США выходят из Договора по открытому небу на том основании, что Россия якобы его нарушает. Но не исключено, что проблемы США коренятся в технологическом превосходстве России, пишет немецкий политолог. А пока американцы сводят счеты, Европа теряет выгоду от прямого военного обмена данными с Россией.
Трамп заявил о выходе из Договора по открытому небу еще и потому, что США вовремя не инвестировали в необходимую технику. В отличие от России и Германии
Юлия Бергхофер (Julia Berghofer), политолог, изучает ядерные стратегии, контроль над вооружениями и НАТО. Работает в Европейской лидерской сети — лондонском аналитическом центре, занимающемся вопросами обороны и безопасности
Соединенные Штаты заявили о выходе из еще одного международного соглашения. В четверг вечером по германскому времени государственный секретарь Майк Помпео (Mike Pompeo) сообщил о решении США выйти из Договора по открытому небу с переходным периодом в шесть месяцев. «Однако мы пересмотрим наше решение, если Россия вновь станет в полной мере соблюдать договор», — написал Помпео на сайте американского правительства.
Несколько депутатов от Демократической партии уже назвали планируемый выход США из договора без соответствующих консультаций с Конгрессом и партнерами по НАТО незаконным.
Договор по открытому небу (ДОН) относится в силу своей малой известности к непритязательным соглашениям в широком спектре мер контроля над вооружениями. И хотя он не лимитирует и не запрещает каких-либо категорий вооружений и тем самым по определению не относится к инструментам, связанным с разоружением и контролем над вооружениями, он в значительной степени способствует прозрачности и укреплению доверия в трансатлантической системе. Вступивший в силу в 2002 году Договор по открытому небу регулирует инспекционные полеты над территориями 34 стран-участниц, в том числе всех стран НАТО, России, Украины и некоторых неприсоединившихся государств.
Полученными во время подобных полетов данными обмениваются государство-инспектор и государство, над которым проводится инспекция, они же подвергают данные техническому контролю качества. Не в последнюю очередь такие данные имеют высокую ценность для тех стран — участниц договора, которые не располагают собственными разведывательными спутниками. Вдобавок полученные снимки надежно защищены от манипуляций, что в эпоху широко практикуемых подделок изображений имеет огромное значение.
В начале кризиса на Украине договор доказал свою практическую пользу. В 2014 году США удалось с помощью полета в рамках ДОН зафиксировать вторжение российских войск на территорию Украины и довести эти сведения до партнеров по Договору на дипломатических и общественных форумах.
США надеются на записи с коммерческих спутников
Тем не менее правительство США и некоторые депутаты Конгресса от Республиканской партии еще несколько месяцев назад усомнились в релевантности договора. С одной стороны, они указывали на возможность пользоваться снимками с коммерческих спутников, которые по своему техническому качеству как минимум равноценны данным, полученным в результате полетов в рамках ДОН. С другой стороны, они указывали на то, что Россия нарушает договор, ограничивая полеты над высоко милитаризированным эксклавом Калининград дальностью в 500 километров и запрещая полеты над приграничными районами грузинских регионов Абхазия и Южная Осетия. Россия в свою очередь обвиняет США в многочисленных нарушениях договора.
Возможно, проблемы США коренятся не только в нарушениях договора, но и в технологическом превосходстве России при применении Договора по открытому небу. В то время как США совершают свои полеты на шестидесятилетних самолетах ОС-135В и еще не перешли на использование цифровых камер, Москва оснастила свои Ту-154 новейшей сенсорной техникой, соответствие которой договору постоянно подвергается сомнению, что несправедливо. До недавнего времени создавалось впечатление, что США собираются перейти на цифровые сенсорные системы и закупить новые самолеты для полетов в рамках ДОН, но теперь эти планы ввиду выхода страны из Договора утратили актуальность.
Сторонники Договора считают, что он значительно укрепил европейскую безопасность и дал возможность обнаруживать долгосрочные изменения на военных объектах и в случае необходимости ставить вопрос о них на общественных и дипломатических площадках. Но эти возражения не находят отклика, как и тот факт, что США, выйдя из Договора, нанесут еще больший вред и без того нестабильным отношениям с европейскими партнерами.
При этом с европейской точки зрения отказ США от Договора не должен быть сюрпризом. Уже выход США из Договора о РСМД в 2019 году, последовавший в ответ на размещение новой российской ракеты средней дальности, а также их односторонняя денонсация атомного соглашения с Ираном были явными сигналами того, что безопасность Европы США не особенно интересует. Да и равнодушие, с которым правительство США смотрит на будущее договора СНВ-III, последнего классического соглашения о контроле над вооружениями, свидетельствует о значительном обесценивании любых многосторонних соглашений в ущерб европейцам и трансатлантическому альянсу.
Германия должна вступиться за Договор
Для Германии Договор имеет большое значение. Правительство ФРГ занимает в области применения ДОН лидирующую позицию, инвестировав 120 миллионов евро в разработку нового самолета типа Аэробус А319 с большой дальностью полета и с цифровым сенсорным оборудованием. Но Германия заинтересована в сохранении договора не только из-за расходов, даже если США больше не будут в нем участвовать.
Европейские государства получают выгоду от прямого военного обмена с Россией. В то же самое время этот договор — одна из немногих еще существующих мер по поддержанию доверия, гарантирующих хотя бы в минимальном объеме прозрачность и контакт между военным персоналом и экипажами самолетов, в том числе и во время кризисов. Отказ от Договора не только станет ударом для тех государств, которые не обладают собственными спутниками-шпионами, но и будет означать дальнейшую капитуляцию перед постоянной эрозией трансатлантической системой безопасности.
Поэтому Германия вместе с европейскими партнерами и Канадой должна активно выступить за сохранение Договора, даже если выход России из него в ответ на действия Америки весьма вероятен. Существует целый ряд предложений, как этого добиться.
В данном контексте возникает и вопрос о разработке собственной политики безопасности с Россией, от чего Германия до сих пор уклонялась. В то же самое время партнеры по НАТО не должны заключать двухсторонних соглашений с США, разрешающих обмен фотоматериалами, полученными в рамках ДОН, окольными путями. Это может привести к дальнейшей стремительной эрозии договора.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.