С месяц назад на "Регнум" появилась большая, но очень интересная статья "Конфликты и риски в Средней Азии: новый взгляд".
С месяц назад на "Регнум" появилась большая, но очень интересная статья "Конфликты и риски в Средней Азии: новый взгляд".
Авторы - профессиональные аналитики, знающие тему не по наслышке: Юрий Солозобов — директор по международным программам Института национальной стратегии (Россия) и Марат Шибутов — представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане.
Они пишут, что негативные прогнозы, вплоть до апокалиптических сценариев, постоянно муссируются в прессе, но ни один из них так полностью и не сбылся. Поясняют причины этого и дают свежий, далеко не поверхностный, взгляд на страны ЦАР. Чтение захватывает, рекомендую читать полностью по ссылке выше, я же только чуток процитирую несколько интересных моментов здесь.
"...Обострение отношений с Китаем в 1969 году. Это привело к образованию Среднеазиатского военного округа и выстраиванию системы безопасности вдоль границы с Китаем. А также к специальной работе среди уйгуров и дунган и массовой пропаганде антикитайских настроений среди населения".
Должен заметить, что пропагандировать антикитайские настроения особо не приходилось: китайцы с этим прекрасно справлялись сами. Я тогда жил вблизи китайской границы, и по ту сторону работали очень мощные радиопередатчики на длинных и средних волнах. Мощнее любых других радиостанций. Нацепив наушники на голову и подключив один их вывод к куску проволоки, а другой - взяв в руки, услышишь песню "Мао - красное солнышко в наших сердцах" :) Они вещали на русском языке, критиковали "хрущёвский ревизионизм", рассказывали об уничтожении прожорливых воробьёв и играли бравурные песни и марши.
А если учесть, что телевидения, как и УКВ/ФМ радиостанций, там в то время не было, то... Население, послушав и те, и другие новости, говорило: "Чёрт его знает, вроде и те правы, и эти..."
"Гражданская война в Таджикистане с 1992 по 1997 год. Эта война остается самой кровопролитной и самой жестокой среди всех происходивших на постсоветском пространстве. Фактически она навсегда уничтожила экономический потенциал Таджикистана — у страны нет теперь возможности восстановиться. Заодно она стала уроком для всех элит региона — к чему может привести раскол элит и вооруженная борьба между ними".
***
"При типовом анализе рисков делается стандартный вывод, что ключевыми мерами против большинства угроз является парламентская демократия, гражданское общество и вхождение в глобальные институты вроде ВТО.
Однако последовавшая по этому пути Киргизия, некогда витрина МВФ и ВТО, совсем не демонстрирует успехов. Сегодня это типичное failed state, где власть меняется в результате переворотов. Там правительство ничего не контролирует, экономика живет за счет трудовых мигрантов, а регионами правит криминал. В целом в Киргизии ситуация ненамного лучше, чем у пережившего гражданскую войну Таджикистана".
***
"Так как Китай кровным образом заинтересован в стабильности граничащих с СУАР стран, он не просто торгует с ними, но и осуществляет масштабные экономические проекты на их территории. Система газопроводов Средняя Азия — Китай не только доставляет газ в Китай, но и обеспечивает при этом газом южные районы Казахстана. Такой продуманный подход заставляет кооперативно сотрудничать все страны региона друг с другом. То же самое можно сказать относительно транспортных инициатив КНР. Все инфраструктурные проекты с китайским участием находятся под дипломатическим прикрытием Китая и его мощных спецслужб, что обеспечивает дополнительную стабилизацию обстановки в регионе".
***
"Единая Система ПВО Казахстана, Белоруссии, России. Образование системы общего «закрытого неба» способствует большей стабильности Казахстана, а также безопасности самой России за счет расширения зоны радаров, единого графика дежурств самолетов и т.д. Возможность быть защищенными от внезапных воздушных ударов особо стала цениться политиками региона после «арабской весны»".
***
"В принципе, уже давно регион можно поделить на 3 части:
Казахстан и Узбекистан — направление на постепенную модернизацию и индустриализацию, эволюционная либерализация политической системы, налицо выход за матрицу экономики, заложенную при СССР;Туркмения — отсутствие политической модернизации, формальный политический нейтралитет, мощное присутствие в экономике Китая, сохранение сырьевой модели экономики;Киргизия и Таджикистан — фактически failed states, у которых основные надежды на восстановление страны и улучшение положения связаны с внешними акторами (Россией и Китаем).
Соответственно, нельзя говорить о судьбе ЦАР в целом. Мы не сторонники фрагментации ЦА, тут надо говорить о развитии данной территории в формате крупных и однородных блоков, по типу зарекомендовавшей себя концепции еврорегионов.
Как видно по двум нижеследующим таблицам, каждая из стран имеет собственные как внешнеполитические предпочтения, так и внутренние тенденции развития. И это уже надо принимать как реальность.
Попытки считать регион за единое целое, а уж тем более присоединять к нему в геополитических конструкциях еще другие страны, к примеру, Афганистан, будут большой ошибкой. Поэтому планы США по созданию Большой Центральной Азии с включением туда Афганистана нежизнеспособны. Понятно желание Вашингтона реализовать этот проект с целью снижения зависимости стран региона от Китая и России. Но внутренние противоречия между странами региона и уж тем более явная чужеродность Афганистана не позволят это осуществить".
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.