Искренне благодарны «политологу» за напряженную работу ума, которой он нас не устает радовать. Последние его высказывания заслуживают особого анализа. Все-таки классик, знаете ли!
Пока что бесхозный эксперт взялся за свою излюбленную тему – российско-украинские взаимоотношения. Видимо, еще в период напряженной работы на ниве научного коммунизма Карасева не взяли в аспирантуру в МГУ – просто не поняли, что он говорил на экзамене… Вот с той поры «эксперт» и затаил нутряную обиду на этническую родину. Чем еще можно объяснить его неподдельную злость? Тяжелым климатом политэкспертного болота?
Но! «Мысли» (простите) Карасева последнего разлива, выраженные на Gazeta.ua, можно оценить по-разному. Начал эксперт с того, что поиздевался над господином Тигипко – в чем трудно не согласиться с экспертным мнением. Дело в том, что Тигипко заявил: Украина может покупать российский газ по 170 долларов, как Беларусь. Потому, что у нас с белорусами «сходные экономики». Видите, благодаря Тигипко даже Карасев имеет возможность оказаться правым. Он намекнул вице-премьеру, что, во-первых, экономики у нас не такие уж и схожие. А это верно – у белорусов военка работает едва ли не интенсивнее, чем в советское время. И главное: у них все предприятия контролирует Лукашенко. А у нас – олигархи. Причем Карасев считает это признаком рыночной экономики и, очевидно, страшно этому рад. Что является удачной иллюстрацией классового союза политологов и олигархов…
Во-вторых, у россиян с белорусами союз. Странноватый, но союз. А где, простите, у нас на хвосте печать? А намерения и подделать можно. «Россия – не благотворительный фонд», - говорит Карасев. И оказывается прав! Вот что значит – вовремя похудеть. Россия – действительно не благотворительный фонд, и с бухты-барахты снижать цену не станет. Тигипко этого не понимает? Да вряд ли, понимает, конечно. И тогда одно из двух. Либо он нарочно «пророчит» то, чего никак не может произойти – для того, чтобы после обвинить премьера и президента: все испортили, гады. Вот это старт для оппозиционного будущего! Которое, вполне возможно, и является основной целью прихода Тигипко в Кабмин.
Либо Тигипко подразумевает не одностороннее снижение цены, а четкий обмен. И тогда Карасев снова прав – и украинская сторона готова предложить России некоторые уступки в иных сферах взаимоотношений. Правда, тут начинается путаница. Вернее, выпрыгивает на поверхность «нового» Карасева старый знакомый – человек-бородавка. И в качестве возможных уступок начинает перечислять:
- Черноморский флот останется после 2017 года. А, простите, какая ж это уступка? Да спустя пару-тройку лет Украина будет идти на уступки, чтобы оставить флот у себя. Обратите внимание: россияне уже собираются отказываться от базы подводных лодок в Балаклаве. Учитывая стабильность украинской нестабильности, РФ вполне может пожелать развязаться с «братьями и партнерами» раз и навсегда – оборудовав базы у себя. Для нынешней РФ это вполне по силам.
- Русский язык получит статус второго государственного. Ну, не понимает бывший придворный политолог, что это – уступка не России, а украинским же гражданам. А России глубоко плевать на это – по крайней мере, как на фактор экономической деятельности. И уж тем более не станут они в обмен на такую «уступку» снижать цену на газ.
- Будет свернут евроинтеграционный курс. И что от этого выиграет РФ? Почему это – уступка? Наоборот: если евроинтеграционный курс будет свернут, то у россиян исчезнет один из важных аргументов, почему они не идут на дополнительное сотрудничество с Украиной. Сейчас удобно говорить: ребят, определитесь! А тут ребята определятся – и отговорок останется меньше. Желание россиян отговариваться от сотрудничества с Украиной определяется не извечной московской злонамеренностью, существующей лишь в воспаленном сознании «национально мыслящих» политологов, а рациональным опасением украинского непостоянства.
Впрочем, сомнительность этого списка не означает, что не предусмотрены некие более значимые, действительные уступки. Однако разговор о них будет уже гаданием на гуще – в лучшем случае кофейной. А вот о чем стоит сказать напоследок – так это о финальном высказывании Карасева. Завершая «сравнение» Беларуси и Украины, Карасев со свойственным ему неуместным пафосом заявляет: белорусская экономика интегрирована в российскую. А Украину объединяет с Россией – внимание! – только «проклятый газ». «Это российско-газовое проклятие Украины!» - патетически восклицает персонаж национальных украинских комиксов.
И тут даже не хочется возражать по поводу иных связей украинской и российской экономик – транспортных, транзитных, сырьевых. А хочется просто сказать Ыксперту: так освободитесь от этого «проклятья»! Откажитесь от этого «проклятого российского газа», а? Вот это вы нанесете страшный удар московским вражинам!
И ведь если бы карасевская воля – он бы и отказался. Слава богу, что воля – не его…
Артем Литовченко