При всем разнообразии мировых цивилизаций, регионов и государств, с давних пор международную конфигурацию нам привычно видеть в формуле Запад-Восток. Даже Киплинг когда-то написал по этому поводу, выразив их единство и разницу в своем художественном стиле: «East is East, and West is West, and never the twain shall meet» - «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и этим двоим никогда не встретиться».
Сегодня этот образ приобретает черты геополитической трансформации. Чувствуют новые тенденции как на Востоке, так и на Западе. И в связи с этим происходят – одновременно! – очень показательные события на самом высоком уровне.
Саммиты, «связанные единой цепью мировых событий»
Буквально за несколько суток, практически параллельно, в разных уголках Земли прошли несколько знаковых саммитов, которые каждый по отдельности и все вместе высветили в международной повестке новые очень значимые тенденции. Вернее, подтвердили оценки, на основании которых эти тенденции уже начали обсуждать международные эксперты. Все эти встречи и переговоры связаны незримыми нитями общих забот, выросших перед практически всеми странами мира в новую Эпоху переформатирования и экономики, и торговли, и военных возможностей, и, наконец, собственно политики, на которую оказывают влияние все эти компоненты международных отношений.
Назовем сразу эти встречи на высоком уровне, «связанные единой цепью мировых событий»: саммит Россия-КНР в Китае, саммит ШОС в Китае, саммит G-7 («Большой семерки» западных стран) в Канаде, очередной сбор «Бильдербергского клуба» в Италии и, наконец, саммит США-КНДР в Сингапуре.
Трудно припомнить, чтобы мировые лидеры и ведущие деятели вот так все и сразу собирались группами по интересам, чтобы оценить складывающуюся международную политико-экономическую обстановку, которая сегодня далека от благости и стабильности, и предложить свои решения наваливающихся проблем. Буквально за ближайшим поворотом Истории открывается новый и непонятный мир, куда Человечество идет семимильными шагами, оставляя за спиной наработанные со времен окончания Второй Мировой войны формы международного взаимодействия, а что дальше?
Перемены грядущие, как представляется, будут качественно отличаться от переформатирования, случившегося после краха СССР и мировой соцсистемы в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. Сегодня под ударами кризиса оказываются те самые страны, что в течение десятилетий были для многих примерами качественного развития и лидерами мира. Если объединить их одним словом, то это слово – Запад.
Сегодня Запад и его пост-колониальная система чуть ли не повторяет судьбу соцсистемы под давлением нарастающих финансово-экономических проблем. И если Европа, объединенная под знаменем Евросоюза, ещё пытается проявить солидарность и искать коллективный ответ на возникшие вызовы, то англосаксы – что в Великобритании, что в США – уже открыто демонстрируют, что «своя рубаха ближе к телу», и спасаться в штормовых волнах кризиса намерены самостоятельно.
Расставание Лондона с ЕС уже получило имя Brexit, а вот возможный выход Вашингтона из G-7 ещё обретет свое название. Эти формы коллективной организации и коллективной же ответственности англосаксам совсем не по нраву. Правда, получится у них «выплыть» или нет – вопрос дискуссионный, но зато их демонстративное игнорирование интересов ещё вчерашних союзников столь показательно, аж в мировой прессе появляются вот такие фото «выяснения отношений» между западными лидерами:
Фото с саммита G-7 в Канаде, облетевшее весь мир
Да и между самими англосаксами не все в порядке. Вот с каким выражением смотрит на Дональда Трампа премьер-министр Великобритании Тереза Мэй:
Ниже мы ещё поговорим о главных выводах, к которым подводят результаты саммита «Большой семерки» в Канаде, а начнем наш обзор с того саммита, что оказался первым по времени в череде встреч на высшем уровне последних дней.
Союз Москва-Пекин и наши общие заботы
В последнее время довольно много разговоров о плюсах и минусах российско-китайского экономического сотрудничества. Сторонники одной точки зрения демонстрируют десятки подписанных договоров и контрактов между странами и отдельными организациями и компаниями, хотя не каждый из них материализовался. Адепты другой – предупреждают о силе «китайского Дракона», который в будущем может претендовать на доминирование в двухсторонних отношениях с Москвой в силу своего экономического превосходства. Однако, несмотря на многоголосье комментаторов, лидеры России и Китая продолжают от встречи к встрече наращивать потенциал сотрудничества, раскрывая все новые перспективы на самых разных направлениях. Как эти возможности и договоренности реализуются – вопрос назревший, но мы же не можем забывать о том, что рано или поздно «количество переходит в качество». Тем более, нагнетание мировой обстановки со стороны увядающего Запада, прежде всего США, просто подталкивает Москву и Пекин к тому самому союзу, который все более укрепляется в связи с объективной необходимостью искать ответы на новые угрозы и опасности. А плечо к плечу, спина к спине – это очень надежная, правда, оборонительная, позиция. Впрочем, нам от Запада надо только одно – чтобы он не мешал России жить и развиваться.
Вот, «New York Times» на днях пишет: «Россия и Китай отреагировали на Стратегию национальной безопасности США, описывающую их как главных противников Америки, пообещав еще больше расширить свое экономическое, политическое и военное сотрудничество. Кроме того, они намерены и дальше укреплять Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), которую сами когда-то создали». А что – в Вашингтоне не поняли, что своими руками создают союз России и Китая, который янки будет не по зубам? Впрочем, к нашей взаимной с китайцами выгоде и удовлетворению с нарастанием многообразных связей.
Здесь мы только перечислим новые документы, которые были подписаны 8 июня 2018 года в ходе визита Владимира Путина в КНР:
- Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики;
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении и Меморандум об организации скоростных и высокоскоростных грузовых железнодорожных трансграничных перевозок в сообщении Китай – Россия – Европа (проект «Один пояс – один путь» получает гарантии транзита по территории РФ);
- Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономического развития Российской Федерации и Государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформе о дальнейшем укреплении инвестиционного сотрудничества (Россия намерена переориентировать свои кредитные линии с Запада, где они подвергаются санкциям, на Китай, благо там уже создан с российским участием Азиатский банк инфраструктурных инвестиций AIIB, потенциал которого сравним с возможностями Международного валютного фонда);
- Совместное заявление Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства коммерции Китайской Народной Республики о совместном технико-экономическом обосновании Соглашения о Евразийском экономическом партнерстве (ещё один кирпичик в структуре «Один пояс – один путь»);
- Меморандум о взаимопонимании между Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством коммерции Китайской Народной Республики по вопросам сотрудничества в области электронной торговли (новые технологии);
- Меморандум о взаимопонимании между Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» и Китайской национальной космической администрацией о сотрудничестве в области исследования Луны и дальнего космоса (если западники не желают продолжать программы космических исследований с РФ, то РФ разворачивается в этом направлении на Восток: для остальных – «батут»);
- Соглашение о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Китайской академией наук (развитие науки требует объединения международных усилий).
Целый блок соглашений в области высоких ядерных технологий:
- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации на территории Китайской Народной Республики демонстрационного реактора на быстрых нейтронах и Рамочный контракт на поставку оборудования и оказание услуг по проекту сооружения на территории Китайской Народной Республики демонстрационного реактора на быстрых нейтронах;
- Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сооружении на территории Китайской Народной Республики энергоблоков №7 и №8 Тяньваньской атомной электростанции и Рамочный контракт на сооружение на территории Китайской Народной Республики энергоблоков №7 и №8 Тяньваньской атомной электростанции;
- Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в серийном сооружении на территории Китайской Народной Республики энергоблоков атомной электростанции «Сюйдапу» и Рамочный контракт на сооружение на территории Китайской Народной Республики энергоблоков электростанции «Сюйдапу»;
- Контракт на поставку в Китайскую Народную Республику радионуклидных тепловых блоков космического назначения.
А в документе «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики» прямо сказано: «Российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия трансформировались в комплекс взаимоотношений между крупными государствами, характеризующийся богатым содержанием и ярко выраженной стратегической значимостью». Сказано – и не раз – слово «стратегия». А это – далеко идущие планы совместного сотрудничества, подкрепленные и детализированные реальными соглашениями и договорами.
Термин «стратегия» прописан и в международной части «Совместно заявления»: «Российско-китайское партнерство является образцом современных межгосударственных отношений, а российско-китайское взаимодействие – существенным фактором поддержания стратегического баланса и стабильности в мире в ситуации, когда международная обстановка характеризуется высоким конфликтным потенциалом, обострением геополитических противоречий, сжатием пространства для конструктивного взаимодействия и проявлениями экономического протекционизма».
По большому счету, упор на «стратегию» демонстрирует понимание перспектив как двусторонних отношений Москва-Пекин, так и положения этой «Большой двойки» в бурных мировых событиях наших дней. Недаром же и председатель Си Цзиньпин, и президент Владимир Путин, подводя итоги своего нынешнего саммита, сказали следующее.
Си Цзиньпин: «Мы с Президентом Путиным договорились о том, что в условиях сложной и изменчивой международной обстановки Китай и Россия будут наращивать взаимную поддержку и содействие в международных делах, углублять стратегическое взаимодействие».
Владимир Путин: «Подчеркну, взаимодействие России и Китая носит стратегический характер и основано на принципах равноправия, добрососедства и доверия».
Бильдербергские страдания
Прежде чем вернуться в Китай на саммит новой «Большой восьмерки» – да-да, не удивляйтесь, и об этом феномене мы поговорим ниже, обратим внимание ещё на одну крупную встречу. Саммитом её можно назвать с некоторой натяжкой, хотя по своему глубинному смыслу она может перекрыть по важности даже G-7. Речь идет о ежегодном заседании «Бильдербергского клуба», который уже давно именуют не иначе, как «мировым теневым правительством».
На сей раз так сложился график – возможно, и намеренно – что сборы «Большой семерки» в Канаде и «Бильдербергского клуба» в Италии сошлись буквально по дням – 8-9 июня G-7 и 7-10 июня «клуб».
Состав «БК» на сегодня представлен, например, в этом материале «Бильдербергский клуб – 2018». А здесь – «К заседанию Бильдербергского клуба: троянский конь «разногласий» между США и ЕС» проведен доскональный разбор его нынешней деятельности.
Организаторы нынешнего заседания сообщили, что 131 участник из 23 стран приняли участие в нынешнем собрании. В списке гостей этого года: президент Всемирного экономического форума Бёрге Бренде, генеральные директоры «Airbus», «DeepMind» и «Total», экс-госсекретарь США Генри Киссинджер, бывший глава ЦРУ Дэвид Петреус, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, глава Банка Англии Марк Карни. Встречу вел французский бизнесмен Анри де Кастри. Среди приглашенных нет представителей России, хотя на прошлые заседания «клуба» кое-кого приглашали.
Что за вопросы были вынесены на заседание в Турине? Они, по информации от организаторов, следующие:
- Популизм в Европе;
- Проблема неравенства;
-Будущее работы (The future of work);
- Искусственный интеллект;
- США накануне промежуточных выборов;
- Свободная торговля;
- Мировое лидерство США;
- Россия;
- Квантовое вычисление;
- Саудовская Аравия и Иран;
- Мир “пост-правды”;
- Актуальные события.
И опять – «свободная торговля», и опять – «Россия», и опять – «мировое лидерство США». Но, в отличие от канадской встречи G-7, где вынесли на обсуждение темы «планетарного климата» и «гендерного равенства» (актуальнее некуда…), вопросы «БК» выглядят более важными и значимыми для самих участников «клуба» и тех, кто на них ориентируется.
Вот такие уровни теперь заседаний «БК» и G-7. Похоже, что «теневое мировое правительство» четко представляет себе, что и зачем надо изучать и обсуждать как самые животрепещущие вопросы современного бытия – вплоть до «квантового вычисления» и «мира “пост-правды”», а президенты и премьеры больше заняты «тушением политико-экономического пожара» в своих рядах. По другому – «БК» проявляет себя в стратегии, а G-7 – в тактике. В целом – достаточно разумное распределение обязанностей западных «think-tanks» в условиях нарастающего кризиса.
Но уровень вызовов для западных элит сегодня таков, что сложно себе представить, каким образом стратегические решения, обсуждаемые на «БК», смогут быть реализованы правителями тех стран, где вопрос о «популизме» выдвигается на первый план – народ в странах Евросоюза понял, что «Так жить нельзя!», и глаголет: «Мы ждем перемен!»
При этом резко падает качество правящих бюрократов. Только что был скандал в Вашингтоне, когда пресс-секретарь госдепа Хизер Нойерт назвала высадку союзных войск, воевавших против Гитлера, в Нормандии в 1944 году, которую называют «D-Day», «примером крепких связей США и Германии». Пользователи Twitter призвали Госдеп выучить историю, иначе его спикер назовет японскую атаку на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор в декабре 1941 года, как пример «крепких отношений» США и Японии…
С другой стороны, поднимаются национально ориентированные политические силы. Только что лидер французского «Национального фронта» Марин Ле Пен переименовала свое движение в «Rassemblement national», что можно перевести, как «Национальное объединение», предполагая широко раскрыть двери своей партии для всех, кто поддерживает отказ от глобализма «БК» и переориентирование политики Франции в направлении интересов собственных граждан. То же мы видим и в ФРГ – партия «Альтернатива для Германии». А в Италии эти политические силы уже у власти и сформировали свое правительство. Вот о чем болит голова у участников «Бильдербергского клуба».
Глядишь, и несколько лет спустя в G-7 будут заседать сторонники «Национального объединения» и «Альтернативы для Германии» вместе с итальянской «Северной Лигой». Возможно, именно поэтому сегодня «БК» начинает заниматься выстраиванием самостоятельной линии в мировых делах, не оглядываясь и не ориентируясь на попавшую в «шторм» «Большую семерку»? Прежде ведь координация этих структур была заметна, а сегодня они как будто избрали каждая свою траекторию.
Да и кому нужны переругавшиеся между собой руководители погрязших в долгах как в шелках стран, теряющих на глазах у всего мира свои привлекательные черты? Стран, рискующих в обозримом будущем не привычно для них «миром командовать», а толкать друг дружку под «каток» кризиса – «сегодня ты, а завтра – я, но ты – сегодня».
Действительно, одна часть «Большой семерки» проигрывает другой её части вчистую по, например, показателям сальдо торгового баланса. (Вот опять мировая торговля становится и индикатором, и судьбой приговоренных к кризису недавних лидеров). Взгляните: сальдо внешней торговли сугубо отрицательное у США (451,6 млрд долл.), Великобритании (157,5 млрд), Канады (50,6 млрд) и Франции (21,1 млрд). Зато положительное сальдо у другой части G-7 – у Германии (290,2 млрд), Японии (187,2 млрд) и Италии (50,4 млрд). И что-то закрадываются подозрения, что во имя собственного спасения первая «несчастная четверка» намерена перевести свои проблемы на «благополучную тройку». И начинается внутривидовая борьба, когда «партнерам» просто некого потрошить, кроме как друг друга.
Это подметил обозреватель РИА «Новости» Иван Данилов, анализирующий «формат тотального скандала из-за бушующей трансатлантической торговой войны»: «В то время как Трамп требует, чтобы страны Евросоюза, прежде всего Франция и Германия, выплачивали ежегодную дань на содержание НАТО (то есть фактически на содержание американской армии и ВПК), лидеры ведущих европейских государств не только отказываются выполнять это требование, но еще и создают собственные военные структуры для самозащиты, а также для ведения собственных (то есть неподконтрольных США) военных операций в любой точке планеты. Такое решение — это не только плевок в сторону амбиций американского президента, но и явная демонстрация европейского курса на полный суверенитет».
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.