Трещина внутри Евросоюза становится всё глубже - эту реальность уже невозможно игнорировать. Выступая в среду 14 сентября перед депутатами Европарламента, председатель Европейской комиссии Ж.-К.Юнкер вынужден был прибегнуть к чудесам словесной эквилибристики.
Убеждая своих слушателей в том, что Brexit вовсе не означает «дезинтеграции Европейского союза», он вместе с тем, чтобы остаться на почве фактов, должен был признать, что над ЕС нависла «экзистенциальная угроза».
Выступление Юнкера состоялось за два дня до того, как 16 сентября в Братиславе соберутся 27 глав государств и правительств стран-членов ЕС. Это будет первый за 43 года саммит Европейского союза, на котором Великобритания присутствовать не будет.
Факторы, побудившие британцев проголосовать против дальнейшего присутствия их страны в составе ЕС, сохраняют всё свое значение и продолжают подтачивать союз 27. По данным Евростата, от 50 до 60 процентов европейцев в первоочередном порядке озабочены наплывом в их страны мигрантов и беженцев, «переварить» которых, интегрировав в принимающее общество, Европа не в состоянии.
13 сентября, накануне выступления Юнкера в Европарламенте, всю остроту расхождений внутри ЕС по вопросу о проблеме мигрантов, обнажил беспрецедентный по резкости выпад министра иностранных дел Люксембурга Жана Ассельборна против политики, проводимой в этом вопросе Венгрией, и лично против Виктора Орбана.
«Люди вроде Орбана, - сказал люксембургский министр в интервью немецкой Die Welt, - довели дело до того, что ЕС выглядит как Союз, отстаивающий вовне те ценности, которые внутри он отстоять не способен… Те страны, которые, как Венгрия, отгораживаются стенами от людей, бегущих от войны, которые насилуют свободу печати и независимость суда…, должны быть исключены из ЕС».
Ответ из Будапешта был ещё более резким: «Мы и раньше знали, что Жан Ассельборн – человек несерьёзный… Человек психически неуравновешенный и высокомерный…. Он говорит об исключении Венгрии из ЕС, но он сам исключил себя из круга серьёзных политиков… Он, как заядлый нигилист, без устали трудится над разрушением европейской культуры и безопасности Европы», - заявил венгерский министр иностранных дел Петер Сиярто.
А через две с половиной недели, 2 октября, в Венгрии пройдёт инициированный правительством Виктора Орбана референдум, на котором гражданам страны будет предложено ответить на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы Европейский союз декретировал обязательное переселение не венгерских граждан в Венгрию без согласия на то парламента Венгрии?» Исход референдума предугадать несложно. Сложнее сказать, какую позицию займёт после 2 октября Еврокомиссия и чем обернётся обострившееся столкновение двух лагерей в ЕС – приверженцев сохранения остатков национального суверенитета стран-членов Союза и сторонников наднациональной интеграции.
За день до «обмена любезностями» между Люксембургом и Будапештом председатель Европейского Совета Дональд Туск обратился к европейским лидерам с письмом, в котором прямо сквозила нота отчаяния: «Было бы фатальной ошибкой, - говорится в письме, - полагать, что отрицательный результат референдума в Соединённом Королевстве представляет специфически британскую проблему. У нас остаётся не так много времени. Братислава должна стать поворотным пунктом в том, что касается защиты внешних границ нашего Союза».
Дональд Туск не преувеличивает: времени у лидеров ЕС действительно не так много. В начале 2017 года главы государств и правительств 27 стран-членов Евросоюза должны собраться на Мальте, чтобы согласовать основные решения, с которыми они подойдут к юбилейному саммиту ЕС в Риме в марте будущего года, когда будет отмечаться 60-летие Римского договора (1957) об учреждении Европейского экономического сообщества – предшественника ЕС.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.