Вирусный бунт. Ждет ли Евросоюз крах из-за карантинных ограничений. Людей пугают идеи о тотальной вакцинации и обходе квартир полицией
Вирусный бунт. Ждет ли Евросоюз крах из-за карантинных ограничений. Людей пугают идеи о тотальной вакцинации и обходе квартир полицией
По странам, которые принято называть "локомотивами" Евросоюза, прокатились акции протестов. И хоть в каждом отдельном случае причины свои (помимо жесткого локдауна не устраивает и ущемление гражданских прав), тенденция очевидна. И политические эксперты связывают обострения с кризисом европейских элит, экономических перспектив объединения, и даже с началом краха проекта "Евросоюз" как такового.
В Германии, которая ввела жесткие карантинные ограничения еще 2 ноября, недовольство вызвали новые законодательные инициативы, которые обсуждаются в Бундестаге. На его поверхности — меры, призванные узаконить социальное дистанцирование: соблюдение дистанции, ношение масок в общественных местах, закрытие магазинов и ресторанов после достижения определенного эпидпорога. Также прописывается работа будущих центров по вакцинации.
Однако протестующие опасаются других норм, которые, по их словам, прописаны "глубже", в теле законопроекта. Речь об ограничительных мерах при пандемии.
"Органам правопорядка могут разрешить заходить на частную территорию без ордера, в любой момент, для проведения проверок. Строят очень большой центр для проведения вакцинации, обязали законодательно прививать всех граждан. А до этого приняли закон, упрощающий вакцинирование школьников (это могут сделать прямо в школе), — говорит "Вестям" украинка Ирина, переехавшая на ПМЖ в Германию. — Но это далеко не все: у знакомых был случай, когда 4-летний ребенок вроде бы (т. е. об этом известно не достоверно. — Авт.) контактировал с заболевшим. И его родителям пришло письмо, обязывающее отселить его в отдельную комнату, ограничив общение, вплоть до того, что ребенок должен был бы сам ходить в туалет, кушать и т. п. Как это может делать 4-летний ребенок?"
По словам Ирины, наибольшее негодование вызывают законодательные нормы, что разрешают лишать родительских прав из-за нарушения карантинных норм, а также запрет оспаривать подобные решения в судах. "Теперь попросту нельзя будет подать апелляции — вот народ и вышел протестовать. Очень многие протестуют, усматривая в этих нормах проявление диктатуры: все боятся за детей", — заключает Ирина.
Протесты прошли в нескольких крупных городах. Наиболее масштабными они были в Берлине: тут на улицы вышло несколько тысяч человек. Попытка разогнать акцию с применением водометов не удалась. Трое правоохранителей получили различные травмы, а в ответ полиция провела задержания (всего задержаны 365 участников протеста).
Париж "лихорадит" с середины сентября, когда "желтые жилеты" и профсоюзы вышли на протест против сокращения рабочих мест крупными компаниями-работодателями. В этот раз массовые протесты были вызваны желанием органов МВД провести через парламент правки в законопроект "О глобальной безопасности". Предлагается вписать запрет на распространение через соцсети и в СМИ любых изображений или видеозаписей с правоохранителями в момент выполнения ими обязанностей.
"Предлагается запретить распространять фото- и видеоматериалы с правоохранителями, по которым тех можно будет идентифицировать. Это инициатива министра внутренних дел. Представьте, если я сниму полицейского на мобильный и после этого выставлю видео в "Фейсбук", то могу получить штраф в 45 тыс. евро (1,5 млн грн. - Авт.) и даже хуже, там полагается еще 1 год лишения свободы, — говорит "Вестям" предприниматель родом из Ливана, политический эксперт Омар Арфуш. — Да, на акцию протеста под Национальной ассамблеей вышло относительно немного народу (до 1 тыс. человек. — Авт.), но ведь у нас жесткий локдаун. Народ считает, что если разрешить парламенту принять этот законопроект — граждане будут лишены права защищать себя от полицейского произвола".
Даже такой малочисленный митинг перерос в стычки с полицией: та применила водометы и слезоточивый газ. Аналогичные акции прошли в других городах: Тулузе (до 1,5 тыс. человек), Бордо (до 800 человек), Ренне (около 300 местных жителей).
"Протестовать против локдауна при этом никто не будет — государство ввело его очень гуманно, в отличие от весенних мер, разрешив работать некоторым видам бизнеса, а тем, которые закрылись, выплачивает арендную плату и зарплаты сотрудников, — рассказывает Арфуш. — К примеру, рестораны закрылись. А вот некоторые автосалоны работают. Правда, машину сегодня купить в них невозможно, а вот прийти и посмотреть ее — вполне".
В середине следующей недели, кстати, президент Эммануэль Макрон планирует выступить с обращением, в котором объявит об облегчении режима локдауна. По изначальным правилам, магазины и рестораны не смогли бы принимать посетителей до Нового года.
Весьма красочными протестами "отметились" итальянцы — в Неаполе и Палермо они вышли на улицы, протестуя против введения жестких карантинных мер. Так же, как и в Германии, и во Франции, против них были применены спецсредства в виде слезоточивого газа. Протест был вызван решением губернатора региона Кампания объявить в области карантин и комендантский час. Рестораторы скандировали: "Если вы закрываете нас — платите нам". Дело в том, что Италия с 6 ноября разделена на три зоны — "желтую", "оранжевую" и "красную", в каждой из которых свои правила.
Эпидмеры, принимаемые в стране, похожи на те, что приняты в Украине: в "желтой" зоне действует комендантский час с 22:00 до 05:00, по выходным закрыты все ТРЦ, музеи, выставки, кинотеатры, бассейны — по сути, все, кроме аптек и супермаркетов. А в "красной" зоне уже запрещено даже перемещаться по городу — как и весной, можно лишь выйти за продуктами в магазин.
"Милан, где я живу, оказался в "красной" зоне, и тут ситуация очень плохая — в день заболевает по 3–4 тысячи человек, медицина уже не справляется, — говорит "Вестям" Иванна Велимовская, переехавшая в Италию из Киева. — Протесты, которые вы видите по телевизору, проходят в Неаполе — там теплее, пока нет таких проблем, как у нас".
Впрочем, по словам Велимовской, рестораторы (как и представители других бизнесов, которым пришлось закрыться из-за локдауна) получают от государства дотации. "Да, тут принято ходить по ресторанам вечером. Многие вовсе не готовят еду дома, это и социализация, и досуг. Но ради снижения эпидемии можно и потерпеть", — убеждена украинка.
Эксперты-международники, которых опросили "Вести", убеждены: на самом деле речь идет не столько о недовольстве действиями правительств (хоть, на первый взгляд, протесты вызывают именно они), сколько о напряжении в обществе европейских стран.
"Правительства стремятся субъективизироваться, сделать так, чтобы на их территории доминировало их же законодательство, иначе начнутся очень сильные дезинтеграционные процессы, — говорит "Вестям" политический аналитик Руслан Бизяев. — Все страны, по которым прокатились протесты, имеют большое количество беженцев — они их так и не смогли социализировать и адаптировать. К этому добавляются экономические проблемы — страны ЕС так и не смогли оправиться от первой волны коронакризиса. Прибавьте к этому политические противоречия, когда происходит борьба между "правыми" и "левыми" силами. Те же "желтые жилеты" объединяют только экономические протесты, политически же их требования в корне различаются".
Политолог, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Андрей Видишенко также видит в происходящем глобальный процесс. "Речь о кризисе европейских элит и в целом — европейского проекта. ЕС вынужден адаптироваться к международным отношениям уже вне "европоцентризма", в условиях угасания собственного геополитического и экономического значения, — сказал Видишенко "Вестям". — Параллельно проходят процессы, подстегивающие этот кризис: конец глобализации, начавшийся в 2008-м с глобального экономического кризиса; де-"вестернизация" — с ослаблением влияния западных структур, и центробежные процессы внутри ЕС".
Украина, впрочем, по мнению экспертов, от этих процессов далека, т. к. не была вовлечена в европейское социокультурное и экономическое пространство. "Наши политические процессы совершенно не связаны с теми тенденциями, что происходят в ЕС. Мы, как всегда, пребываем в совершенно иной Вселенной", — заключил Андрей Видишенко.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.