29 ноября в 3 часа утра по местному времени Северная Корея осуществила запуск новой межконтинентальной баллистической ракеты Хвасон-15. Ракета поднялась на высоту 4475 км и за 54 минуты пролетела 950 км, упав в море в 210 км северо-западнее японского острова Кюсю.
По оценкам аналитиков, предельная дальность ракеты – 13 тысяч км, она «накрывает» всю территорию США, может «дострелить» до Западной Европы. При этом встает вопрос о массе полезной нагрузки ракеты - эксперты сходятся во мнении, что Хвасон-15 нес либо пустую, либо предельно облегченную головную часть. Соответственно, если в нее поставить боезаряд (а корейцы, надеемся, еще не дошли до такого уровня миниатюризации ядерных боеприпасов, который позволит поставить на ракету боеголовку больше нескольких килотонн), радиус полета ракеты может существенно сократиться. Кроме того, сохраняются вопросы относительно качества северокорейских двигателей.
В четверг ЦТАК (Центральное телеграфное агентство Кореи - госпропаганда КНДР) выпустил фотографии пуска. Что можно сказать о ракете по результатам анализа снимков?
Во-первых, ракета большая – она длиннее и толще предыдущей ракеты Хвасон-14 (Хвасон-15 слева, Хвасон-14 справа).
Во-вторых, она была запущена с современной мобильной установки.
В-третьих, в отличие от Хвасон-14, на ней нет маневровых двигателей – а значит, северокорейцы освоили управление вектором тяги (продвинутая технология, которой раньше у них не было).
Видим несколько типов политических последствий.
Первое. США.
Трамп очень хочет решить северокорейскую проблему – переговоры по этому вопросу занимали львиную долю времени его визита в Азию.
Он посылал смешанные сигналы – то приглашая КНДР за стол переговоров, то угрожал авианосцами.
Однако вероятность принятия решения о первом ударе по КНДР зависит от двух переменных: 1) от технических возможностей Пхеньяна нанести ядерный удар по территории США (и сейчас эти возможности стали еще более реальными, а если выяснится, что у северян есть хотя бы с десяток Хвасон-15, вес этой переменной резко вырастет) и 2) от технической возможности США и Южной Кореи обеспечить безопасность Сеула – в том числе путем уничтожения северокорейской ствольной артиллерии, РСЗО и тактических ракет.
Сейчас кажется, что США прорабатывают силовое решение проблемы, но из-за неудовлетворительных результатов по второй переменной все еще пытаются
По словам наших источников, сейчас в коридорах ООН идет драфтинг новых санкций против КНДР – и российский проект «Хасан-Раджин» уже будет под них подпадать (в отличие от предыдущих санкций).
Второе. Южная Корея и Япония.
Южная Корея традиционно ответила на северокорейский пуск собственными учениями и запустила свою баллистическую ракету "Хёнму-2". Коллеги из "Ватфора" напоминают, что южаки
Более того, можно прогнозировать активизацию совместных учений США и Южной Кореи, что является дополнительным раздражающим фактором для Пхеньяна.
Однако даже несмотря на достижения собственных вооруженных сил и ВПК, Южная Корея оказывается в неприятном положении в отношениях с Китаем. Напомним, что южане хотят поставить на своей территории американскую систему ПРО THAAD - которая, по идее, должна сбивать баллистические ракеты на конечном участке траектории.
Из-за этого у Сеула возникли осложнения в отношениях с Пекином - китайцы фактически затормозили работу корейских заводов на своей территории, запретили продажу туров в Корею и были готовы к полноценной торговой войне.
Корейцы оценили масштаб проблем и не далее как месяц назад на встрече министров иностранных дел Южной Кореи и Китая
Итак, корейцы оказались между двух огней - с одной стороны необходимость обеспечить безопасность страны, а единственным ее гарантом являются непредсказуемые США (из-за действий которых прекрасный Сеул может сгореть в ядерном пламени), с другой - необходимость сохранять отношения с Китаем, который уже специальным заявлением МИДа напомнил корейцам о "нерушимости наших договоренностей".
По мнению РЛ, забавным выходом из этой дилеммы был бы отказ Сеула от американских гарантий безопасности и переход "под крышу" Пекина. С размещением китайских военных баз в стране, интеграцией систем ПВО и ПРО...
Кроме того, некоторые эксперты начинают всерьез обсуждать возможность перехода Кима к наступательной стратегии - например, в отличной
Японцы же, не имея никаких договоренностей с Китаем, спокойно
Третье. Китай.
В день запуска официальный представитель МИДа Гэн Шуан заявил, что Пекин "глубоко обеспокоен" ракетным запуском и надеется, что все стороны будут действовать осторожно для сохранения мира и стабильности. Заявление достаточно стандартное и особой жесткостью не отличается.
Трамп вроде бы договорился с Си об экономическом воздействии на КНДР - а китайцы рассматривают Пухлого уже как угрозу своим интересам. Есть мнение, что после запуска Китай может поддержать усиление санкций по отношению к КНДР. Пекин уже поддержал пакет санкций, введенных ООН в сентябре, однако по-прежнему практически не ограничены поставки нефти в Северную Корею. Вряд ли Китай перекроет кран совсем, но можно ожидать сокращения поставок.
Даже если КНР и не собирается вводить санкции сама, на страну оказывает активное давление США. Так, например, Минфин США еще в начале месяца выпустил
Четвертое. Россия.
Что же для России может значить худшее развитие событий? Четыре катастрофы.
Во-первых, ядерный обмен у наших границ, даже если нас в войну не втянут, неизбежно отразится на Дальнем Востоке России. Есть разные карты выпадения радиоактивных осадков, но все они катастрофически повлияют на экологию региона.
Во-вторых, гуманитарная катастрофа. Миллионы беженцев, коллапс логистических мощностей, гуманитарная помощь, полевые госпитали, голод... Страшно представить. Очень страшно.
В-третьих, экономическая катастрофа. Даже если на короткий срок нефть скакнет до 150 долларов за баррель, долгосрочные последствия для Азии (а значит и для мира) будут ужасающими, их невозможно просчитать и от них нельзя захеджироваться (разве что купить биткоин).
В-четвертых, в радиус накрытия Хвасона-15 попадает вся территория Российской Федерации. И если Пухлый решит утянуть за собой весь окружающий мир, то...
В случае вялотекущего развития событий легко можно прогнозировать более тесный альянс Южной Кореи и Японии с США, который будет направлен в том числе против Китая. Сможем ли мы остаться в стороне - вопрос. Чью сторону займем - очевидно.
Кроме того, легко представить себе дальнейшую милитаризацию всего региона.
Один из мудрейших российских востоковедов Георгий Толорая
По его словам, можно начать с моратория на пуски ракет, которые пролетали бы через воздушное пространство соседних стран — таких как Япония и Южная Корея, а американцам взамен отказаться от посылки в регион крупных авианосцев, пролета стратегических бомбардировщиков В-1 и т.д.
Для этого нужен прямой диалог между Пхеньяном и Вашингтоном, а он выглядит малопредставимым - и тот, и другой лидеры непредсказуемы и импульсивны, что влечет за собой импульсивность внешней политики их стран.
Толорая предлагает России роль посредника:
"убеждать американцев и северокорейцев в необходимости отойти от опасной черты, не углублять пропасть, разделяющую их, своими провокационными действиями, и заботиться о том, чтобы северокорейская экономика не впала в кому, не оказалась бы без жизненно важных источников роста, что привело бы к гуманитарной катастрофе у наших границ"
Не уверены, что при нынешней токсичности российской темы в США такая роль будет возможна - но ограниченные гарантии КНДР со стороны США и согласованное давление стран-соседей могут законсервировать ситуацию и предложить пути развития событий.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.