Плакат от британского минфина: «10-й Экономический и финансовый диалог Великобритания-Китай. 17 июня. Лондон»
Плакат от британского минфина: «10-й Экономический и финансовый диалог Великобритания-Китай. 17 июня. Лондон»
Получив ясное представление о будущем экономической политики России на «Петербургском международном экономическом форуме» (ПМЭФ-2019) в начале июня, а в эти часы – изучая детали решений саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Бишкеке, китайское руководство делает следующий многозначимый для себя ход. На днях оно проведет ещё одно экономическое мероприятие, важное для Пекина с той точки зрения, чтобы уточнить свои действия и место в развернувшейся стратегической Игре в Евразии с учетом обострения «торговой войны» с США.
В Лондоне 17 июня собирается «10-й Экономический и финансовый диалог Великобритания-Китай». И это для Китая может стать «моментом истины».
Похоже, что китайские товарищи проведут там углубленное изучение состояния британских дел в обстоятельствах нынешней неразберихи, творящейся в Лондоне по случаю и Brexit’a, и отставки премьер-министра Терезы Мэй. А затем, на основании самой свежей информации «из-за кулис» и анализа проведенной на месте экспертизы, в Поднебесной станут судить: с какой скоростью, в каком приоритетном направлении и в какой последовательности им выполнять свои решения об экономическом наступлении к западу от КНР, то есть – на просторы Евразии.
Дело в том, что ещё четыре года назад, в 2015-м, вопрос о теснейшем сотрудничестве Китая и Великобритании был практически решен в ходе исторического пребывания в Лондоне – четыре дня государственного визита! – председателя Си Цзиньпина. Мы подробнейшим образом осветили ту феерическую встречу, что организовали для китайского гостя Королевский Двор и правительство консерваторов, в материале «
Фото bbci.co.uk
Смысл достигнутых тогда договоренностей о создании нового стратегического альянса был таков: Великобритания со своими оставшимися от имперского могущества потенциалами принимает на восточном стратегическом направлении беспрецедентные решения по сближению с Китаем – и, при этом, чтобы не тяготиться обязательствами, налагаемыми условиями её нахождения в Евросоюзе, выходит из ЕС под благовидным предлогом. И референдум о Brexit летом 2016 года, казалось бы, открывал для лондонских стратегов масштабные перспективы присоединения к поднимающемуся Китаю, который сделал заявку на роль одной из двух ведущих экономических держав мира. Но…
Песня «Алеет Восток» на английском так и не была спета. Спета, как обернулось, стала песенка правительства Терезы Мэй, вложившейся в Brexit по полной программе, чтобы реализовать решения британо-китайского саммита 2015 года и последовавший за ним референдум по Brexit’у.
Конечно, в консервативной партии пока смело подтверждают дату выхода из ЕС – 31 октября. Но, кто помнит, что это уже не первая «дата», а «выход» всё никак не состоится: «Уж осень близится, а Brexit’a всё нет…» Ну, не выходит у них Brexit! А почему? Есть на то ряд причин.
Не последним аргументом в разрушении сложившегося было альянса стало ослабление Китая под ударами «торговой войны», развязанной против него Трампом – Вы же помните, как Трамп улыбался Си на своей вилле во Флориде в начале 2017 года, попутно отбомбив Сирию «Томагавками», часть из которых просто «гавкнулась»… Вот тогда эскалация конфронтации и началась.
Конечно, Си ожидал позитива от нового президента США – не зря же прилетел к нему в Майами – а тот всё нажимал и нажимал, потом сменил милость на гнев, и ныне устраивает погром в структурах торгово-экономических связей США-КНР.
Для Великобритании это выяснение отношений означает крах надежд на уход от кризисного Евросоюза к «рвущемуся вперед и вверх» Китаю. Китай перестал быть «прекрасным далеко». На него ставку сегодня не сделаешь. А расставание с ЕС – без веской мотивировки и четкого видения будущего, а просто из-за политического каприза, с массой потерь – Лондону, как представляется, не улыбается. Был такой исторический момент, да весь вышел…
Именно поэтому для Великобритании уже не выгодна переориентация сей момент на Восток – эта перспектива просто потеряла свою экономическую привлекательность. «Нет профита – нет смысла». Типично англосаксонско-монетарный стиль мышления: «У Британии нет постоянных друзей, у Британии есть только постоянные интересы». (с)
Что бриттами выиграно/проиграно от такого отказа? Попробуем разобраться.
Ох, как же они к этому «маневру» готовились! То создали в Шанхае филиал лондонского «золотого фиксинга». То перебросили в Китай британское частное золото Ротшильдов. То стараются, вопреки требованиям США, развивать сотрудничество с китайским технологическим гигантом «Huawei». Но все эти усилия последних лет, похоже, искомого профита не принесли. И не факт, что принесут… «А сколько было задумано!..» (с)
За решением о Brexit’е «as it is» – как уже понятно – Великобританию ждет референдум о независимости Шотландии с угрозой распада островного государства. Не говоря уже о судьбе Северной Ирландии – Лондону только активизации ИРА не хватало.
Лондон ждет потеря/вывод примерно 1 триллиона долларов вкладов из банков Сити, откуда деньги уже устремились на континент, в частности – в германский Франкфурт, где для их «принятия» создан альтернативный европейский финансовый центр.
Великобританию ждет эскалация внутреннего раскола по поводу «необходимости» Brexit’a – и в британских элитах, и в самом британском обществе. Сам раскол, впрочем, уже состоялся вне зависимости от того, какое решение будет, в конце концов, принято – там симпатии «за» и «против» расставания с ЕС разложились примерно поровну. Так что одна из половин будет все равно недовольна.
Это – с британской стороны. Причем, нами указаны далеко не все причины возможного провала сделки Лондон-Пекин.
Китайской же стороне в условиях воцарившегося хаоса в правящем классе Британии важно понять, готовы ли бритты выполнить хотя бы часть своих обязательств от 2015 года? Это понимание необходимо пекинскому руководству для того, чтобы окончательно – уже в июле 2019 года – принять решение о стратегическом направлении: «с кем собираться в дальнюю дорогу?» С Россией, с ШОС и со странами Евразии в целом – включая, кстати, и ряд стран континентальной Европы, куда приведет стратегов КНР маршрут «Одного пояса и одного пути»? Либо слегка «тормознуть», дождавшись окончательного решения лондонских сэров и пэров? Игра в три участника – любимое китайское занятие.
Как представляется, китайским товарищам ответ на эту дилемму, в общем-то, известен: бритты им в нынешней ситуации – не эффективный партнер, а обуза. Но, они же должны ещё раз в этом убедиться, проведя в Лондоне «10-й Экономический и финансовый диалог Великобритания-Китай».
Сам ход событий подталкивает Пекин к активным действиям. Поэтому там очень важно не прогадать – «с кем идти в разведку». И определяться надо быстро – «Время, понимаешь, зовет!»
Вот почему столь плотен график ведущих экономических форумов с участием китайских высокопоставленных руководителей: Санкт-Петербург (МПЭФ-2019), Бишкек, потом Лондон, а после этого – как восклицательный знак – конец июня, саммит «Большой Двадцатки» в японской Осаке.
Обратим свое внимание на то, как – с какими нюансами – продолжит выстраивать свою стратегию китайское руководство уже в начале июля с.г. после проведения этих важнейших для него мероприятий.
И, как представляется, песню «Алеет Восток» придется учить в самых разных странах мира, но только не в Лондоне. Не говоря уже о Вашингтоне.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.