Пшеница пойдет через Беларусь, а газеты умрут. К чему приведет новый запрет на импорт товаров из России.
Пшеница пойдет через Беларусь, а газеты умрут. К чему приведет новый запрет на импорт товаров из России.
В Украине появился новый "черный" список российских товаров. На днях Кабмин своим постановлением запретил ввоз в нашу страну целого перечня продукции из РФ. В нем, в частности, пшеница, подсолнечной масло, моющие средства и ряд таможенных кодов по бумаге - начиная от бумаги газетной и картона и заканчивая туалетной бумагой и салфетками.
Запрет вступает в силу через 10 дней после публикации постановления, которое появилось на официальном сайте Кабмина 31 марта. То есть границу для российских товаров перекроют уже с 10 апреля.
И если по пшенице, подсолнечному маслу и моющим средствам ситуация не критичная, то с бумагой могут быть большие проблемы.
Издатели периодической прессы уже бьют тревогу.
"Мы все в шоке — это совершенно безответственное и непродуманное решение. Из России импортируется около 90% газетной бумаги. Украинская ассоциация Медиа Бизнеса (прежнее название — Украинская ассоциация издателей периодической печати — Ред.) с 2014 года инициирует обсуждение риска зависимости отрасли с ответственными чиновниками и тут такое. Если Кабмин оперативно не исправит ситуацию, то печать газет в Украине остановится. При этом не потому, что такое решение приняли в России. А потому, что так решили украинские чиновники", — говорит нам президент Ассоциации Медиа Бизнеса Алексей Погорелов.
"Страна" разбиралась, что значат украинские санкции на пшеницу, подсолнечное масло, моющие средства и бумагу из России, зачем их ввели и чем это чревато для нашего рынка.
Согласно постановлению Кабмина №269 от 29 марта (обнародовано оно было только 31 марта), в Украину запрещен ввоз следующих товаров из России:
По какой причине введены санкции, в правительстве не сообщили. На этот счет на рынке немало догадок.
"Если брать пшеницу и подсолнечное масло, то тут явное противостояние с Россией как крупным поставщиком агропродукции на мировой рынок. Она уже начала теснить наш экспорт во многих странах, в частности Китае. В последнее время РФ активно взялась за переработку подсолнечника, государство ввело пошлину в 50% на экспорт семян, то есть упор делается на внутреннюю переработку. Усиление России в этом сегменте нам невыгодно, так как Украина уже несколько лет удерживает статус поставщика подсолнечного масла номер один в мире и не хочет его терять. Вместе с тем внутри страны масло у нас дорогое — фактически по мировым ценам или даже выше (ведь есть еще НДС, а по экспорту масла компании получают его возмещение). В итоге бутылированное подсолнечное масло у нас дороже, чем во многих восточноевропейских странах. Скажем, в Чехии литр масла реально купить в пересчете на гривны за 27 гривен, у нас оно стоит 40-45 гривен. Высокие цены в украинской рознице открывают путь для поставок российского масла, что нашим компаниям невыгодно", — говорит экономист Алексей Кущ.
В случае с моющими средствами, то тут, по его мнению, чистый лоббизм. "В последнее время российские моющие средства очень активно продвигаются на нашем рынке. Что, очевидно, не нравится отечественным производителям. Поэтому, вместо того, чтобы конкурировать ценой и качеством, они решили просто зайти в Кабмин и договориться", — добавил Кущ.
Но главные вопросы — по бумаге.
Тут версий множество, начиная от банальной "ошибки" и "случайности" — до политических интриг.
"В свое время Россия вводила санкции против нашего Рубежанского картонного комбината, а потом их сняла, якобы за предприятие вступился Медведчук, используя свои связи в окружении Путина. В СМИ тогда прошла картинка, как оживает Рубежанский комбинат после снятия санкций, как там запускают простаивающие цеха, набирают рабочих и т,п. Нынешние санкции Украины против российской бумаги могут заставить РФ пойти на ответные меры, и снова вернуть свои санкции против наших картонщиков. Что может иметь политический подтекст по противостоянию власти и оппозиционных политиков", — говорит Кущ.
В Ассоциации Медиа Бизнеса говорят, что активно ищут решение этой проблемы. "Надеемся, что сможем найти способ достучаться до премьер-министра и объяснить почему это решение необходимо срочно отменить в части запрета импорта бумаги, которая не производится в Украине и используется для печати всей украинской прессы", — говорит Алексей Погорелов.
Как запрет на российские товары может сказаться на нашем рынке? Все зависит от вида "санкционной" продукции.
Скажем, по пшенице и подсолнечному маслу запрет не критический, так как Украина в состоянии обеспечить себя этими продуктами собственного производства, — отмечает глава Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.
Впрочем, тут все не так просто.
"На самом деле увлечение наших аграриев техническими культурами, в частности кукурузой и подсолнечником, привело к тому, что хорошей пшеницы для производства хлеба и макарон у нас не так много, как принято считать. Мы ее уже активно импортируем. В частности, из Беларуси, но там может быть реэкспорт именно российской пшеницы", — говорит Алексей Кущ.
По данным Государственной таможенной службы, в прошлом году Беларусь поставила в Украину пшеницы почти на 1,8 млн долларов, обеспечив порядка 48% импорта по этой товарной категории (другие крупные поставщики — Чехия и Германия).
Что касается подсолнечного масла, то, по данным таможенной статистики, ни России, ни Беларуси (откуда в теории может идти российский продукт) в топовом списке импортеров в прошлом году не было.
Но с учетом того, что цены на подсолнечное масло в отечественной рознице рванули вверх в последние месяцы, вполне возможно, что Кабмин сработал на опережение. По крайней мере, у некоторых украинских компаний были планы поставлять к нам российское масло, на котором, как рассказали нам поставщики, можно было выиграть в цене как минимум 15%.
По моющим средствам запрет российской продукции также будет некритичным, разве что автоматически сузится ассортимент.
"Но тут нам в помощь может прийти традиционный хаб для перевалки российской запрещенки - Беларусь. Или хаб сравнительно новый — Прибалтика. Импортерам не составит особого труда переклеить наклейки и поменять накладные", — говорит Пендзин.
Алексей Кущ добавил, что переориентация на эти каналы действительно возможна, но в украинской рознице такая продукция подорожает на 5-20%.
Кардинально иная ситуация с газетной бумагой, 90% поставок которой обеспечивает именно Россия.
Оперативно заменить российскую бумагу на продукцию из других стран не получится, — говорит Погорелов.
"Во-первых, на рынке отгрузки бумаги квотируются. Украина не имеет таких квот — вместо формирования квот на страну, наши импортеры действуют каждый сам по себе, заказывая оперативно, под потребность. Поэтому не так много вариантов — где еще в мире мы можем найти "свободную" бумагу. Во-вторых, российская бумага дешевле, чем любая другая, и она подходит по своим характеристикам большинству украинских типографий. На втором месте как источник газетной бумаги — Беларусь. Но оттуда мы импортируем значительно меньше, так как в стране недостаточно большие мощности по производству (есть всего один комбинат в Склове). Если взять, к примеру, польскую бумагу, то она заметно дороже российской", — говорит Погорелов.
Комментарий Р.Б. Откуда дебилам из правительства, состоящих преимущественно из свадебных генералов, знать для чего вообще бумага нужна. Писем не пишут, книг и газет не читают. Они же все в смартфонах сидят, а на счет туалетной... так еще петух не клюнул в задницу.
Как рассказал нам один из издателей, который сам завозит бумагу в Украину, в России есть несколько крупных поставщиков (комбинат "Волга", Кандапога, Соликамск, Сыктывкар).
"Цена газетной бумаги из России порядка 15 тысяч гривен за тонну. Если же, скажем, пустить ее в обход через Беларусь, то будет уже 22-25 тысяч. Канадская бумага, для сравнения, стоит порядка тысячи долларов за тонну с доставкой в Украине. Китайская получается 900 долларов на фабрике, но нужно еще довезти. В итоге она будет дороже канадской. В Польше остался один комбинат в Квидзене. Его продукция и раньше была дороже самой дорогой российской бумаги, да и не давал он на наш рынок — его интересовали гарантированные объемы (квоты), а излишки есть не всегда", — говорит издатель.
Стоит отметить, что на издательском рынке сейчас настоящий шок. Поставщики ищут способы срочно завезти хоть какие-то запасы, пока не вступили в силу запреты.
"Чтобы срочно купить на комбинате "Волга" бумагу, и забрать ее оттуда до 7 апреля, нужен транспорт. На комбинате говорят, что свободных машин нет, то есть с запасом может не получиться", — рассказал нам издатель.
"Все выглядит как диверсия против украинских газет. Но пока непонятно, кем и для чего организованная", — добавил Алексей Погорелов.
По словам руководителя харьковского издательства "Фолио" Александра Красовицкого, российскую бумагу используют также украинские книгоиздатели, в том числе она идет на печать учебников.
"Но, думаю, что особого дефицита не будет. Просто вырастет доля европейской бумаги", — говорит нам Красовицкий.
Он также добавил, что книги из-за этого не подорожают.
"Книжная бумага на рынке от разных производителей стоит примерно одинаково. "Фолио", к примеру, на 70% на европейской печатает, на 30 на российской", — рассказал он.
То есть главный удар придется по издателям периодической прессы, которая сейчас и так переживает не лучшие времена.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.