Вопрос: «Что ищет Турция в сирийской провинции Идлиб?» сегодня приобрел особую остроту в связи с тем, что со всех сторон слышатся разговоры, будто «разгорается конфликт между Турцией и Россией, который может привести к военному столкновению двух стран». И это слишком серьезная и важная тема, чтобы обойти её стороной. Поэтому представим, скажем так, «версию» событий, которая, на наш взгляд, кое-что объясняет.
На сайте "ИНФО БАЛТИКА" опубликован мой новый комментарий о происходящем в сирийском Идлибе.
Для начала напомним, что на территории Сирии, по данным ЦРУ, в 2015 году воевали против правительства Асада примерно 90 тысяч боевиков-исламистов со всего мира. Да, там воевали против Асада и местные, но ЦРУ приводило данные именно о пришлых бандитах с Ближнего Востока, из бывших советских республик Средней Азии, из Евросоюза и даже кое о ком из США.
Мы помним, как в том же 2015 году начался военный перелом после вступления на землю Сирии российских войск по приглашению правительства Асада. Как разгромленных в разных районах страны боевиков с семьями не уничтожали на месте, но вывозили прямиком в провинцию Идлиб, граничащую с Турцией на северо-западе Сирии. При этом правительство Асада предоставляло им транспорт – автобусы, и брало под контроль эти перевозки на десятки, если не сотни километров. Исламистов грамотно загоняли в одно гнездо. Так за несколько лет в небольшом Идлибе площадью в 6 тысяч кв. км сконцентрировались, по данным российского Генерального штаба, до 50 тысяч вооруженных боевиков.
По другую сторону границы – на земле Турции – развернуты лагеря беженцев из Сирии, куда за время войны, начавшейся в 2011 году, бежали до 3 миллионов сирийцев. Евросоюз ещё несколько лет назад обещал президенту Турции финансовую помощь чуть ли не в 3 миллиарда евро для обеспечения этих беженцев. «ЕС обещал, что к 1 июля 2016 года выделит на беженцев 3 млрд, но перечислено только 677 миллионов», - констатировал Эрдоган. Потом были обещаны ещё полтора миллиарда… При этом даже перечислявшиеся Евросоюзом средства шли не в бюджет Турции, а в адрес турецкого отделения Красного Полумесяца, контролируемого западниками. ЕС многое обещал, но де-факто не желал брать на себя расходы по жизнеобеспечению беженцев, хотя был крайне заинтересован в том, чтобы эти беженцы не рванули из Турции в сторону Европы. И Эрдоган, как мог, сдерживал волну иммиграции.
Одновременно, в рамках Астанинских договоренностей по сирийскому урегулированию трех стран – России, Турции и Ирана, именно Турция ещё в 2017 году взяла на себя обязательства контролировать ситуацию в Идлибе, у своей границы. В соответствии с договоренностью, Турция должна была создать там «демилитаризованную зону», очистив её от бандитов из исламистских группировок типа «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ) и прочих, поставленных международным сообществом вне закона. С этой задачей турки не справились – исламисты всё это время спокойно себя чувствовали в Идлибе и, более того, периодически совершали вылазки на территорию, контролируемую Сирийской арабской армией правительства Асада. Оттуда же боевые дроны исламистов налетали на российскую авиабазу в Хмеймине с беспокоящей регулярностью.
И вот теперь, когда прошли два года с тех пор, как Эрдоган взял на себя ответственность за демилитаризацию Идлиба, ему надо было принимать решение о том, куда девать эти 50 тысяч вооруженных исламистов, с которыми, между прочим, активно работали его спецслужбы? Более того, надо было принимать решение о том, что делать с почти миллионом беженцев в Идлибе? Если их пропустить в Турцию, то на какие деньги кормить и содержать? Евросоюз прижимист, и для Турции, согласитесь, стало бы катастрофой открытие границы и запуск к себе на территорию такой массы людей.
А ведь от Идлиба до курортов Анталии рукой подать, и можно себе представить, какой «бархатный сезон» для туристов могут устроить эти боевики в случае их распространения по турецкой территории. Вот какие вопросы встали перед Эрдоганом. Что ему делать? Куда девать такую прорву мотивированных боевиков? И вот – рождается план «Б»…
Сначала турки начинают военную кампанию в Ливии и перебрасывают туда из Идлиба до 3 тысяч особо мотивированных исламистов… под пули ливийской армии Хафтара. Фактически – на «утилизацию». Но все 50 тысяч бойцов туда же не перебросишь. Выходит, с ними надо что-то делать на месте? Также «утилизировать»? Ну не пропускать же на свою территорию. Значит… Значит надо спровоцировать военную операцию сирийцев и русских для того, чтобы с этими боевиками разобраться – то есть бросить их «в последний бой». В общем – чистая «секир-башка» в стиле османов. И никаких сантиментов…
Видите, это уже работает. Пока сирийская армия и российские ВКС прореживают отряды исламистов, пресса турецкая бьется в антисирийском, а турецкие блогеры в антироссийском экстазе. Кстати, в Турции в последние часы заблокировали социальные сети – может быть, чтоб не «нагнетали»? Зато сам Эрдоган на словах мечет громы и молнии в адрес Москвы и Асада, а сам, судя по всему, тихо радуется тому, что бандиты к нему через границу уже не перейдут. Более того, он отправляет в Идлиб из лагерей на территории Турции все новых боевиков, бросая их в такой же «последний бой». И совсем по-другому в таком свете выглядит присутствие турецких войск в Идлибе – они как «загранотряды» находятся сзади от брошенных в бой боевиков. А у тех потери за месяц боев уже не сотни, а тысячи на круг.
И ещё, как недавно сообщил известный портал «Veterans Today», «Эрдоган отправил в Идлиб подразделения турецкой армии, которые, как он подозревал, причастны к попытке государственного переворота, предпринятого с целью его свержения». И это ещё одна причина для Эрдогана «держать» пока Идлиб в своих интересах.
Также в этой комбинации выявляется и роль ливийской истории. Турция хочет усилить свое влияние в Ливии? Россия ей мешает? Так, возможно, и «мешает» именно в такой степени, чтобы в нужный час вопрос о Ливии между Москвой и Анкарой решался бы в… Идлибе.
Во всей этой комбинации надо учитывать слабость турецкой международной позиции. Когда-то, лет десять назад, основная внешнеполитическая линия Анкары формулировалась так – «ноль проблем с соседями». И что теперь? С кем у Турции, помимо России и Ирана, сейчас позитивные отношения? С Кипром? С Грецией? С Евросоюзом? С США? С Израилем? С Египтом? На все эти вопросы ответ один – отношения плохие, по разным причинам плохие. И это целый «букет проблем» для Эрдогана. Так неужели же он станет портить отношения и с Россией? Не похоже.
Поэтому, видится дело так, что в Идлибе Эрдоган решает одну из своих, возможно, главных проблем – куда девать 50 тысяч боевиков? А ответ на этот вопрос дает развертывание сирийского наступления при мощной поддержке России. Заметьте, чтобы не писали, прямых столкновений двух армий не отмечено – их аккуратно избегает и сирийская, и турецкая стороны. Тем более - российские войска. Сам Эрдоган на днях заявил: «Вопрос Идлиба мы обсуждаем с Россией на уровне президентов, министров обороны, министров иностранных дел и вплоть до глав министерств внутренних дел». Куда уж откровеннее. Координация. Нет?
Вот такая есть версия относительно событий вокруг и внутри Идлиба. И когда появляются сообщения о том, что 5 марта будет специальный саммит России, Турции, Германии и Франции по сирийской теме, сразу возникают простые вопросы: «А чем могут Франция и Германия, которые ввели санкции против Дамаска, посодействовать в урегулировании? А что делают французские спецназовцы на территории Сирии, куда их никто не звал? А почему Германия не заявит, что готова оказать финансовую помощь правительству Сирии для восстановления страны?» Да, Берлин и Париж для решения сирийского кризиса не помощники – а потребовать могут многого, и это будет только мешать делу скорейшего урегулирования. Поэтому заявленный в прессе саммит неуместен. Во всяком случае, пока. Пока Турция с Россией не разберутся с бандформированиями.
А когда пресса цепляется за «укор» Эрдогана в адрес России – мол, «Россия оказывает поддержку силам сирийского режима на самом высоком уровне, и мы это задокументировали», эта пресса забывает, что сказанное – не секрет. Само правительство Сирии позвало Россию официально. Остальное – пропаганда и игра на публику.
И, наконец, свежее сообщение о разговоре Эрдогана с Путиным. Сайт Кремля информирует: «В центре внимания вновь была ситуация, сложившаяся в Идлибской зоне деэскалации… Президенты России и Турции условились об активизации двусторонних межведомственных консультаций по Идлибу, нацеленных на снижение напряжённости, обеспечение прекращения огня и нейтрализацию террористической угрозы. Подтверждено, что контакты по линии военных ведомств продолжатся в интенсивном режиме». И тут же: «Затрагивалась также проблематика ливийского урегулирования».
Ясно, что сегодня надо рассматривать кризисы в Идлибе и в Ливии в прямой связке.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.