировал. Ракетные пусковые установки были сняты с корабля страны-союзника и модифицированы для стрельбы с бортового грузовика. В июне Украина сообщила, что ее силы нанесли удар по российскому буксиру двумя ракетами Harpoon в Черном море, впервые заявив, что поразила российский корабль противокорабельным оружием, поставляемым Западом.
Инцидент, о котором напомнил Билл Лаплант, произошел всего через два месяца после того, как Вашингтон предоставил Украине разведданные, которые, как утверждает американская пресса, помогли ей потопить флагман Черноморского флота «Москва».
В начале мая в американских СМИ появилась информация о роли, которую США сыграли в истории с крейсером «Москва». Тогда же подробно описывалось, как предоставленная США разведка помогла украинским силам наносить удары по командно-штабной инфраструктуре российских войск. Не вдаваясь в подробности, пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби сообщил журналистам 6 мая, что США предоставляют Украине «полезные разведданные на поле боя» на протяжении всего конфликта, но сказал, что Пентагон не поставляет разведданные о местонахождении старших военачальников и не участвует в принятии решений украинскими военными.
Российские власти отрицают факт потопления крейсера и заявляют, что тот затонул при буксировке в пункт назначения в условиях шторма из-за повреждений корпуса, полученных из-за пожара от детонации боезапаса.
Как заявил Билл Лаплант, в начале этого года Вашингтон обучил украинских комбатантов использовать противокорабельные ракеты Harpoon.
«Через неделю два российских корабля были потоплены», — сказал Лаплант в интервью Defense News.
Откровение американского чиновника появилось вскоре после публикации новости о том, что Вашингтон провел военные игры с Киевом, чтобы помочь ВСУ спланировать контрнаступление в Херсоне.
Тень Бориса Джонсона
Как отмечает Коннор Эколсиз издания Quincy Institute, новость о роли США в успехах украинских военных усиливает опасения, что Соединенные Штаты ведут полномасштабную прокси-войну с Россией, как недавно утверждала другой автор Responsible Statecraft Келли Влахос.
По мнению Коннора Эколса, прокси-конфликт создает две проблемы. Во-первых, Соединенные Штаты получат стимул растянуть его как можно дольше, для того чтобы нанести максимальный ущерб противнику и его стратегическим интересам.
«Прокси-войны являются давними инструментами соперничества великих держав, потому что они позволяют одной стороне заставить другую истекать кровью без прямого столкновения с оружием. Ключ к стратегии заключается в том, чтобы найти преданного местного партнера, а затем загрузить его оружием, деньгами и разведданными, необходимыми для нанесения сокрушительного ударов по уязвимому сопернику», — написал в мае исследователь Хэл Брендс из Американского института предпринимательства.
Брендс, который выступает за этот подход, предупредил, что США выиграют, если будут осуществлять такую стратегию в более спокойном темпе.
Бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон с президентом Украины Владимиром Зеленским
© flickr.com
В картину прокси-конфликта укладывается и недавняя новость о том, что бывший премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, в то время ключевая фигура в западной коалиции в вопросе поддержки Украины, вероятно, причастен к отказу Украины заключить мирное соглашение еще в апреле.
Авторы статьи в авторитетном издании Foreign Affairs утверждают, что Россия и Украина, возможно, договорились о предварительной сделке в апреле.
«Российские и украинские переговорщики, похоже, предварительно договорились о набросках промежуточного урегулирования путем переговоров. Россия уйдет на свои позиции 23 февраля и будет контролировать часть Донбасса и весь Крым, взамен Украина обещает не претендовать на вступление в НАТО и вместо этого получит гарантии безопасности от ряда стран»,— написали тогда ведущий специалист администрации Трампа по России Фиона Хилл и старший научный сотрудник Брукингского института почетный профессор Джорджтаунского университета специалист про России Анджела Стент.
Решение сорвать сделку совпало с апрельским визитом Джонсона в Киев, в ходе которого он, как сообщается, призвал президента Украины Владимира Зеленского прервать переговоры с Россией по двум ключевым причинам: с российским президентом нельзя вести переговоры и Запад не готов к окончанию конфликта.
«Проще говоря, у западных лидеров мало причин поощрять Москву и Киев к переговорам о прекращении войны, если они убеждены, что продление конфликта поможет „обескровить“ Россию»,— считает Коннор Эколс.
Вторая проблема, пожалуй, самая существенная: риск эскалации до полномасштабной войны между США и Россией.
Как утверждают в западных СМИ, сеть западных коммандос уже координирует поток оружия на Украину, и очевидная близость сотрудничества США с украинскими силами может в какой-то момент убедить президента России в том, что Америка является настоящей воюющей стороной.
«Если Соединенные Штаты и НАТО стремятся к безусловному поражению России нетрадиционными средствами — прокси- и экономической войной, есть ли у нас основания ожидать, что Москва согласится с условиями прокси-конфликта? Как долго Москва будет воздерживаться от прямого возмездия Западу, особенно если российская операция в Донбассе начнет колебаться?» — вопрошал Джордж Биб из Института Куинси еще в апреле.
Источник