За последние несколько дней сирийские правительственные войска добились значительных успехов в Идлибе. Серакиб, Аль-Эйс и десятки других городов и поселков были освобождены. Большая часть автомагистрали М5 теперь находится под контролем сирийского правительства.
Цель нынешнего наступления САА – восстановить контроль над стратегическими автомобильными трассами: М5, соединяющей Алеппо с Дамаском и Хамой, и М4, ведущей из Алеппо в Латакию. Эти дороги имеют огромное значение для возрождения экономики Сирии.
Первоначально задача Турции состояла в том, чтобы обеспечить свободное перемещение гражданских лиц по обеим магистралям. Подписанный 17 сентября 2018 года в Сочи меморандум о взаимопонимании между Турцией и Россией гласит:
3. В зоне деэскалации будет создана демилитаризованная зона глубиной 15-20 км.
4. Конкретное прохождение линий, определяющих демилитаризованную зону, будет согласовано в ходе дальнейших консультаций.
5. Все радикальные террористические группы будут выведены из демилитаризованной зоны до 15 октября 2018 года.
6. Все танки, артиллерия, РСЗО и минометы конфликтующих сторон будут выведены из демилитаризованной зоны до 10 октября 2018 года.
7. Вооруженные силы Турецкой Республики и военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации будут осуществлять скоординированное патрулирование и мониторинг с использование беспилотных летательных аппаратов в демилитаризованной зоне.
8. В интересах обеспечения свободного передвижения местных жителей и товаров, а также восстановления торговых и экономических связей транзитное движение по маршрутам М4 (Алеппо-Латакия) и М5 (Алеппо-Хама) будет восстановлено до конца 2018 года.
Ни один из приведенных выше пунктов соглашения так и не был выполнен Турцией.
Идлиб по-прежнему находится под контролем коалиции Хаят Тахрир аль-Шамс (HTS), возглавляемой боевиками близкой к Аль-Каиде группировки "Джебхат ан-Нусра". Террористы продолжают атаковать позиции сирийских правительственных войск, а также гражданские объекты. Коалиция HTS признана террористической организацией всем международным сообществом, включая Турцию. Но Анкара не сделала ровным счетом ничего, чтобы устранить эту угрозу. Более того, Турция обеспечивает террористическую организацию всем необходимым, в том числе и оружием.
Реакция хвастливого турецкого султана Эрдогана на кампанию сирийской армии была истеричной. Он несколько раз угрожал военной операцией, если наступление САА в Идлибе не прекратится. За последние дни более 1450 единиц турецкой военной техники, включая танки, артиллерию и бронемашины, вторглись на территорию Идлиба, до сих пор находящуюся под контролем террористов.
Официально Турция утверждает, что целью этого вторжения является усиление "наблюдательных постов". На самом деле эти силы готовятся атаковать сирийские войска. Одно из турецких артиллерийских подразделений пыталось создать укрепленную позицию на бывшей сирийской военной базе Тафнаназ к северу от города Саракиб. Однако, эта попытка была прервана обстрелом сирийской артиллерии. При этом, по меньшей мере шесть турецких военнослужащих были убиты и еще несколько ранены. Турецкому вертолету было позволено приземлиться для эвакуации раненых и убитых.
Представители турецких вооруженных сил заявили, что нанесли ответный удар по заранее намеченным целям в регионе:
"Необходимый ответ был дан, цели были уничтожены, и кровь наших мучеников не ушла в землю напрасно. Мы внимательно следим за событиями и принимаем все необходимые меры". Впрочем, никаких доказательств того, что упомянутое возмездие имело место, не предоставляется.
Турция требует, чтобы Сирийская арабская армия отступила к линии, где она находилась несколько месяцев назад, до начала нынешней военной кампании. Однако, ничего подобного не происходит и не произойдет.
Сегодня, пока турецкие войска обосновались среди террористов, группировка Хаят Тахрир аль-Шамс направила две машины с террористами-смертниками к позициям сирийской армии. Пока неизвестно, привело ли это к жертвам. Если Турция хочет играть роль телохранителя при террористической организации, она должна понимать, что и с ее военнослужащими будут обращаться соответствующим образом.
Военная авиация России и Сирии контролирует воздушное пространство над провинцией Идлиб. Корабли ВМФ России дислоцируются у побережья Сирии и в любой момент готовы нанести удар своими крылатыми ракетами. Россия способна в течение 24 часов резко усилить свою боевую мощь в небе Сирии, и турецкие ВВС не в силах изменить эту картину.
После попытки государственного переворота в 2016 году, направленного против Эрдогана, были уволены почти три четверти пилотов ВВС Турции. С тех пор техническое состояние и боеготовность 240 истребителей F-16 вызывает большие сомнения. По некоторым оценкам, менее четверти из них на сегодняшний день готовы к боевым вылетам. Кроме того, F-16 – не соперники российским Су-35, которые обладают полным военным превосходством в воздушном пространстве Сирии. Кроме того, у турецкой авиации нет возможностей для преодоления российских систем ПВО. И, наконец, не следует забывать о том, что Москва обладает мощными рычагами экономического влияния на Турцию.
В последние несколько дней между российской и турецкой сторонами проходили интенсивные переговоры. Русские не готовы идти на уступки. Сирийская армия возьмет под свой контроль две стратегически важные магистрали, которые, как обещала Турция, должны быть открыты для движения транспорта в соответствии с положениями Сочинского меморандума. В случае, если турецкая армия попытается предотвратить это, ее ждут большие неприятности и жертвы.
Эрдоган не может пойти на неоправданный риск, начав войну с Россией в Сирии. А это значит, что он просто блефует, и этот блеф скоро станет всем очевиден.
Турецкие военные блокируют стратегическую трассу в Сирии
Сирийской армии в ходе контрнаступления на севере страны впервые за много лет удалось взять под полный контроль важную трассу М-5 Дамаск — Алеппо, однако расположенные в провинции Идлиб турецкие наблюдательные посты блокируют проезд по ней.
После освобождения в январе городов Хан-Шейхун и Маарет-Эн-Нууман, а затем и ближайшего к Идлибу населенного пункта Серакиб стратегически важная автомобильная дорога М-5 Дамаск — Алеппо, пересекающая Сирию с севера на юг, стала свободна. Теперь ею спокойно могут пользоваться сирийцы, которым надо проехать с юга или центра страны в Алеппо - второй по важности город страны.
"Дорога впервые за много лет стала безопасной. Я еду в Алеппо, у меня там родственники. Раньше попасть туда было очень сложно, из-за этого мы редко виделись с моими родными. Сейчас с этим никаких проблем нет. Это большое счастье для нас, что дорога свободна. Когда там были боевики, многие участки простреливались, и мы боялись даже приближаться к линии фронта, сейчас все в порядке", - рассказал журналистам местный житель Усама Фарид.
Однако после Хан-Шейхуна поток машин вынужден сворачивать с трассы влево и делать крюк в несколько километров по полю, поскольку впереди два поста турецкой армии, которые блокируют участок дороги длиной около километра, объясняя это целями безопасности. Турки пропускают только машины российской военной полиции.
Турецкие посты стоят здесь больше года, когда по этой территории еще проходила граница идлибской зоны деэскалации. Сейчас фронт сместился далеко на север, и турецкие военные оказались в глубоком тылу. Несмотря на то, что они находятся там без разрешения официального Дамаска, сирийская армия проявляет сдержанность и не идет на обострение.
Ситуация в Идлибе
Россия, Иран и Турция в мае 2017 года в Астане (сейчас — Нур-Султан) договорились о создании четырех зон деэскалации в Сирии. Три из них в 2018-м перешли под контроль Дамаска. Четвертая, расположенная в провинции Идлиб и частях соседних провинций Латакия, Хама и Алеппо, пока не занята правительственными войсками, большая ее часть захвачена террористами из "Джебхат ан-Нусры"*.
В сентябре 2018-го Москва и Анкара в Сочи подписали соглашение о создании демилитаризованной зоны в Идлибе, где находится более десятка разных формирований. Наиболее крупные из них — союз протурецких группировок "Национальный фронт освобождения" и "Джебхат ан-Нусра"*, всего около 30 тысяч боевиков.
Сирийская армия 26 января этого года начала наступление на западе Алеппо в связи с ежедневными обстрелами террористами жилых кварталов города, в результате которых погибли десятки мирных граждан.
На фоне эскалации в Идлибе Анкара и часть ее партнеров обвиняют Дамаск и Москву в ударах по гуманитарным объектам и турецким военным. В России и Сирии не раз заявляли, что причина нестабильности в регионе — действия террористов.
*Террористическая организация, запрещенная в России
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.