Как ОП будет решать проблему с катастрофическим падением рейтингов президента.
Как ОП будет решать проблему с катастрофическим падением рейтингов президента.
"Конфетно-букетный" период между украинским президентом и его избирателями закончился. Такой вывод можно сделать из последнего рейтинга, обнародованного КМИС: всего за месяц глава государства растерял более 8% рейтинга. Похожие показатели у партии "Слуга народа", по данным социологов, утратившим 5% и уступившим первенство "Евросолидарности" Петра Порошенко. Если прибавить к этому череду "старых" скандалов и один "новый", с журналистами, — получаем очень тревожную для Владимира Зеленского тенденцию. Как именно Офис президента может ее сломить, разобрались "Вести".
Опрос КМИС, проведенный 15–18 октября, показал падение рейтинга Владимира Зеленского до 24,7% с 33,3% (т. е. минус 8,6%). Утраченное, судя по опросу, "подобрал" отставленный с поста спикера Дмитрий Разумков (прирос на 7,1%), причем со знаком "минус" отставку оценили 39,1% респондентов.
Примерно столько же возлагают ответственность на высшее политическое руководство за "слив" операции по задержанию "вагнеровцев". А о недопустимости ситуации с владением офшорами высшими должностными лицами заявили 71% опрошенных (посыл Офиса президента о том, что "в наличии офшоров нет ничего страшного", смог убедить лишь 15,6% украинцев).
"Речь о кумулятивном эффекте от Pandora Papers и "санитарного" фактора — в квартирах попросту холодно. Обычно народ злее с конца октября и до весны, когда теплеет и люди "расслабляются". На сей раз все началось раньше, очевидно, нехорошим сигналом стал скандал с офшорами, что ударило по ядру позитивного образа президента: мол, "мы думали, он другой, а он такой же, как они", — говорит "Вестям" политтехнолог Андрей Золотарев.
Букет проблем дополняет рост тарифов на ЖКХ, возобновление боевых действий на Донбассе и чудовищная ситуация с заболеваемостью (по смертности Украина вышла на третье место в мире).
"Эти проблемы носят стратегический характер, и их можно на время заглушить локальными действиями — как в шахматах, тактически пожертвовав пешкой, выиграв коня (к примеру, закрыв телеканалы). Но нерешаемых проблем все равно больше", — убежден политолог Николай Спиридонов.
Вместе с тем рейтинг президента все равно несоизмеримо выше, чем показатели его предшественника в аналогичном периоде: к марту 2016-го Петра Порошенко готовы были поддержать всего 17,9% (данные того же КМИС). "Именно поэтому говорить, что началось "обрушение", рано — рейтинг качается, а 25–30% Зеленского все равно чрезвычайно много для третьего года президентства, — утверждает "Вестям" политический аналитик Александр Кочетков. — Сейчас тенденция проявилась в силу массированного медийного "наезда" на президента и его окружение: тут и офшоры, и странные полеты главы фракции СН в Вену на олигархическом чартере ("Схемы" разведали, что Давид Арахамия дважды посещал Австрию, использовав для этого самолет компаний Дмитрия Фирташа. — Авт.), — вот рейтинг и просел. Реальное же падение случится в разгар зимы — люди еще просто не увидели платежки и не осознали глубину проблем".
Тема "медийных наездов" получила новое дыхание на неделе. Скандал вспыхнул с подачи общественного вещателя "UA: Перший" — ведущая ток-шоу "Обратный отсчет" Мирослава Барчук обвинила Офис президента в давлении на ее программу, контроле выступлений в эфирах депутатов-"слуг".
"ОП давно и жестко контролирует присутствие на эфирах народных депутатов от СН. Кандидаты на эфиры согласовываются с контактным лицом Михаила Подоляка в ОП (Подоляк — советник главы Офиса и де-юре в ОП не трудоустроен. — Авт.)... ОП выдвигает нашей редакции условия и ставит ультиматумы о присутствии "слуг народа" на эфирах". Барчук уточнила: медийщики президента якобы требуют присутствия в студии либо двух депутатов от СН, либо ни единого. В комментариях журналист назвала и "контактное лицо" в ОП — Рену Назарову. Фамилия звучит неспроста: экс-телеведущая, в прошлом депутат Киеврады от УДАРа, а нынче супруга политика Юрия Збитнева, работает старшим консультантом Аппарата Верховной Рады. Еще летом она считалась одним из кандидатов на должность пресс-секретаря президента до тех пор, как была определена кандидатура Сергея Никифорова.
Следом за "UA: Першим" свой "каминг-аут" сделали на "Свободе слова Савика Шустера": шеф-редактор ток-шоу Дарья Тарасова сообщила, что ее редакция также сталкивается (причем часто) с давлением. "Это было при предыдущих властях, продолжается и при нынешней... Несмотря на то что сейчас в Украине у власти новое поколение политиков, методы взаимодействия с медиа остаются старыми", — заключила она.
Но громче всего выступил экс-депутат Рады, владелец оппозиционного телеканала "НАШ" Евгений Мураев. "От меня требуют продать долю в телеканале. По сути, полканала, и от ОП уже не раз поступали такие требования через разных людей, с угрозами, шантажом. Шантажируют закрытием, лишением лицензии!" — заявил он в эфире одного из ток-шоу.
"Вспомните, в самом начале каденции Зеленского глава ОП Андрей Богдан заявил: мол, журналисты им "не очень-то и нужны". Это задало тон, и только позже они поняли, что это не так: "видосики" и Telegram-каналы достигают малой доли аудитории, — напомнил "Вестям" экс-депутат, владелец канала NTA Дмитрий Добродомов. — Вот и начали строить отношения — в скандале с Pandora Papers ряд олигархических каналов лишь вскользь упомянули о роли Зеленского. Вот у нас, к примеру, было несколько историй, но мелких, цензурировать нас не пытались".
Глава Союза журналистов Сергей Томиленко пообещал "Вестям", что тему с давлением детально разберут на заседании Совета по защите свободы слова и прав журналистов при президенте в понедельник. "Мы хотим, чтобы люди, наделенные властью, озвучили свои позиции в коммуникации с медиа — если есть давление, они должны сказать, пытались ли влиять именно на политику телеканалов или же речь лишь о подборе спикеров. Во втором случае это — исключительно внутрипартийная кухня, и это зависит от их демократичности, не более того".
При президенте Януковиче Совет возглавляла его пресс-секретарь Дарка Чепак, при Порошенко сопредседателем был глава пресс-службы Святослав Цеголко. Сегодня органом руководит общественный деятель Вадим Миский, а из тех, кого можно с натяжкой назвать "представителями власти", в нем присутствует лишь Максим Кречетов (ныне член набсовета того-таки "UA: Перший"). Но от того, каким будет (и будет ли) ответ, зависит больше, чем просто температура взаимоотношений ОП и журналистов.
"На фоне падения рейтингов логичным шагом со стороны власти будет ужесточение мер против политических оппонентов, как это случилось прошлой зимой (когда были введены санкции против Виктора Медведчука и закрыты три его телеканала — "112 Украина", ZiK и NewsOne. — Авт.), — считает политолог Денис Гаевский. — Думаю, сегодня под ударом окажутся СМИ (ужесточат цензуру), партии (ЕС, ОПЗЖ, Партии Шария — приготовиться), общественные деятели".
А запрос на "сильную руку" у общества действительно есть: именно санкции в феврале 2021-го позволили остановить падение рейтинга и даже снова его нарастить. "Думаю, будет точечное отвлечение внимания: Медведчука отправят в СИЗО, Порошенко — под домашний арест. Я не шучу сейчас, вот увидите, — прогнозирует Добродомов. — Впрочем, в последнее время критическая масса недовольства столь велика, что эта технология уже может не сработать, как раньше".
Смысл технологии, по словам Александра Кочеткова, сводится не просто к созданию отвлекающего маневра, но к полноценному переключению внимания. "Они сами ищут/создают новый скандал и при этом балансируют его положительной повесткой — к примеру, начинают говорить о строительстве дорог. А негатив, который стремятся "зашуметь", поясняют происками неких необъективных "темных сил", — рассказывает эксперт. — Парадокс, но у таких опытных медийщиков не отстроена грамотная медийная работа. Когда пойдет реальная лавина недовольства, они окажутся к ней совершенно не готовыми".
Альтернатива закручиванию гаек — традиционный для власти подход с отставками проштрафившихся чиновников. "Глобально у власти есть всего две мизансцены: раздача шуб с барского плеча и рубка голов худых бояр! Все остальное — импровизация на эти темы, — убежден Золотарев. — Сейчас же, визуально, результаты опроса сознательно "разгоняют", и для Зеленского это — сигнал об опасности, "красная лампочка", но не более того".
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.