Иван Данилов, автор блога Crimson Alter
Иван Данилов, автор блога Crimson Alter
Дональд Трамп приступил к реализации одного из главных пунктов своей предвыборной кампании — масштабной торговой войне с Китаем. Он президент-шоумен, и потому заявление о введении торговых и инвестиционных ограничений (фактически санкций) против Китая было сделано прямо на YouTube-канале Белого дома. Заявленной целью Трампа, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, является сокращение торгового дефицита с Китаем, по американским оценкам, находящегося в диапазоне "от 375 миллиардов долларов до 504 миллиардов долларов", а также наказание Китая за "колоссальную кражу американской интеллектуальной собственности". На макроуровне ставка совсем другая, и цель Белого дома заключается в том, чтобы "сделать Америку великой снова".
Китай уже подготовил несколько ответных мер и посылает недвусмысленные сигналы о готовности нанести серьезный ущерб американской экономике и даже политической стабильности. Несмотря на подчеркнутую вежливость официальной дипломатической позиции, неформальная позиция Пекина обозначена довольно жестко. Главный редактор ведущего внешнеполитического издания Китая, Ху Сицзинь, использовал для описания китайских планов
Если отвлечься от экзотического колорита и ярких образов, которые используют китайские медийщики, то можно выделить и проанализировать несколько уровней возможных ответных действий со стороны Пекина. Самый быстрый и очевидный ответ, о котором уже говорят китайские официальные лица, — это введение ответных санкций с прицелом на нанесение не столько экономического, сколько политического ущерба. Уже в ближайшие недели под заградительные тарифы или под прямой запрет попадут поставки в Китай американской сои, и это будет серьезным шагом. Потому что Китай — главный мировой импортер сои, и каждый год Америка поставляет в Китай сои на 12 миллиардов долларов.
Однако главная цель "соевого эмбарго" — американские фермеры, которые массово голосовали за Дональда Трампа и которые столкнутся с риском стать банкротами из-за действий своего президента.
Следующим этапом в плане подрыва американской политической стабильности станут ограничения, направленные против компаний, для которых Китай является главным экспортным рынком и чьи производственные мощности расположены в штатах, которые поддержали Трампа на выборах. Примерный
Несмотря на то, что китайские ответные меры могут быть достаточно болезненными, представляется маловероятным, что "торговая война" остановится после этого обмена ударами. Для Трампа любой исход, кроме полного выравнивания торгового баланса с Китаем, будет равен поражению. Для Китая любая форма проявления слабости гарантирует, что
Первый "ядерный вариант" — это одномоментная девальвация юаня, которая моментально
О втором "ядерном варианте" упомянул посол Китая в Вашингтоне Цуй Тянькай в
В руках китайского руководства портфель американских облигаций размером более триллиона долларов превращается в мощное финансовое оружие. Частично в этом виноват сам Трамп — потому что из-за сложной политической конъюнктуры он сначала провел налоговую реформу и запустил массированный план инфраструктурных инвестиций, а торговую войну с Китаем начал только потом. Проблема в том, что для закрытия дыр в американском бюджете, которые увеличились из-за налоговой реформы, и для финансирования инфраструктурного плана Трампа потребуется серьезное увеличение скорости, с которой США набирает долги с помощью выпуска государственных облигаций. Об этом знают игроки на Уолл-стрит, Пекин также в курсе этого. И потому для нанесения очень серьезного ущерба Соединенным Штатам достаточно даже просто решения Поднебесной о приостановке покупки американских облигаций, не говоря уже о намерении продать часть или весь портфель американских государственных облигаций, принадлежащих КНР.
Несколько месяцев назад неподтвержденные слухи о том, что Пекин заморозит покупки американских облигаций, привели к легкой панике на рынках. Официальное решение о приостановке покупок или распродаже китайского портфеля приведет уже к тотальной панике. Китай — самый крупный иностранный покупатель американских гособлигаций, и его уход с рынка приведет к тому, что Трампу придется выбирать из нескольких плохих вариантов: или отказываться от амбициозных инфраструктурных инвестиций, или сокращать бюджетные расходы на других направлениях, или перейти к фактической "монетизации долгов" (схеме, в которой частные банки получают кредиты от Федрезерва США и на эти "сделанные из воздуха" деньги покупают государственные облигации американского Минфина).
У каждого варианта есть очень серьезные негативные последствия. Если отказаться от инфраструктурных инвестиций, то США останутся без стимулов к реиндустриализации, а американская инфраструктура (так утверждают сам Трамп и его сторонники) подойдет к точке, за которой лежит деградация до уровня "третьего мира". Если сокращать бюджетные расходы на других направлениях, то это приведет либо к бунту могущественного американского ВПК и деградации армии (если будет "порезан" военный бюджет), либо к социальным протестам и потере власти на следующих выборах (если будет "порезан" бюджет социальный). Финансирование роста долга с помощью печатного станка поставит ребром вопрос о серьезной девальвации доллара и потере доминирующего статуса американской валюты в международной финансовой системе.
Проблема применения "ядерных вариантов" заключается в том, что в нынешнем глобализированном мире, где все крупные экономики очень взаимосвязаны, дестабилизация экономики США приведет к непредсказуемым негативным последствиям для мира в целом. И, безусловно, серьезно навредит самому Китаю, который будет применять эти радикальные меры, только если другого выхода не останется. Более того: использование "ядерных вариантов" в любой форме фактически
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.