Как-то достала уже вопиющая некомпетентность как со стороны отечественных журналистов и политиков, так и со стороны американских демократов и их сторонников, истерящих по поводу «отсталости» американских выборов: видишь ли, граждане не выбирают напрямую, в процесс встраиваются какие-то непонятные выборщики, и в результате волеизъявление народа периодически отправляется в мусор.
В итоге получается, что на самом деле американского президента избирают вовсе не граждане, а те самые выборщики, которым дозволено даже проигнорировать мнение своих избирателей. А такой способ избрания есть, дескать, признак отсталости, ущербности и недемократичности.
Давайте-ка сначала все-таки попробуем разобраться, кто такие выборщики и зачем они нужны в американской избирательной системе. Но начнем немного издалека.
Что такое Соединенные Штаты Америки, United States of America? Вообще, это очевидно из самого названия, просто читать нужно вдумчиво: Соединенные (объединенные) ГОСУДАРСТВА, расположенные в Америке. Т.е., например, Техас – это штат, но штат – это и есть государство, State, откройте любой словарь и проверьте сами. Орегон – это такое государство на самом деле. Калифорния – это тоже государство. И Мичиган, и Пенсильвания, и Кентукки, и Небраска – это все разные государства! Почему это государства? У них, у каждого, есть своя столица, своя территория, своё уникальное законодательство, включая избирательное право, своя полиция, своя судебная система, они налоги свои со своих же граждан собирают. И вот однажды, двести с лишним лет назад, представители этих самых государств собрались вместе и учредили объединение, названное ими United States of America. То есть тогда, в 1787-1789 гг., произошло ровно то же, что на наших глазах недавно произошло в Европе – ряд государств решил объединиться в Европейский Союз. Но, создав свое объединение, американские государства решили сразу учредить и пост главы этого объединения, Президента. Естественно, перед ними встал вопрос, а как этого самого главу выбирать, чтобы никому не было обидно?
В современном обществе, кичащемся знаниями, но на деле очень плохо образованном, насчет истории американских выборов сформировалась следующая пастораль: основную массу тогдашнего населения составляли простые трудяги, с утра до ночи занятые, в основном, сельскохозяйственной деятельностью, им ну никак нельзя было куда-то отлучиться с места работы, поэтому голосовали граждане прямо в поле, на худой конец, прямо в своей деревеньке, а туда, в стольный град, отправляли гонца, выборщика, который, добравшись до столицы, должен был всего-то назвать одно-единственное имя избранного кандидата, ибо сам выборщик был не особо образован, чего уж, зачастую просто неграмотен, а посему держать в памяти выбор каждого избирателя не мог в принципе.
Начнем с того, что первоначально никакие граждане, уж тем более крестьяне и прочая мелкая шушера, к выборам президента не допускались вообще. Всеобщее избирательное право появляется на американских выборах лишь где-то в середине XIX в., да и то с многими оговорками. А до этого, лет эдак 70-80 президентов выбирали люди богатые и весьма влиятельные – сенаторы, конгрессмены, в общем, политики высшего уровня. Например, первый американский президент и отец-основатель Джордж Вашингтон был, во-первых, избран не народом, а как раз теми самыми выборщиками, во-вторых, у кандидата Вашингтона никаких конкурентов не было вообще, в-третьих, он, соответственно, получил все 100% голосов избирателей. Таким образом, институт выборщиков существует с момента возникновения США и с самых первых президентских выборов в этой стране.
А зачем, собственно, эти самые выборщики вообще потребовались? Почему было не сделать так, чтобы избирал, например, Конгресс или еще какое высокое собрание? Вот тут-то самое интересное и обнаруживается. Выборщики потребовались затем, чтобы учитывать интересы отдельно взятых государств, входящих в США. То есть получается, что президента изначально выбирали вовсе никакие не граждане, а как бы сами государства, и это, согласитесь, справедливо – союз штатов, США, образован не гражданами, а государствами, следовательно, государства и должны выбирать главу своего союза.
Теперь посмотрим, как эта конструкция функционирует сегодня. Граждане отдельно взятого государства-штата сегодня действительно имеют право участвовать в выборах президента всего объединения, выбирать Президента США. Но выбор граждан штата имеет значение только в пределах этого штата. Сделанный в данном штате выбор выборщики от этого штата должны далее донести на собрание выборщиков от всех штатов (государств), а их в США сегодня 50. Соответственно, выборы президента США – это по-прежнему прерогатива представителей государств, выборщиков, а вовсе не граждан, просто мнение граждан, в отличие от времен отцов-основателей, сегодня тоже учитывается. Тем не менее, отдельно взятые государства по-прежнему должны проголосовать между собой имя нового главы их объединения, и только тогда выбранный кандидат станет настоящим президентом.
Чтобы совсем стало понятно, зачем США, американскому союзу государств, так необходим институт выборщиков, и почему он является краеугольным камнем всей американской избирательной конструкции, проведем следующий мысленный эксперимент. Предположим, Китай, Россия и, например, Эстония решили объединиться и создать Соединенные Штаты Евразии (СШЕ). Если проводить всенародные выборы СШЕ, кто, скорее всего, станет президентом этого образования? Китаец, правильно? А на кой ляд эстонцам нужен президент-китаец? А русским такой зачем? А имеют шанс эстонцы хотя бы когда-нибудь увидеть в качестве президента этого образования эстонца? Нет? Тогда что нужно сделать, чтобы привлечь Эстонию в такое неудобное для нее объединение? Ей, наверно, нужно дать какие-то преференции. А за счет кого? За счет китайцев, разумеется. И, заметьте, это будет честный размен. Если китайцы хотят, чтобы такое объединение состоялось, им нужно чем-то пожертвовать. Жертвовать придется «весом» китайского голоса.
Сегодня жители Калифорнии жутко возмущаются: почему голос «какого-то реднека со Среднего Запада» весит больше нежели голос калифорнийского интеллектуала? Сегодня нью-йоркцы взбешены тем, что где-то в Юте и Аризоне какая-то быдлота, какая-то нищета и гопота выбрали президентом Трампа, а им, таким умным, образованным и богатым, приходится отступать, даже находясь в большинстве. Господа креаклы не понимают, что за всё в этом мире нужно платить. Платить нужно и за своё богатство, и за свой высокий социальный статус. Калифорния богата, потому что бедны Невада, Юта, Аризона и Колорадо. Калифорния богата, потому что товары, приходящие в ее порты, она продает в Неваду-Юту-Аризону-Колорадо со своей калифорнийской наценкой. А когда в Неваде-Юте-Аризоне-Колорадо произведут товары, калифорнийцы с удовольствием продадут их за границу, но, опять же, со своей калифорнийской наценкой. Однако за всё это издевательство Калифорния должна заплатить бедным штатам. И платит она «весом» голоса избирателя. Чтобы страна оставалась единой. Если полностью уравнять Оклахому, Небраску и Алабаму, проголосовавших за Трампа, с одной стороны, и Нью-Йорк, Калифорнию и округ Колумбия, проголосовавших за Клинтон, с другой, то у Оклахомы-Небраски-Алабамы могут исчезнуть любые причины находиться в союзе с Калифорнией и Нью-Йорком. Больше того, такие причины могут исчезнуть у Техаса, Флориды и Луизианы, тоже сторонников Трампа, а это уже совсем другое дело. Тем не менее, факт остается фактом: если проигнорировать интересы штатов, их союз может рассыпаться, вот в чем дело!
Мы, бывшие граждане бывшего Советского Союза, на своей шкуре испытали, каково это, не учитывать все эти милые местные особенности. Мы в свое время тоже были убеждены, что границы республик – понятие условное, а национальность или религия – это вообще своего рода атавизм, о котором приличные люди предпочитают не упоминать. Нам пришлось с изумлением узнать, что наши фантазии на эту тему вообще никому неинтересны; нам пришлось смириться с тем, что за любой наш неучет и недочет надо платить и платить дорого, а именно сполна.
Сегодня американские высоколобые интеллектуалы глядят в ту же самую пропасть, в которую мы с вами свалились в 1991 г. Сегодня американские креаклы призывают выборщиков совершить преступление перед гражданами своих штатов-государств и своей, между прочим, партии (если в штате победил представитель партии, то все выборщики штата – представители той же самой партии; т.е. в каждом штате обе партии формируют свои собственные команды выборщиков; чей кандидат победил, та команда и поедет). Но это полбеды. Сегодня американские фрондеры призывают перейти к общенародному голосованию, при этом интересы государств, в свое время объединившихся и даже присоединившихся к США, выбрасываются на помойку, как будто этих государств никогда и не было. Т.е., сегодня на самом деле предлагается не справедливость восстановить, не бедолагу Клинтон заново выбрать, а заявить, что, вот, была Аризона государством, а теперь будет областью; был Техас самостоятельным штатом, а теперь будет Техасским краем. И, как считаете, устроит такой расклад штаты-государства? Вот вам и повод для гражданской войны или войны за независимость. При этом начать такую войну могут как калифорнийцы или орегонцы, так и техасцы или жители Флориды. И те, и другие при этом окажутся правы. Только платить за свою правоту придется всем и по полной программе.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.