Иран пытается дать Эрдогану возможность спасти лицо
2.03.2020
Роль Ирана в сирийских событиях остается неоднозначной. Формально Тегеран весьма значительно поддерживает Дамаск, но делает это, во-первых, только на земле, во-вторых, только силами шиитских иррегулярных формирований, боеспособность которых, несмотря на принадлежность к КСИР, не слишком высока, и в-третьих, преследуя целью не столько поддержать Асада, сколько сформировать шиитский полумесяц, обеспечивающий иранцам прямой доступ по суше в Ливан, откуда дальше уже можно проецировать давление на главного противника в регионе – на Израиль.
Приход в регион России в 2015 году достаточно быстро затмил роль иранцев в поддержке Дамаска, что поначалу даже породило определенные геополитические трения между Тегераном и Москвой. Хотя далеко в публичную плоскость они не вышли, да и в целом совместными усилиями были в значительной степени преодолены, полностью их ликвидировать не получилось.
В сложном положении, сложившемся в Идлибе, Тегеран усмотрел возможность публично «малость обойти Москву на вираже». Во всяком случае именно так произошедшее подает турецкое информационное агентство Anadolu.
В телефонном разговоре между Хасаном Рухани и Реджепом Эрдоганом президент Ирана предложил турецкому лидеру: "Принимая во внимание нашу договоренность по таким принципам, как сохранение территориальной целостности Сирии, искоренение терроризма, защита невинных, быстрое урегулирование вопроса Идлиба, на этой встрече можно устранить противоречия", - сказал Роухани, предложив проведение трехсторонней встречи Иран-Турция-Сирия.
Внешне все выглядит именно так. Иранцы подловили удачный момент и нашли вариант подвинуть Россию. Причем, скорее всего некоторые лица в правящей элите персов могут думать действительно подобным образом. Хотя поведение Тегерана, не слишком сильно акцентирующее свое предложение по открытым официальным источникам, в сочетании с активностью исключительно турецких СМИ, наводит на несколько иную мысль.
Тегеран лишь изображает обход России на вираже. Скорее всего согласовав свои действия с Москвой. Конфликт в Идлибе зашел слишком далеко. Что бы там себе Эрдоган ни мечтал изначально, сейчас он оказался в положении цугцванга. Какие-то шаги предпринимать ситуация безоговорочно требует, но любой из доступных вариантов его положение решительно ухудшает. А самое главное, все слишком опасно стало балансировать на самом острие внезапного сваливания в прямую войну с Дамаском, чреватую автоматическим вляпыванием в войну с Россией. Если первое нормально, то второе Анкаре абсолютно не нужно. Более того, второе для Анкары вообще прямо фатально.
На этом фоне предложение Рухани начинает играть совершенно иными красками. Глава Ирана фактически предложил президенту Турции единственный выход из тупика, позволяющий ему публично сохранить лицо.
На новые условия, даже очень похожие на капитуляцию, и предусматривающие значительный отвод турецких войск из Идлиба, Эрдоган согласится не под прямым российским давлением, а как великий миротворец, спасший регион от большой крови на переговорах, организованных Ираном. Согласитесь, это совсем не то же самое, что отвести войска из-за опасения оказаться втянутым в прямую войну с РФ.
Как события станут развиваться дальше, как говорится, будем посмотреть. Но определяющими маркерами тут становятся – сиюминутная реакция России и ответ самого Эрдогана. Если Москва своего возмущения неуместным поведением партнера официально не выразит, значит, рубль за сто, это совсем не случайная самостоятельная инициатива Тегерана. А вот хватит ли Эрдогану мудрости предложением воспользоваться – это самой главной интригой текущего момента.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.