Технополис завтра
Самое важное. Самое полезное. Самое интересное...
Новости Политика

Узлы глобального переформатирования - 3 (окончание)

Нарендра Моди и Си Цзиньпин прогуливаются по берегу озера в Ухани. Фото Синьхуа

География – это судьба. Даже для азиатских Гигантов

Пожалуй, эту часть материала самый раз начать с тех же слов: страны Востока «ищут пути консолидации своих сил ради поначалу – защиты от Запада, конвульсирующего и теряющего рамки адекватного поведения, а уже затем – ответных действий, возможно – ассиметричных, в отношении этого колосса на глиняных ногах с кулаками-кувалдами».

Казалось бы, прошлый год, 2017-й, был отмечен ухудшением отношений двух азиатских соседей-Гигантов, партнеров по БРИКС и ШОС – Китая и Индии. Индия, по мнению многих экспертов, вообще начала дрейф в сторону США, опираясь на старую традицию ориентировки на англосаксов. Этакое продолжение колониальной истории, укоренившейся в привычку. Прошли времена дружбы с СССР, и в Дели решили развернуться к Вашингтону, чтобы найти противовес набирающему мощь китайскому соседу. Одним из результатов этого выбора стали «качели» индийской политики, стремящейся к балансу между дозированным сотрудничеством с США и осмотрительным взаимоотношениям с Китаем.

И все бы так и продолжалось, если бы… Если бы в Дели не увидели, что «пал» подожженного американцами Ближнего Востока начал распространяться по просторам Азии в сторону индийских границ. Рядом – религиозные столкновения в соседней Мьянме. Там случился «переход к демократии», на чем настаивали янки – Обама даже ездил в Мьянму несколько раз, как на работу. Это не может не беспокоить Дели с той точки зрения, что сюда, на Юго-Восток Азии, в частности, в ту же Мьянму, начали – при поддержке американцев – перебрасываться силы разгромленного в Сирии ИГИЛа. Уж эта «радость» у границ Индии совсем ни к чему.

Возможно, у индийского руководства есть и иные мотивы для «новой азиатской политики», но результат сейчас проявился довольно неожиданно – премьер-министр Моди приехал к председателю Си Цзиньпину, и по итогам их встречи можно сделать вывод, что период охлаждения отношений двух стран миновал.   

Это тем более показательно, что ещё несколько месяцев назад на их границе легко могла вспыхнуть перестрелка. Это тем более показательно, что Индия открыто выступала против китайского проекта «Один пояс – один путь», усматривая в нем конкуренцию своим торговым отношениям с миром.
Это тем более показательно, что уже давно Моди и Си даже не пожимали друг другу руки.

И вот – времена переменились. Озабоченность развитием ситуации в Азии, куда лезут янки, уже нацеливаясь на удар по Ирану, а это – Большая Война с перекрытием Ормузского пролива и ответным ударам по Израилю – привела лидеров Китая и Индии в город Ухань. Провинциальный город, известный тем, что у Мао Цзэдуна здесь была резиденция на свежем воздухе, и неподалеку Великий кормчий осуществил свой знаменитый заплыв на реке Янцзы. В общем, место знаковое…

Сейчас здесь состоялось, по сути, восстановление нормальных, добрых отношений соседей, которые тревожно оценивают обстановку, сгущающуюся в мире, в целом, и в Азии, в частности. Помимо угрозы войны в Иране, Китай стали сильно задевать торгово-экономические удары Трампа, начавшего торговую войну с Поднебесной. С учетом давления такого же рода со стороны США на Европу, Индия не может быть гарантирована от того, что не станет следующей целью новой американской торговой политики.

И вообще в мире растут опасения относительно будущего мировой торговли с учетом начавшегося по инициативе Трампа развала системы, на которой 70 лет функционировала ГАТТ/ВТО.

Зато два огромных рынка – индийский и китайский, не говоря уже о соседних странах Юго-Восточной Азии, где проживает почти половина Человечества, как представляется, могут стать для двух Гигантов вполне себе перспективными направлениями для развития взаимовыгодных отношений. Почти четыре миллиарда человек – за получение такой торговой площадки и побороться не грех, и силы объединить. Либо – договориться о правилах игры.

Как точно написал один из обозревателей, «вопрос, в сущности, о том, кто в мире — на стороне России (и Китая) в условиях начала торговой войны, а на самом деле войны за передел всей мировой экономической и политической системы».

Перед саммитом министр иностранных дел Китая Ван И сформулировал суть этой встречи так: нужно вынести «стратегическое суждение о происходящем в мире, чтобы две страны поставили новые цели и открыли новые перспективы». Согласно индийским источникам, задача — выработать программу совместной работы на 15 лет вперед.

И вот – саммит. Агентство Синьхуа пишет: «Состоялась неформальная встреча председателя КНР Си Цзиньпина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Они в дружественной атмосфере провели углубленный обмен мнениями по вопросам международной архитектоники и двусторонних отношений и достигли широких договоренностей».

Каких договоренностей? Синьхуа уточняет: «Лидеры считают, что международная обстановка находится в ключевом периоде изменений и упорядочения, тенденция мира и развития необратима. Китай и Индия – две крупнейшие в мире развивающиеся страны и экономических субъекта с нарождающимися рынками, численность населения каждого из которых превышает 1 миллиард человек. Мирные, стабильные и сбалансированные китайско-индийские отношения – важный активный фактор, обеспечивающий стабильность в мире».

А это уже – политические оценки, мировая торговля здесь – только производное.

И далее – «Китай и Индия будут вместе продвигать демократизацию международных отношений, расширять представительность и право голоса развивающихся стран и стран с нарождающимися рынками, поддерживать многостороннюю торговую систему, выступать против протекционизма и продвигать открытую, инклюзивную, всеобъемлющую, сбалансированную и взаимовыигрышную экономическую глобализацию».

Это – открытый вызов, бросаемый в адрес США, которые именно по каждому указанному выше пункту рушат международные договоренности.

Си Цзиньпин прямо говорит, что «международная обстановка находится в ключевом периоде изменений и упорядочения; взаимосвязи и взаимозависимость между разными странами день за днем усиливаются». А Моди, со своей стороны, отмечает: «Индия и Китай, как две крупнейшие развивающиеся страны с общим 2,6-миллиардным населением, и как два больших экономических субъекта с нарождающимися рынками играют роль стабилизирующих факторов в мире. Развитие двух стран оказывает важное влияние на мир и имеет позитивное значение для других развивающихся стран».

Если перевести это с языка политического, то, во-первых, ясно выказана озабоченность Китая и Индии тем, что происходит в мире и вблизи их границ. Во-вторых, прямо заявлено о консолидации усилий двух Гигантов ради не только развития взаимовыгодного сотрудничества на мировых рынках, но и – что важно – в деле поддержания региональной безопасности. Слова о том, что «тенденция мира и развития необратима» – это по-восточному изысканный вызов США и Ко, стремящихся поломать эту тенденцию к миру и развитию. Умеют же на Востоке излагать мысли так, что по форме мягко, а по содержанию – жестко. И такими заявлениями здесь просто так не кидаются…

Что для России?

Прекрасные отношения с Китаем и добрые, хотя и просевшие в последние годы, отношения с Индией дают Москве прекрасную возможность поднять на новый уровень ту самую «азиатскую тройку», рождение которой ещё 20 лет назад предсказывал Евгений Примаков. Союз Москва-Пекин-Дели – это гарантия мира в Азии, если не во всей Евразии.

Китай уже принял решение о том, чтобы участвовать в тушении сирийского пожара. Индия, судя по всему, начинает перенацеливать силовые структуры от противостояния на границе с Китаем в сторону новых угроз, приблизившихся к ней с других направлений.

При условии дальнейшего сближения Пекина и Дели вполне реальной в нынешней обстановке становится и перспектива потепления отношений Индии с союзником Китая – Пакистаном. Тот недавно разругался с США, крепит связи с Россией, вступил вместе с Индией в ШОС. Чем не предпосылки к переформатированию отношений в сторону сотрудничества в самых разных областях? Тем более в условиях, когда страны Востока ищут пути консолидации.

Негромкий саммит с далекоидущими последствиями

И вот, если в Азии всё четче складывается понимание того, что будущее может быть весьма тревожным в связи с ослаблением Запада и его конвульсивными попытками «переиграть партию и остаться с сильными фигурами» (в загашнике метод Бендера: «Гроссмейстер, поняв, что промедление смерти подобно, зачерпнул в горсть несколько фигур и швырнул их в голову одноглазого противника»), англосаксы продолжают тихо вести свою азиатскую политику. И толк они в этом знают.

Дело в том, что пока мир наблюдал за тремя описанными выше саммитами в Вашингтоне, на межкорейской границе и в Китае, в Лондоне продолжали выстраивать свою линию продвижения в Азию. На сей раз – на Каспий.

Мы уже писали о том, что в эти края лезут американцы, выжимая у Казахстана права на постоянное присутствие в портах Каспийского моря. К удивлению, немалая часть читателей почему-то решила, что речь идет о невероятном «входе в закрытый водоем американского флота». Но дело в другом – дело в базировании в портах Каспия американской сухопутной миссии для самых разных целей. То есть – о создании здесь опорного пункта армии США.

С учетом возможного нападения США на Иран в целях дальнейшего выхода янки на южные берега Каспия, да и нынешнего обострения в Армении – мы можем констатировать подготовку к массированному прорыву американцев в район «мягкого подбрюшья» России.

Поэтому обратим внимание ещё на один саммит, негромко прошедший в Лондоне. Сообщают оттуда вот что: «SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики) и BP (British Petroleum) подписали соглашение о разделе продукции по совместной разведке и разработке перспективного блока «D230» в азербайджанском секторе Каспийского моря. Документ подписан 26 апреля 2018 г по итогам визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Великобританию».

Соглашение подписано на 25 лет. То есть четверть века пребывания на Каспии англичанам гарантированы. В канун Великой Отечественной войны Черчилль рассматривал вариант бомбардировки нефтяных полей в Советском Азербайджане, а сегодня бритты тактику поменяли – нефть здесь уже не советская, поэтому бомбить её не надо. Они уже давно принимают участие в добыче здешних энергоносителей – ВР является оператором нефтегазовых проектов в Азербайджане. И вот получили новый контракт.

О чем вели разговор лидеры Великобритании и Азербайджана, рассказала пресса: премьер-министр Тереза Мэй, помимо обсуждения вопросов двустороннего сотрудничества, выразила благодарность за участие, оказываемое Азербайджаном для «миротворческих операций в Афганистане». Иными словами, одобрила то, какую поддержку получает маршрут транспортировки американо-английских грузов через Азербайджан по Каспийскому морю далее на Казахстан, и далее – посуху до баз НАТО в Афганистане.

Также в ходе встречи стороны также «обсудили вопросы регионального развития и безопасности». Да – региональной безопасности. Хотя, где – Англия, а где – Каспий. Так это – бизнес? Или… «игры» вокруг Каспия на тему «региональной безопасности»?  

Фото sputnik.az 

Что для России?

На предстоящий в нынешнем году «Каспийский саммит» пяти прибрежных государств – России, Азербайджана, Казахстана, Ирана и Туркменистана – было бы полезным вынести вопросы, связанные с попытками англосаксов обосноваться на Каспии. Уж очень настойчивы наши «партнеры», уж очень им хочется, используя, в том числе, и шантаж, закрепиться в этом ключевом, как теперь становится абсолютно ясно, регионе Азии. «Анаконда» хочет набросить кольцо на Каспий…  

…Вот так в этих четырех саммитах проявились многие животрепещущие проблемы сегодняшних международных отношений и мировой политики. Ясно одно – мир трансформируется, идет глобальное переформатирование с сопутствующими эксцессами. И многих, как сейчас модно говорить, «игроков» эти перемены заставляют активно искать свое место и в стремительно меняющейся обстановке, и в будущих конфигурациях.

Саммиты, саммиты, саммиты.

Договоренности, договоренности, договоренности.

Конфликты, конфликты, конфликты.

Новая международная реальность нарождается. Много непонятного прорастает.

Оттого и такое оживление – прямые контакты позволяют хотя бы обменяться мнениями и сверить свои позиции с позициями партнеров. Кому-то важно сохранить влияние и гегемонизм. Кому-то – защитить свои позиции. Кому-то – определиться: «С кем вы, деятели мировой политики?»

И в этих условиях при развязывании узлов геополитического переформатирования даже вспышки эмоций все равно лучше, чем залпы «томагавков». Так пусть будет больше саммитов! Нет?   

https://serfilatov.livejournal.com/2392721.html 


 

© 2009 Технополис завтра

Перепечатка  материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши  правила  строже  этих,  пожалуйста,  пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.