В мероприятиях принимали участие представители гражданских администраций и высшего командований армий всех 28 стран членов Альянса. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг отметил, что это подчеркивает единство и солидарность военного союза, который в апреле отметил свое 65-летие.
Однако в действительности перед генералом Скапаротти поставлена задача преодоления внутреннего раскола, возникшего между членами НАТО при подготовке учений "Анаконда-2016". Их программа предусматривала проведение учений сил НАТО совместно с Вооруженными силами Украины на территории Польши. Германия выступила не только а) категорически против участия в них Украины, но и б) официально отказалась предоставить свои автобаны для перемещения американских воинских частей к польской границе. На данный момент кризис не преодолен и учения "Анаконда - 2016", запланированные на 7-17 июня текущего года, находятся под угрозой срыва. Кроме того, в них должны принять участие 31 тыс. военнослужащих из 19 стран НАТО. Таким образом, налицо признаки глубокого политического раскола внутри Альянса.
Второй стратегической задачей 18-го Главкома ОВС НАТО в Европе станет максимальная демонстрация мощи Альянса при использовании минимума имеющихся сил и сокращающемся бюджетном финансировании.
По этой причине, например, в двухдневных учениях ВВС "Сплав Рамштайн 1" (Ramstein Alloy 1, 19-20 апреля, Эстония), при заявленном участии 6 членов НАТО и двух стран-партнеров (Финляндии и Швеции), фактически, кроме обычной наземной инфраструктуры, были задействованы всего четыре воздушных борта: британский самолет ДРЛО Е-3С, литовский транспортный самолет С-27, финский перехватчик F-18 и бельгийский легкий полевой истребитель F-16.
Перечисленные силы имитировали использование трех авиакрыльев ВВС НАТО в Северной Европе, в общей сложности насчитывающих до 72 самолетов. Аналогично в проходящих в Румынии и Болгарии 5-13 мая 2016 года учениях «Дакийская Рысь 2016” (DALX 16) задействовано всего 250 военных из 11 стран, имитирующих действия механизированной бригады численностью в 4,5 тыс. человек.
Для маскировки растущего разрыва между декларируемым и фактическим масштабом боевых и оперативных возможностей НАТО активно используется пресс-служба Альянса. В частности, недавнее заявление о передислокации в Прибалтику дополнительного контингента войск Союза численностью в 4 тыс. человек, на самом деле являются рекламно-информационной акцией в рамках проводимых в Эстонии 2-19 мая учений ОВС НАТО "Весенний шторм" (Spring storm 2016), в которых принимают участие в общей сложности 6 тыс. солдат и офицеров из 10 стран.
Все задействованные подразделения, по окончании мероприятий, будут возвращены в пункты постоянной дислокации. Их оставление в Прибалтике не планируется. Тем не менее, несмотря на уменьшение масштабов привлекаемых подразделений, перед командованием НАТО поставлена задача создать впечатление существенного наращивания Альянсом своих сил на границе с Россией. Данный факт требует своего разъяснения.
В настоящее время Альянс находится в стратегическом кризисе целей своего существования, возникшем после распада главного и единственного военного противника - СССР и организации Варшавского договора. Попытка превращения НАТО в более эффективный, чем уже существующие "голубые каски", миротворческий инструмент ООН провалилась в виду нежелания США отдавать контроль над ним. Также не имел успеха план использования Альянса в качестве полицейских сил по предотвращению внутренних конфликтов в Европе. В свою очередь, отсутствие достойной цели ставит на повестку дня целесообразность сохранения НАТО как военно-политической организации.
С конца 80-х годов ХХ века Евросоюз стремится заменить Альянс собственными общеевропейскими вооруженными силами в рамках проекта Еврокорпус. В случае успеха это неизбежно приведет к существенному снижению политического и экономического влияния США в Европе, а также к значительному сокращению военных возможностей США в мире, так как на протяжении более 10 лет не менее половины американского военного контингента, числящегося в составе ОВС НАТО в Европе на самом деле используются в конфликтах по всему миру. В частности, в Афганистане, в Ираке и в операциях в Сирии (действуя с базы Инджирлик в Турции).
В связи с этим США крайне заинтересованы в раздувании масштабов российской военной угрозы, противостояние которой возвращает стратегический смысл существования НАТО. Активизация проведения различных учений должна создать впечатление способности Альянса с этой угрозой справиться, даже в условиях сокращения военных расходов у входящих в блок государств. Однако финансовые возможности США не позволяют как-либо существенно нарастить численность своего постоянного военного контингента в Восточной Европе. Новый главком ОВС НАТО как раз и должен найти способ разрешить это противоречие.
OSTKRAFT. Аналитический центр ИА REGNUM