Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Политика

Трамп уступает политическое пространство Эрдогану

На переговорах собеседники остались при своём, но с некоторым преимуществом президента Турции

Визит в США президента Турции Р. Эрдогана (12-13 ноября) ожидался едва ли не как переломный: либо стороны снимут накопившиеся между ними серьёзные разногласия, либо вконец разругаются. Уж больно драматической выглядела полемика, вплоть до личных оскорблений, между двумя главами государств. Не подтвердилось ни то ни другое. Напряженный эмоциональный тон, похоже, снят, но главные проблемы остались.

Р. Эрдоган и Д. Трамп

Р. Эрдоган и Д. Трамп

Особым внешним миролюбием отличился Дональд Трамп, что не удивительно: в день переговоров 13 ноября начался первый тур телевизионных дебатов по поводу инициированного демократами в Конгрессе импичмента главы Белого дома. Поскольку в обвинениях речь идёт о давлении Трампа на иностранных лидеров, в частности В. Зеленского, то с Эрдоганом Трамп был сама обворожительность и деликатность. Словно он никогда и не называл в переписке своего «давнего прекрасного друга» Эрдогана «дураком».

Впрочем, для настроенной антитрамповски американской прессы любое поведение Трампа является плохим по определению. Теперь его обвиняют в том, что он «прогнулся» перед турецким «диктатором» и не отстаивал в должной мере национальные интересы. Турецкие же СМИ в основном удовлетворены результатами визита, полагая, что Эрдоган сумел не только довести до американской стороны озабоченности Анкары, но и добиться сдвигов по волнующим турок вопросам. Что же касается «уступчивости» Белого дома на переговорах с Эрдоганом, она объясняется в первую очередь пониманием того, что дрейф Турции в сторону от США и НАТО чреват исключительно серьёзными проблемами для американской политики конструирования «Большого Ближнего Востока».

Турецкая карикатура перед визитом

Турецкая карикатура перед визитом

В Турции, кстати, наибольшее внимание в этих переговорах привлекли не вопросы военно-стратегического характера и не положение в Сирии, а вето на принятую в октябре резолюцию палаты представителей Конгресса о признании армянского геноцида в Османской империи в годы Первой мировой войны. Вето в день переговоров наложил на данную резолюцию влиятельный сенатор-республиканец Линдси Грэм. Для документов такого рода в Сенате достаточно единичного вето без общей процедуры голосования. И сделано это было наверняка по согласованию с администрацией президента.

Сенатор-республиканец Линдси Грэм

Сенатор-республиканец Линдси Грэм

До визита большинство аналитиков уделяли главное внимание тому, как будет стоять на переговорах вопрос о поставках в Турцию российского ЗРК С-400 и перспективах закупки ею российских же самолётов Су-35 взамен запланированной ранее поставки американских F-35. Американцы крайне озабочены таким развитием событий. Волнует их не только техническая сторона – боязнь способности системы С-400 противостоять самой современной авиации США, но и политическая. Ведь вооружение турецкой армии такими системами означало бы и продолжение её движения в сторону от НАТО. Ожидали, что вопрос будет поставлен Вашингтоном в ультимативной форме и Эрдоган, возможно, публично откажется от принципиально важных военных проектов с Россией. Однако этого не произошло. В отношении появления у турок С-400 Трамп в свойственной ему манере возложил всю ответственность на Барака Обаму, в своё время запретившего поставки в Турцию американского ЗРК «Пэтриот». Стороны договорились продолжить обсуждение комплекса проблем, связанных с поставками российских вооружений, на экспертном уровне. А это значит, что Белому дому так и не удалось навязать Эрдогану свою волю. Первый этап поставок С-400 в Турцию уже завершён.

Тему проведения Турцией операции «Источник мира» в Сирии, которая формально являлась главной причиной нынешнего обострения отношений между Анкарой и Вашингтоном, Трамп всерьёз и не поднимал. Видимо, он понял, что здесь турки стоят непоколебимо, особенно заручившись соглашением с Россией о буферной зоне. Президент США выразил понимание озабоченности Эрдогана проблемой сирийских беженцев и никак не возражал, когда последний сообщил о своих планах переселить в ближайшие месяцы до 1 млн беженцев на контролируемые турками территории в Сирии. А потом в течение нескольких лет переправить туда ещё 1 млн человек.

В Конгрессе и в Госдепартаменте эти намерения не раз резко осуждали. От курдов из СДС Трамп не отрёкся, но защищал их как «американских союзников» довольно вяло, сосредоточившись не на проектах создания «независимой Рожавы», а на использовании курдов главным образом на охране захваченных американцами нефтяных месторождений. А Эрдоган значительную часть времени и энергии посвятил доказательству террористической природы курдского движения в Сирии как филиала Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдулы Оджалана, объявленной в США террористической организацией. Курдского командующего СДС Мазлума Кобани (Ферхат Абди Шахин) Эрдоган объявил «приёмным сыном» Оджалана и категорически потребовал его выдачи турецким властям в случае его появления на территории США. С учётом того, что Трамп уже объявил о приглашении Мазлуму Кобани посетить Белый дом, чтобы продемонстрировать сохранение американской поддержки курдам, президент США оказался в сложном положении. Ведь Эрдоган, по сути, обозначил «красную линию» в отношениях с американцами. И если Трамп её пересечет, достигнутые в ходе переговоров хрупкие договорённости могут рухнуть.

Мазлум Кобани

Мазлум Кобани

Тему деятельности на территории США враждебной Эрдогану Организации Фетхуллаха Гюлена и выдачи на родину её лидера, проживающего в Пенсильвании, турецкий президент поднимал без особого энтузиазма. В Анкаре понимают, что обвиняемого в организации попытки военного переворота в Турции (июль 2016 г.) и давно сросшегося с американским «глубинным государством» проповедника и мультимиллионера Гюлена экстрадировать из Америки вряд ли удастся. Постоянно поднимая этот вопрос, Анкара, скорее, рассчитывает на ограничение антиэрдогановской активности Гюлена.

Уступая политическое пространство Эрдогану, Трамп сделал акцент на экономической привлекательности для Турции сохранения сотрудничества с США. Он, в частности, поставил задачу повышения ежегодного уровня двусторонней торговли с нынешних 20 млрд долл. до 100 млрд долл., хотя реальных предпосылок для такого галопирующего роста не видно.

Эрдоган явно доволен

Эрдоган явно доволен

Визит в Америку Эрдоган, безусловно, может поставить себе в плюс. Однако он, конечно, ошибся бы, если воспринял это как карт-бланш для свободы действий в Сирии или выхода из договорённостей с Москвой. Трамп ещё вполне способен занять гораздо более жёсткую позицию в отношении Анкары. Что же касается нынешнего качества сотрудничества Турции с Россией, то во многом именно благодаря ему в Вашингтоне вынуждены больше считаться с мнением турок. Иначе американский интерес к ним, скорее, снижался бы.

ДМИТРИЙ МИНИН

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил в четверг, что он сообщил американскому коллеге Дональду Трампу о готовности приобрести зенитные ракетные комплексы Patriot, если Вашингтон согласится предоставить выгодные условия.

"Мы можем преодолеть разногласия вокруг (российских зенитных ракетных систем – ред.) С-400 и (американских истребителей пятого поколения – ред.) F-35. Я сказал президенту о своём желании купить Patriot, если поступит выгодное предложение", - цитирует ТАСС турецкого лидера.

Как Эрдоган опять перехитрил Трампа

Демократическая пресса истерит на тему визита Эрдогана в США. Как обычно, "Трамп слил".

Несговорчивый президент Турции добрался до трибуны Белого дома, чтобы громогласно изложить свои взгляды. А президент США почти ничего не получил.

В среду, стоя рядом с президентом США Дональдом Трампом в Восточном зале Белого дома после желанной встречи в Овальном кабинете, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган получил редкую возможность обратиться к американской общественности и миллионам зарубежных зрителей.

И никакой уверенности в том, что Трамп вообще что-то от этого получил, не было.

Несмотря на то, что Эрдоган явно не соблюдает западные правила и соглашения (покупает российскую боевую технику, бросает в тюрьмы журналистов, начал кровавое вторжение в северо-восточную Сирию и якобы разрешил своим марионеткам — сирийским арабам — беспрепятственно совершать военные преступления), Трамп посвятил большую часть своих высказываний восхвалению своего турецкого коллеги.

«Турция, как всем известно, является отличным союзником НАТО и стратегическим партнером США по всему миру», — сказал Трамп, поблагодарив Эрдогана за его усилия по поддержанию режима прекращения огня на северо-востоке Сирии (хотя на самом деле боевые действия никогда не прекращались) и за «важное и существенное сотрудничество» Турции при проведении операций в Афганистане и против «Исламского государства». На самом же деле в уничтожении лидера «Исламского государства» Абу Бакра аль-Багдади (Abu Bakr al-Baghdadi) в ходе спецоперации США, проходившей всего в нескольких километрах от границы Турции с Ираком, никакой существенной роли Турция не сыграла. «Я большой поклонник президента», — заявил Трамп.

Трамп ничего не сказал об обвинениях в ужасных военных преступлениях и нарушениях прав человека во время вторжения, выдвинутых против сирийских арабов, марионеток Турции — в том числе в использовании против мирного населения боеприпасов, содержащих белый фосфор, казнях заключенных и агрессии против женщин и детей.

А Эрдоган тем временем большую часть своего визита выступал перед камерами, резко критикуя курдские «Отряды народной самообороны» (YPG), составляющие основу альянса Сирийских демократических сил, действия которых во многом способствовали разгрому «Исламского государства» , и обвиняя их в том, что в результате взрыва бомбы в сирийском городе Таль-Абъяд в этом месяце погибло 13 мирных жителей. Турция считает YPG боевым крылом Рабочей партии Курдистана (РПК), которая на протяжении нескольких десятилетий вела повстанческую войну в Турции.

Пресс-конференция, которая состоялась после встречи в Овальном кабинете, является лишь последним примером того, как Трамп подчиняется воле Эрдогана всего через месяц после того, как сам вывел американские войска из района на границе Турции с Сирией, создав условия для наступления Турции на «Отряды народной самообороны».

«Эрдоган, должно быть, доволен тем, что Трамп предоставил ему трибуну для выступления из Белого дома, чтобы защитить себя, в то время как его [правительство] постоянно подвергают нападкам [международные] СМИ, — написал в „Твиттере" турецкий журналист Рагип Сойлу (Ragip Soylu). — Это пиар-победа Эрдогана. Мировые телеканалы просто в течение 15 минут непрерывно транслировали его высказывания».

Встреча в Овальном кабинете, на которой также присутствовала группа высокопоставленных сенаторов, включая Линдси Грэма (Lindsey Graham), могла бы стать для двух лидеров возможностью выработать соглашение по множеству вопросов, таких как покупка Турцией российского ЗРК С-400, который угрожает американским истребителям, и потенциальная торговая сделка на 100 миллиардов долларов. Однако ни по одному из этих вопросов договоренностей достигнуто не было.

«Мы говорим об этом постоянно. Мы говорили об этом сегодня. Мы будем говорить об этом в будущем. Надеюсь, мы сможем разрешить эту ситуацию», — сказал Трамп о покупке С-400, добавив, что лидеры поручили своим заместителям «немедленно начать работу над решением проблемы, связанной с закупкой С-400».

Администрация выбрала «обходной вариант», в соответствии с которым Турция должна согласиться на то, чтобы не приводить в готовность ЗРК С-400, первая группа элементов которого была доставлена в Турцию этим летом, потенциально подготовив почву для того, чтобы Вашингтон вновь включил Анкару в программу производства истребителей F-35.

Но как говорят эксперты, Эрдоган в очередной раз ловко обвел Трампа вокруг пальца в вопросе, касающемся ЗРК С-400. Простое согласие не приводить в готовность С-400 вряд ли является уступкой и может быть легко отменено, считает Томас Карако (Thomas Karako) из Центра стратегических и международных исследований.

«Конечно, его можно „свернуть", можно не ставить его на боевое дежурство, можно убрать его в ангар, но степень уверенности в том, что они не развернут его и не приведут в боевую готовность через полгода или через год, в принципе будет нулевая», — сказал Карако.

Беспокоит то, что Турция будет использовать ЗРК С-400, который был разработан для отслеживания самых современных истребителей США, чтобы получить ключевую информацию о том, как работают системы истребителя F-35, когда он находится в режиме незаметности. Такая ценная информация быстро дойдет до Москвы, которая принимает непосредственное участие в подготовке турецких военных к работе с этим ЗРК. Перед закупкой С-400 Турция направила персонал в Россию, чтобы военные приступили к обучению.

«Если не погрузить их на баржу и не отправить в Нью-Мексико», где американские госслужбы смогут разобрать и проверить эти ракетные комплексы, «то все эти разговоры в расчете на то, что ничего не случится и все будет хорошо, вполне могут оказаться бессмысленной затеей, обреченной на провал», сказал Карако.

После того, как этим летом первая группа элементов ЗРК С-400 прибыла в Турцию, Министерство обороны США официально исключило Турцию из программы производства F-35, отметив, что производство истребителей в Турции будет свернуто к марту 2020 года. Но американские чиновники предоставили Анкаре возможность вернуться в программу, если она найдет способ решить проблему с зенитными ракетными комплексами С-400.

Эти две системы «нельзя совмещать, нельзя, чтобы они находились в одном месте», сказал в октябре генерал Тод Уолтерс (Tod Wolters), глава Европейского командования вооруженных сил США. «Есть решение, с которым Турция может согласиться, и мы будем продвигаться вперед. Но, как мы говорим, Турция является важным союзником НАТО, и отношения [между вооруженными силами] с точки зрения США и НАТО остаются прочными».

В прошлом месяце министр обороны США Марк Эспер (Mark Esper) подтвердил свои опасения своему турецкому коллеге.

«Во время своей последней встречи с министром обороны [Хулуси] Акаром (Hulusi Akar) я говорил предельно ясно, — сказал Эспер в понедельник, выступая перед журналистами. — Я еще раз сказал: „Нельзя, чтобы у вас были С-400, и чтобы при этом вы продолжали работать с F-35". И поэтому, я так считаю, что это слишком большая угроза для F-35».

Поставка в Турцию элементов российских зенитных ракетных комплексов летом этого года также является основанием для введения жестких санкций в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций», принятым в 2017 году и действующим в отношении стран, которые покупают российскую военную технику. Но Трамп отложил введение этих санкций, несмотря на протесты законодателей.

Любое соглашение в рамках «обходного варианта», скорее всего, вызовет возмущение конгрессменов, которые настаивают на введении санкций, поскольку Анкара ясно дала понять, что закупит российские зенитные ракетные комплексы.

У Эрдогана было много причин для покупки С-400, хотя США предлагали ему вместо этого ЗРК «Пэтриот» (Patriot), который производит американская военно-промышленная компания «Рэйтеон» (Raytheon), сказал Карако. Главная причина — политическая, покупка ЗРК С-400 считается «данью уважения» президенту России Владимиру Путину. Другая причина — техническая, поскольку РЛС комплекса С-400 позволяет вести обстрел целей по всем направлениям на 360 градусов, а у более дорогостоящего «Пэтриота» — только на 180 градусов. И, наконец, Эрдогану, самолет которого в 2016 году пытались атаковать (во время неудачного государственного переворота — прим. перев.) турецкие ВВС, поднявшие в воздух американские истребители F-16, нужен ЗРК, который предназначен для поражения самолетов западного производства.

Трамп обвинил бывшего президента Барака Обаму в возникновении разногласий, заявив, что администрация Обамы отказалась продать ЗРК «Пэтриот» Эрдогану. Но это не совсем точная формулировка. На самом деле Турция дважды игнорировала предложение купить «Пэтриот» до того, как ей было сделано последнее предложение, более выгодное и по цене и по условиям совместного производства. И летом этого года Госдепартамент официально отменил сделку. Оба раза сделки не были заключены из-за того, что Анкара настаивала на передаче ракетной технологии, от чего американские власти отказались.

Но все равно Эрдоган продолжает соблазнять Трампа перспективами покупки «Пэтриота», хотя далеко не ясно, приведут ли к чему-нибудь эти разговоры.

«Они по-прежнему заигрывают с нами в отношении „Пэтриота"», — сказала Карако.

https://inosmi.ru/politic/20191115/246235883.html

PS. По объективным причинам Эрдогану сейчас более выгодно заигрывать с Кремлем и заключать с ним взаимовыгодные сделки, нежели идти на поводу у Вашингтона, который много чего обещает, но, как правило, свои же обещания не выполняет (как это было с обещаниями не обучать отряды SDF и не поставлять им оружие). Поэтому Эрдоган всячески петляет, напоминает о партнерстве по НАТО и продолжает рассуждать о перспективах закупки ЗРК "Пэтриот" (которые получили тяжелый имиджевый удар в йеменской войне), в тоже время продолжая реализовывать сделки с Россией. Бить горшки с Вашингтоном Эрдоган не хочет, так как дополнительные экономические санкции Турции совсем не нужны. Но если Трамп в следующем году проиграет и в Белый Дом придут демократы, то такие санкции будут неизбежны и Турции более жестко, чем это делает Трамп, предложат определиться, так что время для сидения на двух стульях у "друга Реджепа" ограничено.

С другой стороны, такая позиция Турции, где она позиционирует себя как "страна себе на уме", позволяет извлекать выгоду из многовекторного курса, который циничен и прагматичен, а также избавлен от идеологической доктринальности. Турция безусловно игнорирует либеральные идеологемы, а также легко отказывается от пантюркистских идей, когда речь заходит о выгодной сделке, где надо сдать очередную группу "героев джихада". Это совсем не удивительно, с учетом традиционного оппортунизма Эрдогана, на котором с 2016 года играет Россия и который так не нравится демократическому лобби и неоконам в Вашингтоне. От "друга Реджепа" хотели бы видеть позицию "чего изволите", а лучше всего вообще его не видеть, но так как переворот и убийство Эрдогана провалились, его приходится терпеть, пожиная последствия турецких шашней с Россией и Ираном, для которых он конечно не является надежным союзником, а скорее выгодным ситуативным попутчиком, интересы которого на данном историческом этапе в существенной мере совпали с интересами России и Ирана.

Источник


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.