Конфликт США и Турции открывает перед Москвой новые возможности
Конфликт США и Турции открывает перед Москвой новые возможности
Редкий случай, когда сообщения из Турции становятся так часты на страницах Euronews и других европейских изданий, и тем не менее целую неделю это именно так. Удвоение пошлин на турецкие сталь и алюминий до 50% и 20% соответственно уронило турецкую лиру до исторического максимума – 6,46 за доллар.
«Я только что распорядился удвоить тарифы на сталь и алюминий в отношении Турции, так как их валюта, турецкая лира, стремительно падает против нашего очень сильного доллара! Алюминий будет теперь 20% и сталь 50%. Наши отношения с Турцией не очень хороши в настоящее время!», – цитирует сообщение Трампа в Твиттере «Голос Америки». Даже не психологу понятно, что восклицательные знаки отражают, как всегда, почти детскую гордость автора за свою лихость.
Понятно, что Турции с ее крупнейшим среди развивающихся стран внешним долгом в 53,4% ВВП и инфляцией выше 15% и без того трудно.
Рынок капитала уже фактически закрыт после назначения месяц назад на должность министра финансов зятя Эрдогана Берата Альбайрака. Опасаясь, что теперь президент страны приберет к рукам Центральный банк, инвесторы кинулись продавать турецкие ценные бумаги. Соответственно, доходность по долларовым облигациям со сроком погашения в октябре этого года за последнюю неделю выросла с 6,8% до 7,15%. Падение к концу минувшей недели курса лиры на 10% уже делает проблематичным обслуживание внешнего долга, перевалившего за 480 миллиардов долларов, и Международный валютный фонд, похоже, уже потирает руки, рассчитывая хорошо заработать в случае гиперинфляции…
Проблемы Эрдогана мало беспокоили бы Брюссель, если бы Европейский Центробанк не забил тревогу: инициированный Трампом обвал лиры ударил по евро тоже, понизив его курс относительно доллара на 0,6% (до 1,15-ти) – до самого низкого уровня за последний год. При этом американский доллар «потяжелел» относительно шести основных мировых валют почти на полпроцента. Но, в противовес радостному заявлению Трампа в Твиттере, американские биржи закрылись снижением основных фондовых индексов – общая распродажа на рынках началась из-за очередного конфликта США со своим еще вчера неразлучным другом и партнером, пишет Euronews.
Нелишне напомнить, что с начала пятидесятых Турция была не только преданным союзником США, но и играла весьма специфическую роль на Ближнем Востоке, в частности, в конфликте Лиги арабских государств с Израилем. Канадский Global Research взял себе труд коротко прописать произраильскую историю внешней политики Анкары. Тут и тесное военное сотрудничество со Штатами с началом холодной войны, включая военную базу Инджирлик, где по сей день хранится американское ядерное оружие. И членство в НАТО. И метеозонды и самолеты-шпионы вроде U-2 с Пауэрсом в небе над Россией. И вторжение в Ливан в 1958-м. И «Буря в пустыне» в Кувейте. И «Несокрушимая свобода» в Афганистане после 11 сентября. И вторжение в Ирак. Все это – в активе Инджирлика.
Но отдельное спасибо США задолжали Турции за ее военно-разведывательный союз с Израилем, пишет профессор Мишель Хоссудовски в Global Research.
«Двусторонний альянс США – Израиль и США – Турция связан с соглашением о военном и разведывательном сотрудничестве, так же, как и с соглашением Израиля и НАТО от 2003 года, и устанавливает основы «Тройственного союза» США – Израиль – Турция», – считает профессор. Секретное соглашение о безопасности между Израилем и Турцией (Security and Secrecy Agreement – SSA) было подписано в 1994 году и позволяло израильским службам безопасности собирать электронную информацию по Сирии и Ирану с территории Турции. В обмен Израиль помогал в оборудовании и тренировке турецких силовиков для борьбы с террористами на границах с Сирией, Ираком и Ираном. Зачем этот давний треугольный альянс Дональд Трамп принес в жертву сегодня? Ведь, кроме всего прочего, с началом века Турция стала важным рынком сбыта американских товаров, причем если экспорт из США за десятилетку вырос с 3-х до 16 миллиардов долларов в год, то стоимость турецкого экспорта в США за это время увеличилась всего на миллиард. Тут никаким торговым дефицитом даже не пахнет.
Отвечая на вопрос «зачем?», и Euronews, и Reuters дружно ссылаются на историю с арестованными в Турции американским пастором Эндрю Брансоном и сотрудником американского консульства Мехметлм Топузом, обвиняемым в причастности к попытке госпереворота в июле 2016 года. И на расхождение интересов Тегерана и Вашингтона в Сирии и Ираке. На закупленные российские С-400, наконец. Все так. Очевидно, что приобретая наши системы ПВО, Турция предпочитает отказаться от интеграции в систему противовоздушной обороны США-НАТО (которая так же включает участие Израиля). «Практически это означает, что Турция "неофициально" избрала выход из НАТО», – пишет Global Research. Может быть, не совсем так категорично, но почему нет?
Обиженный Эрдоган уже открыто заявляет, что Турция больше не будет плясать под дудку Вашингтона, а станет искать новых друзей, в которых западные журналисты ему уже записывают Китай с Ираном и Россией. Перед Кремлем открываются возможности, о которых можно было только мечтать…
При этом остается несколько в тени тот простой факт, что экономика Турции растет рекордными темпами – 16% в год. Нужен ли Штатам быстро набирающий силу конкурент в этом стратегически важном регионе мира? «Несмотря на это нападение на нашу страну через курс валют, во втором квартале мы продолжим расти и закончим 2018 год с рекордными показателями, – цитирует Эрдогана все та же Euronews. – Если у вас под матрасами лежат сбережения в долларах, евро или золоте – идите в банки и меняйте их на турецкую лиру. Это национальная битва». С тем, что решение Трампа об удвоении тарифов на турецкие сталь и алюминий, приведшее к падению турецкой лиры, это экономическая война, а не требование рынка, согласно большинство экономистов, выступивших в западной печати. Как всякая война, она подстегнёт процесс создания новых союзов «по интересам», которые не станут плясать «под Вашингтон». Трамп сам подталкивает своих союзников к такой развязке. «Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил на митинге в городе Ризе о готовности вести торговлю с Китаем, Россией, Ираном и Украиной в национальных валютах», – шлет очередное сообщение Euronews. Так давайте поторгуем…
Примечание Владимира Зыкова. Я не знаю, как там в России, а Украина полна турецких товаров, которые хоть и похуже (но и подешевле) европейских, но существенно лучше китайских. Это и бытовая техника, и электроника (скажем, турецкий проигрыватель видеодисков, в отличие от японского, никогда не напишет вам, что в вашей стране смотреть этот фильм или слушать эту песню запрещено), и электроарматура (выключатели, розетки и т.п.)
Елена Пустовойтова. Специально для «Столетия»
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.