Смысл этих бурлений сводился примерно к постулату, что "слава богу, нашлась в Европе хоть одна страна, не желающая халявы". Типа демократия и желание трудиться победили. Внешне все выглядит именно так. Около 80-ти процентов граждан, принявших участие в референдуме, высказались против "халявы". Но если подумать, то картинка складывается несколько иной.
Во-первых, стоит понимать, что ни одно вменяемое государство, а настолько вменяемых, как Швейцария, еще поискать, не любит принимать на себя дополнительные финансовые обязательства. И дело здесь не в том, что ни одно государство не озабочено уровнем жизни и довольством этой жизнью своих граждан. Просто всегда и везде действует принцип, пока никто ничего не просит, ну и слава богу. Куда потратить имеющиеся ресурсы, у любого государства всегда найдется. В данном случае референдум инициирован именно самим государством. Следовательно, простой логический вывод, это зачем-то ему понадобилось.
Во-вторых, и это тоже важный момент, если государство просто хочет выяснить настроение своих граждан, то оно тихо, без шума и пыли в СМИ, проводит социологические вопросы. Стоит это намного дешевле референдума, результаты дает вполне адекватные, и никто ничего не знает. В данном случае был выбран референдум, то есть государству был важен именно публичный результат, который было необходимо зафиксировать и который никто позже не сможет оспорить. Ибо это волеизъявление граждан. И при любых, даже изменившихся, условиях государство вправе сослаться на уже имеющиеся итоги референдума, и его будет крайне сложно заставить провести его вновь.
В-третьих, выходя на референдум, любое государство почти наверняка знает его будущие результаты, и эти результаты его более чем устраивают. Я далек от мысли, что довольно компетентные власти Швейцарии могли настолько принципиально ошибиться при итогах 4:1. Это возможно при примерном равенстве мнений, но не при таких раскладах.
В-четвертых, референдум только выглядел халявой. На самом деле государство при положительном итоге ничего особенно не теряло. Треть необходимых ресурсов должно было браться из бюджета, но при этом из расходов исчезали сегодняшние социальные пособия, что примерно те же суммы. А две трети должны были поступить из увеличения налоговой нагрузки на бизнес и работающих граждан. Так что содержать вечных безработных предлагалось тем, кто сегодня занят каким-то трудом. А поскольку таких еще большинство, то и итоги референдума были вполне предсказуемыми.
Можно было бы предположить, что со стороны властей это простой популизм, призванный повысить привлекательность власти у самых бедных и незащищенных слоев населения. Но и это крайне сомнительно. Во первых, среди граждан (именно граждан) Швейцарии таковых немного. Во-вторых, устойчивость политической системы в этой стране зиждется совсем на другом. И любое мнение люмпенов ничего не решает.
Итак имеем.
1. Референдум был нужен власти, как результат, который в будущем никто не сможет оспорить.
2. Результат прогнозировался (точнее был спланирован) отрицательным, и именно таким оказался.
3. Референдум показал, что бизнес и работающие граждане не горят желанием содержать на своей шее тех, кто оказался неудачником.
А теперь наложим все это на картину мира, которую обуждали в последних постах этого журнала. В относительно недалекой перспективе грядет смена экономической модели, при которой за бортом занятости окажется большая часть бизнеса и сегодня работающих людей. И все эти люди со своими проблемами обратятся именно к родному государству, требуя если не поддержания привычного уровня жизни, то как минимум приличного, при котором жизнь не превращается в выживание.
Что касается конкретно Швейцарии, то ее благополучие зиждется на нескольких "китах". Предметы роскоши, эксклюзивное промышленное оборудование, дорогие медицинские препараты, туризм и, разумеется, финансовый сектор. Фактически при смене мировой экономической модели все эти отрасли оказываются не просто в зоне риска, а за чертой отсечения. Выживет лишь приборостроение и, возможно, в сильно урезанном виде, фармацевтика. Это первый и самый важный фактор, определяющий государственные перспективы.
Второй почти настолько же важен. Швейцария, как уникальная элитная страна даже по меркам благополучной Европы, может существовать только в условиях благополучия той самой окружающей ее Европы. А вот с этим как раз и наметились существенные проблемы. Не пускать в страну беженцев Швейцария способна только до тех пор, пока в Европе еще сохраняется относительный порядок и спокойствие. Но это уже ненадолго. В условиях окружающего хаоса Швейцария нежизнеспособна.
И для полноты картины стоит вспомнить еще один момент. Существует шутка про Вашингтонский обком, лондонский ЦК и швейцарское политбюро. Она из разряда тех, в которых кроме доли шутки есть и нечто иное. Швейцария - уникальная страна, созданная практически 700 лет назад (автор в курсе про 1291-й, но реальная независимость возникла именно в 1315-м, после победы над австрийцами при Моргартерне). Последующие века швецарские наемники являлись чуть ли не самой страшной силой во всех европейских войнах. А свой статус получила примерно два века спустя, когда еврейские финансовые кланы решили, что им не помешает в центре Европы место, где сильные мира сего могут в тишине и покое держать свои сбережения, а также получать взятки, действуя в интересах ростовщиков. С тех пор безопасность и процветание страны зиждится на двух столбах - подкрепленная силой независимость потомков средневековых наемников и гарантиях финансовых еврейских кланов. А по сути - и всей глобальной элиты. И между ними скорее всего (автор этого точно не знает, но предполагает) существуют некие взаимные договоренности и обязательства. В том числе и материального характера. Типа того, что население Швейцарии готово защищать банкиров и элиту до последней капли крови, а та гарантирует населению высокий уровень жизни и финансовое благополучие.
Если собрать все вместе, то очень похоже на то, что в относительно недалеком будущем финансовый олигархат Швейцарии намылился перебраться в альтернативные места проживания, ибо нынешнее перестает гарантировать тишину и спокойствие. И перед этим должен разорвать все негласные соглашения с населением. Но сделать это таким образом, чтобы никто не смог именно его обвинить в произошедшем. Посему был придуман ловкий маневр. Власти с подачи олигархата устраивают референдум, который предполагает с его стороны обязательные и вполне достойные финансовые выплаты. Но сегодняшнее население, не поняв задумки и смысла происходящего, со всего размаха вляпалось в ловушку. И теперь финансовая элита Швейцарии может спокойно умыть руки, став, например, такой же элитой какого-нибудь Гонконга, Новой Зеландии, а возможно и какого-нибудь Казахстана. Не прямо сейчас, но подозреваю, что в ближайшие годы.
Оригинал взят у chipstone