Ставшие известными в понедельник замечания премьер-министра Турции Бинали Йылдырыма касательно 3-х шаговой "дорожной карты" урегулирования сирийского конфликта должны считаться последним указанием на то, что Анкара осторожно приближается к восстановлению турецко-сирийских отношений на дипломатическом и политическом уровне.
Согласно Йылдырыму, "дорожная карта" рассматривает будущую Сирию как унитарное государство с инклюзивной политической системой и конституционными гарантиями, не допускающими доминирование каких-либо религиозных, этнических или региональных группировок. Эта конструктивная двусмысленность по ключевому вопросу, касающемуся судьбы президента Башара Асада, безусловно, восхитительна. Она снимает предварительное условие, по которому президент Асад должен уйти с поста на время какого бы то ни было переходного периода.
Вместо этого Йылдырым оставляет вопрос решения политического будущего Асада на волю большинства сирийских избирателей. Он считает, что Асад не может победить на всеобщих выборах, но, с другой стороны, он не будет отказывать Асаду в праве добиться этого. Итак, что это, как не "скачок веры", решительный и смелый шаг? ( Hurriyet).
Наверняка, имея в наличии восстановление дружественных турецко-российских отношений и неопределённость вновь обретённых отношений с Ираном, президент Реджеп Эрдоган готовится к решению сирийского вопроса, являющегося основной причиной нестабильности в Турции. (Читайте мои последние статьи в Asia Times "Путин и Эрдоган заключили сделку по Сирии" и "К турецко-российской перезагрузке подключается Иран".)
Дорожная карта, предложенная Йылдырымом, означает, что Турция стремится к сближению с российской и иранской позициями. Йылдырым произнёс не так уж много слов, но дал понять, что Турция отказывается от проекта по "смене режима" в Сирии. Есть признаки того, что Турция свернёт поддержку мятежных группировок, воюющих против сирийских правительственных войск.
Неудивительно, что на фоне захвата в выходные курдами преимущественно из Сирийских демократических сил (SDF) при поддержке американского спецназа и авиации удерживаемого ИГ* Манбиджа в позиции Турции чувствуется настойчивость. (Associated Press).
В мае Турция запросила у США и получила заверения в том, что сирийским курдам не будет позволено завладевать Манбиджем, а будет предложено покинуть город после победы над ИГ. Как бы то ни было, с тех пор через Босфор утекло много воды. После переворота 15 июля американо-турецкие отношения попали под серьёзный удар. Достаточно сказать, что Турции с беспокойством будет наблюдать, сдержит ли Вашингтон своё слово в изменившейся обстановке.
Несомненно, сообщения из Манбиджа должны быть для Турции в высшей степени тревожными, поскольку теперь сирийские курды планируют следующую военную кампанию, продвигаясь дальше на запад в направлении имеющего важное значение населённого пункта Аль-Баб, что на севере Сирии, а это будет означать значительное рост их влияния в регионах, примыкающих к турецкой границе. Надо полагать, что Соединённые Штаты поддержат новое наступление сирийских курдов на Аль-Баб. (VOA).
Если это так, похоже, сбываются самые худшие опасения Анкары. В комментарий газеты Deutsche Welle говорится, что сирийские курды создают новую "реальную ситуацию на местности". (Немецкая разведка активно работает среди курдов.) Следующие выдержки свидетельствуют о том, что наличие американской поддержки у сирийских курдов может считаться для Турции свершившимся фактом:
"Растущее политическое и военное влияние SDF, вероятно, ещё больше приводит в ярость соседнюю Турцию, которая рассматривает YPG (отряды народной самообороны, сирийские курды) как террористическую группировку из-за тесных связей с Рабочей партией Курдистана (РПК), ведущей боевые действия в Турции. Анкара неоднократно уличала сирийских курдов и Соединённые Штаты в пересечении проведённых ею "красных линий". Последний повтор случился в Манбидже, где сначала SDF пересёк Евфрат, тем самым нарушив одну "красную линию", а затем ещё один, когда отряды YPG повторно захватили город. Это, видимо, разрушило декларируемое взаимопонимание между Анкарой и Вашингтоном в том, что в Манбидже ведущую роль будут играть арабские силы.
Конечной целью сирийских курдов** является очищение контролируемой ИГ территории к западу от Манбиджа для того, чтобы объединить свои территории на северо-востоке, так называемые кантоны Кобани и Джазира, с Африном ... Объединение кантонов позволило бы курдам контролировать непрерывный участок территории вдоль турецкой границы, перспектива, которую сирийский режим и Россия могли бы приветствовать, так как это также ослабило бы мятежные группировки, с которыми они сражаются. Остаётся открытым вопрос, пойдут ли Соединённые Штаты в наступление вместе с SDF, чтобы объединить кантоны; не менее важна реакция Турции на перспективу смежного курдского мини-государства на своей границе, и что оно будет означать для любого будущего политического урегулирования в стране". (Deutche Welle)
Очевидно, акцент Йылдырыма на то, что Сирия остаётся унитарным государством при любом урегулировании, должен быть приложен к вышеизложенной перспективе. Дабы предотвратить появление Курдистана, оседлавшего пограничные с Сирией районы, Турции придётся положиться на Россию и Иран.
С другой стороны, Турция также не может восстанавливать против себя Вашингтон, так как именно США активны на месте событий в северной Сирии, оснащают и помогают сирийским курдам в военной кампании. В понедельник министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу публично потребовал, что США должны сдержать слово и побудить сирийских курдов освободить регионы к западу от Евфрата (который и является "красной линией" Анкары).
Можно оценить степень раздражения по словам Чавушоглу: "Соединённые Штаты и лично президент [Барак] Обама заверяли Турцию, что PYD (партия "Демократический союз", сирийские курды) после освобождения Манбиджа вернётся на восток реки Евфрат. Мы ожидаем, что они сдержат своё слово". (Anadolu)
Проще говоря, в американо-турецких отношениях перед визитом вице-президента США Джо Байдена в Анкару, намеченном на 24 августа, появляется ещё одна линия разлома. Конечно, у Турции есть козырь, поскольку американские операции в Сирии в основном проводятся с авиабазы ??Инджирлик. Но она разыграет карту Инджирлика только в критической ситуации.
Примечания:
* — группировка, запрещённая в РФ.
** — Партия "Демократический союз" (PYD), левая партия, основанная в 2003 году сирийскими курдами. В отличие от других курдских националистических организаций, PYD не выступает за полное отделение сирийской части Курдистана, а скорее за более широкую автономию курдов в составе Сирии. Начиная с 12 июля 2012 года PYD вместе с KNC составляет Курдский верховный комитет (DBK), выполняющий роль временного правительства в сирийском Курдистане в условиях гражданской войны в Сирии. Боевое крыло PYD и DBK — Отряды народной самообороны (YPG).
Демократические силы Сирии или Сирийская демократическая армия (SDF) — альянс сил вооружённой оппозиции в Сирии, образованный 10 октября 2015 года. Включает курдские отряды народной самообороны (YPG и YPJ), различные арабские оппозиционные группы, входящие в "Сирийскую арабскую коалицию", а также ассирийские, армянские и туркменские отряды.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.