В ФРГ начинается жесточайший политический кризис
В ФРГ начинается жесточайший политический кризис
О провале переговоров относительно создания парламентской коалиции в новоизбранном Бундестаге объявили представители партии «Свободные демократы». Лидер немецкого либерального движения Кристиан Линдер заявил СМИ, что так и не смог достичь консенсуса с потенциальными партнерами и покинул коалиционные переговоры. На своей странице в Twitter он написал, что не обвиняет никого из несостоявшихся союзников по коалиции в том, что те отстаивают свои принципы, но уточнил, что от своих он тоже отказываться не собирается.
Заявление главы «Свободных демократов» – приговор политической стабильности в Германии. Изначально она была поставлена под вопрос уже самими итогами волеизъявления немцев на последних парламентских выборах, принесших сразу несколько сенсаций.
Блок ХДС/ХСС формально лидировал на выборах, но набранные им 33% оказались один из худших результатов за все время существования Христианско-демократического союза и самым худшим для Ангелы Меркель лично.
А экс-партнеры ХДС/ХСС по правительственной коалиции – социал-демократы – и вовсе показали исторический антирекорд, получив всего 20% голосов и 153 места в Бундестаге из 709. Вольно или невольно социал-демократов подставила Меркель – в прошлом составе парламента и правительства партия вынуждена была «танцевать под ее дудку», но с учетом коалиционного статуса не имела морального права ее критиковать...
Поэтому лидер СДПГ Мартин Шульц сразу же после объявления результатов выборов в жесткой и безапелляционной форме заявил о переходе партии в оппозицию.
Грандиозный успех принесло новое голосование правоконсервативной «Альтернативе для Германии». Партия, которую неолиберальный истеблишмент с помощью целого сонма неправительственных организаций и СМИ пытался представить фашиствующими маргиналами, стала третьей по мощи политической силой в стране почти с 13% голосов и с 94 креслами в Бундестаге. Однако из-за глубочайших политических разногласий АдГ по определению не могла на данном этапе претендовать на место в коалиции, что с ХДС/ХСС, что с СДПГ.
Сугубо с идеологической точки зрения существовала возможность ситуативного объединения СДПГ с Левой партией Сары Вагенкнехт (на местном уровне они кое-где сотрудничают), но их мест в парламенте все равно не хватило бы для создания дееспособной коалиции.
Единственным «рабочим», хоть и достаточно «пестрым», форматом реальной коалиции могло стать объединение ХДС/ХСС Ангелы Меркель с двумя либеральными партиями – «Свободными демократами» (11% и 80 кресел) и «Сюзом90/Зелеными» (9% и 67 мест). Из-за партийных цветов, напоминающих в совокупности цвета ямайского флага (черно-желто-зеленый), коалицию заранее в шутку прозвали «Ямайкой».
Вскоре после выборов между ХДС/ХСС, либералами из «СД» и «Зелеными» начались переговоры. И они сразу же наткнулись на серьезные разногласия.
«Проблемных» вопросов было немало. Но самые острые противоречия у немецких политиков вызвал миграционный вопрос.
Чтобы хоть как-то затормозить падение своего рейтинга и замедлить рост популярности «Альтернативы для Германии», Ангела Меркель в последнее время резко ужесточила свою позицию по вопросу приема беженцев. Большей части мигрантов стали либо просто указывать на выход, либо предоставлять убежище на небольшой срок без права воссоединения с семьей. И лишь немногим (а именно – получившим «полноценный» статус беженца) стали разрешать перевозить в Германию родных. Ограничения были введены в 2016 году, и подлежали пересмотру в 2018-м. Руководство ХДС/ХСС настаивало на их продлении, а вот «Зеленые», опирающиеся в значительной степени как раз на выходцев из мигрантской среды, были категорически против. Правоцентристы мотивировали свою позицию не только вопросами безопасности, но и тем, что прием чересчур большого числа мигрантов вместе с их семьями может создать слишком большую нагрузку на бюджет – за счет выплаты им социальных пособий, предоставления жилья и питания, устройства их в школы и больницы. ХДС/ХСС нашла понимание у либералов из «СД», но «Зеленые» настаивали на том, что соображения гуманности – важнее денег.
Некоторые разногласия возникли между партиями также по финансовым, в частности – фискальным вопросам.
Еще неделю назад многие эксперты писали о том, что у трех участников переговоров нет выбора, и после долгих торгов они сдадутся, придя к какому-то консенсусу. Но пока все идет совершенно по-другому.
«Зеленые» не захотели ни в чем уступать ХДС/ХСС, а либералов из «СД» – тех и вовсе обвинили в политическом популизме, заявив, что их стойкость в ряде вопросов – не более, чем уловка для наращивания собственного рейтинга.
И вот теперь переговоры завершились безрезультатно. «Ямайки» не будет, «широкой» коалиции между ХДС/ХСС и СДПГ, судя по всему, тоже.
Христианские демократы гипотетически могут попытаться создать «правительство меньшинства» протащив кандидатуру Меркель через ситуационное голосование. Но не факт, что им это удастся.
Да и на устойчивость такого формата рассчитывать не приходится. Если же и этот призрачный шанс не будет воплощен в жизнь, то Бундестагу останется только уходить на перевыборы. И есть большие сомнения относительно того, будет ли новый его состав более устойчивым и дееспособным, чем существующий.
Кто-то очень сознательный из «отвернувшихся от Меркель» может прийти и проголосовать за блок действующего канцлера просто для того, чтобы пресечь кризис. Но есть очень серьезные сомнения относительно того, как много подобных сознательных граждан наберется в целом по стране.
Напротив, еще больше, чем на предыдущих выборах, граждан могут проголосовать за проявивших свою принципиальность представителей «СД» и «Зеленых». Голосов, достаточных для формирования коалиции они, конечно, пока что не соберут, но зато кризис – только усугубят. По логике вещей, должна подрасти также поддержка и «Альтернативы для Германии» (за счет ХДС/ХСС), и «Левых» (имеющих определенный потенциал по отбору голосов у социал-демократов). Очень сложно представить себе, чтобы они все хоть о чем-то договорились.
Поэтому все указывает на то, что Германия уже скоро может окунуться в самый жестокий политический кризис за всю ее послевоенную историю.
Досрочные выборы в последние десятилетия случались (например, в 2005 году), но они не перерастали в избирательные каскады. Не исключено, что уже скоро последствия немецких политических противоречий выплеснутся на улицы, и тогда об одном из самых стабильных и состоятельных государств Европы в его сегодняшнем виде можно будет просто забыть...
***
Александр Рар (немецкий политолог): Участники возможного коалиционного правительства не договорились по одному главному, я бы даже сказал, историческому для Германии вопросу - о беженцах. В 2015 году, когда границы рухнули, полтора миллиона мигрантов, а, возможно, даже больше, по приглашению госпожи Меркель без всякого контроля со стороны властей оказались в Германии. Этот кризис вверг половину страны в абсолютный шок и вызвал у значительной части избирателей неприятие канцлера и ее политики. В то же время, другая часть Германии приветствовала новую миграционную политику, как обновление государства. С этого началось противостояние в обществе, что отразилось на коалиционных переговорах...
...Впрочем, есть вариант, очень отдаленный и туманный, что Меркель уйдет в отставку. Ее может вынудить уйти в отставку собственная партия, свалив на нее все допущенные ошибки в большой мировой и национальной политике. Тогда на место канцлера христианские демократы выдвинут другого кандидата, например, Вольфганга Шойбле, бывшего министра финансов. Он популярен в Германии и был вторым человеком в партии. Нельзя исключать, что и социал-демократы тогда решат поменять своего лидера Мартина Шульца на кого-то другого, что позволит им войти в состав обновленного правительства уже при другом канцлере. Но все это трудно предвидеть. Пока же очевидно одно - большая коалиция, которую пыталась сформировать Меркель, не состоялась и ее можно выбрасывать в мусорный ящик истории.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.