Андрей Манойло: «пакт Лаврова-Керри» меняет мировой баланс
4.05.2016
Госсекретарь США Джон Керри, побывавший в российской столице с визитом 23-24 марта, вышел из самолета с кейсом, который привлек внимание прессы. Президент Владимир Путин в ходе встречи пошутил, что в США некому помочь госсекретарю нести чемодан или тот привез деньги, чтобы «торговаться по ключевым вопросам».
Госсекретарь, в свою очередь, назвал содержимое дипломата «сюрприз», который удивит российского президента. Однако после переговоров он так и не ответил на вопрос журналистов, что было в портфеле, сказав, что это останется секретом.
Доктор политических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, член Научного совета при Совете безопасности РФ Андрей Манойло считает, что содержимое чемоданчика Керри послужило основой для стратегического «Пакта Керри-Лаврова». О том, что представляет из себя данный «пакт», разъясняет эксперт…
- Вся Европа дрожит от осознания того, что Россия и Соединенные Штаты о чем-то договорились. Просто пока эту договоренность придерживают и не афишируют. Хотя, в действительности, все уже решено за спиной ЕС, других союзников Соединенных Штатов. Таким образом, мир, возможно, уже поделен между двумя крупнейшими центрами нового глобального противостояния – США и Россией.
И вполне возможно, что уже существует секретный протокол к этому соглашению, по которому проведена новая демаркационная линия, определяющая зоны влияния России и Соединенных Штатов. И эта линия проходит через территорию ЕС. Европейские страны очень боятся, как бы этот протокол не повторил в своих общих чертах и принципах секретное приложение к пакту Молотова-Риббентропа.
- Андрей Викторович, вы хотите сказать о том, что в марте в Кремле состоялись некие сепаратные переговоры?
- Нет, не сепаратные. Договоренности, которые достигнуты в рамках взаимодействия министров иностранных дел двух государств, легальны и не носят скрытый характер. Все в мире заметили, что последние год-полтора Керри зачастил в Москву. Причем он всегда прилетает в преддверии каких-то событий особого характера. В результате создается впечатление о том, что по линии Керри-Лавров (между США и Россией), несмотря на внешний антагонизм противостояния, регулярно «сверяются часы».
При этом главы государств пока еще придерживаются риторики противостояния. Однако, в последнее время Обама все чаще звонит Путину, причем по самым разным вопросам, и наоборот. Это говорит о том, что какие-то договоренности есть. Более того, они начали реализовываться, иначе не было бы необходимости в этих контактах.
- Тогда по порядку. В чем суть «плана Керри-Лавров»?
- Говорить о плане пока рано. Скорее речь идет о некой сделке, которую предлагают и обсуждают Соединенные Штаты с Российской Федерацией. Дело в том, что фактически вся нынешняя администрация Белого дома придерживается бизнес-мышления. Его суть заключается в выстраивании таких отношений с Россией, которые приносят совершенно конкретную коммерческую выгоду, конвертируемую в сферу политических отношений.
США ведут с Россией торг, склоняя ее к заключению глобальной сделки, ставки в которой велики: это и Сирия, и Украина, и «панамские офшоры», и еще многое другое. В этой сделке Россия, несмотря на весь антагонизм, рассматривается Белым домом как партнер, который может стать как выгодным приобретателем американских активов, которые тяготят Соединенные Штаты (например, Украина), так и выгодным продавцом, который может помочь США восстановить их престиж на Ближнем Востоке, пострадавший на контрасте с действиями России в Сирии.
Глобальная сделка, предлагаемая США России, может иметь характер «ядерной сделки», заключенной США с Ираном, а может и носить характер «пакта», определяющего новый раздел сфер влияния. Эта сделка носит характер некого эквивалентного взаимовыгодного обмена. Понятное дело, что США и Россия – великие державы, сегодня уже никто в этом не сомневается и не говорит о том, что Россия — страна регионального уровня. И размен между великими державами с точки зрения американцев может состоять только в определении четких границ сфер влияния, относимых как к США, так и к Российской Федерации.
В этом смысле США рассматривает другие страны, в том числе и своих союзников, как некие разменные активы. Они имеют определенную цену, поэтому могут быть предметом торга. Это такой стиль. А регулярные визиты Керри в Москву я расцениваю, как бизнес-переговоры, на которых торгуются.
За все это время России предлагалось несколько вариантов сделки. Последний визит Керри с красным чемоданчиком в одной руке и с гитарой в другой – новый этап этого торга. В чемоданчике ничего не было (разве что бутылка виски и два стакана), но он должен был привлечь внимание. Все это должно было сигнализировать другим странам (в частности, Западной Европе) о том, что сделка между Соединенными Штатами и Россией была уже практически готова, а большинство параметров согласованы.
Взаимные ходы России и США носят, очевидно, согласованный характер. И эти сигналы четко считали не только российские политические круги, но и почти вся западная и европейская элиты. Они все испугались и засуетились, напоминая при этом разворошенный муравейник.
Опасения европейцев по поводу того, что секретный пакт между Россией и США уже существует, на мой взгляд, могут быть вполне обоснованы. Сделка предполагает эквивалентный обмен. Поскольку Россия после успешной операции в Сирии находится в привилегированном положении и владеет стратегической инициативой, Сирия – это актив.
Чтобы сохранить какое-то влияние на Ближнем Востоке (в том числе и по мирному урегулированию) Соединенным Штатам необходимо заручиться расположением России, а, значит, купить ее лояльность, пожертвовав Украиной. Я в этом убежден. До операции российских ВКС в Сирии такое сложно было представить, но теперь это вполне реально.
Сегодня Соединенные Штаты рассматривают Украину как некий «токсичный» актив, ценность которого падает с каждым днем. С точки зрения бизнес-подхода от такого актива надо избавляться и чем быстрее, тем лучше, потому что через некоторое время он вообще ничего стоить не будет. Вот Белый дом и спешит «слить» его России, которая сейчас является единственной державой, еще не потерявшей окончательный интерес.
- Об Украине мы подробно поговорим подробнее в следующих частях материала «Пакт Керри-Лаврова», поэтому продолжим о Европе… Что послужило причиной сближения позицией США и России?
- Сирия и Украина – две большие площадки, где в последнее время происходило столкновение интересов США и Российской Федерации. Это было противостояние в форме «гибридной войны». И с той, и с другой стороны на этих площадках через аффилированных сторонников и сателлитов мерились силами США и Россия.
Наши страны оценили силу и мощь каждого. Итогом стало понимание того, на каких принципах должен выстраиваться новый мировой баланс. А этот мировой баланс, также как и 40-е годы двадцатого века, а также в годы «холодной войны», может выстраиваться только на разграничении сфер влияния. Когда есть прямая демаркационная линия, разделяющая мир «пополам» или в какой-то иной пропорции. Это важный элемент международной безопасности. Если за эту линию не переходить, то уменьшается риск случайных конфликтов, которые могут привести к глобальным последствиям.
Именно поэтому в риторике наших и американских элит часто прослеживается такой термин, как «красная линия», через которую нельзя переступать. Эта «красная линия» — как оговорка по Фрейду — буквально указание на то, что линии либо уже проведены, либо будут проводиться в самое ближайшее время. И есть договоренность относительно того, что эти линии не при каких условиях не должны переступаться, а если это произойдет, то этот инцидент необходимо совместно расследовать.
Одна из этих линий, очевидно, будет проходить не только по Ближнему Востоку и постсоветскому пространству или Украине (я думаю, американцы ее целиком продадут), но и по самой Европе, несмотря на то, что там уже есть границы и свои зоны влияния (американцам на суверенитет ЕС в целом наплевать). В Киеве об этом тревожатся не меньше, чем в Берлине.
Я думаю, что демаркационная линия, возможно, будет проходить по самой Европе, потому что для США такое явление, как ЕС – весьма условное. Им безразличен суверенитет Европы и ее границы. Штаты очень интенсивно «нагибали» Европейский союз, заставляя его активно включаться в санкции против России. Они относились к ЕС как своей полуколонии, которую можно делить. С полуколонией можно делать все, что угодно, при этом подходить к процессу весьма творчески.
Однако здесь есть одно «но». Европейские страны, особенно восточноевропейские, очень боятся возвращения в сферу влияния России. Особенно Прибалтика. Именно поэтому они все время просят как можно больше и быстрее расширить там натовский контингент. Прибалты боятся того, что американцы как всегда договорятся с русскими и демаркационная линия пройдет намного западнее границ территории Балтии. Доказательством тому является резкое ускорение Финляндией процесса вхождения в состав НАТО. Эти маленькие страны боятся того, что их либо «поделят», либо предоставят самим себе, и никто не будет их защищать.
- А вот если конкретно. Какие европейские страны будут находиться в нашей сфере влияния? Сербия, например, наша? Совместные учения с сербами вот были… Кстати, там интересно может сложиться с тем же Косово…
- Да, там непонятная ситуация. С одной стороны, наше влияние на Сербию в последнее время возрастало, с другой стороны — руководство Сербии совершенно прозападное. Поэтому, какая «Сербия наша»? Кроме того, во всех бывших республиках Югославии сидит элита, ориентированная на Европу и США. Думаю, что вся территория бывшей Югославии в случае проведения демаркационных линий будет рассматриваться, как и в годы «холодной войны» — как некая нейтральная зона с особым статусом.
Вспомните Югославию времен движения неприсоединения, времен Иосифа Броз Тито. С одной стороны, в Югославии был коммунистический режим, с другой, — ни к одному лагерю они принципиально не присоединились. Поэтому будет формироваться особый статус, где пророссийские настроения будут уравновешиваться влиянием косовского анклава, из которого постоянно будут поступать угрозы устроить либо очередной халифат, либо великую Албанию.
С точки зрения европейской стратегии Балканы очень важный регион, чтобы его просто так взять и «поделить». Именно оттуда начались и Первая, и Вторая мировые войны, поэтому понятно, что ни США, ни Россия не уступят Балканы друг другу.
Что касается конкретных сфер влияния России, то, скорее всего это будет Прибалтика. Правда, США вначале попытаются их «накрутить», создать огромное напряжение, навести туда войска, устроить учения (что сейчас и происходит), а потом бросить.
Страны Прибалтики очень маленькие. В не накрученном состоянии этот актив имеет одну цену, а если туда еще и нашпиговать натовские базы, то ценность этих активов с точки зрения американцев повышается.
Это такой девелопмент. Прибалтика полуразрушенный актив – у них даже сельского хозяйства нет – его разрушил Евросоюз. Это актив в военно-политическом плане «накручивают»: создают военные базы НАТО, вводят контингент, разворачивают инфраструктуру, открывают в Таллинне информационный центр — то есть искусственно превращают Прибалтику чуть ли не в военный лагерь. Таким образом, цена актива повышается, и по ней его будут пытаться продать своему противнику. Не получится, вполне может быть, что Соединенные Штаты уступят этот актив Российской Федерации.
- То есть, сегодняшние учения НАТО в Прибалтике с участием 6 тысяч военнослужащих, есть не что иное, как искусственное повышение ставок?
- Совершенно верно. Это пока идет условная демонстрация силы с целью прикрытия самой сделки. То есть, как бы есть противостояние, а на самом деле все решено. Тем не менее, западным элитам, прессе нужно показать, что все идет по укатанному сценарию. Реальность же на самом деле изменилась. Если сделка заключена – всё поменялось.
Сейчас идет скрытая подготовительная работа к реализации сделки. Если о ней станет известно, поднимется шум, начнется паника – все это может помешать. Поэтому стороны продолжают «скалить» зубы друг на друга, и союзники США спокойны. Они считают, что участвуют в противостоянии против России как полноправные партнеры Америки. Если Запад победит в этом противостоянии, союзники получат свою долю «пирога». Они же не знают, что их используют.
Что такое эти переброшенные 6.000 солдат в Прибалтику? Это просто успокоение прибалтов. Они находятся в состоянии паники, и все время ждут нападения «вежливых людей». Вот к ним перебрасывают контингент НАТО. Возникает другая проблема. Теперь прибалты могут грозить своему восточному соседу. И они пойдут провоцировать Россию. Причем будут это делать грубо. Россия заявит какой-нибудь серьезный протест и обратится к США. Те, в свою очередь, присоединятся к позиции России и скажут, что они вводили контингент для стабилизации обстановки, а не для поддержки провокаций правительства. За эти действия США не отвечают.
Далее сценарий будет развиваться так: США выведут свои батальоны и скажут, что теперь этой территории они не будут покровительствовать. И все…
- А вот периодические опасные воздушные сближения наших истребителей с американскими самолетами-разведчиками как объяснить?
- Это процесс взаимного тестирования. Это было всегда. Готовы ли? Действительно ли потенциал обеих стран находится на уровне готовности действовать в любой момент? Это нормально и делает результат этой сделки неизбежным. А если кто-то расслабился и не находится в полной готовности, то этим непременно воспользуются.
- С санкциями что будет?
- Вполне возможно, что в результате заключения сделки США и Россия взаимные санкции снимут — они не будут нужны. Европа же в данной ситуации будет выкручиваться самостоятельно. Что уже происходит. Парламент Франции уже проголосовал за отмену санкций против России. Следующими могут быть Венгрия, Словакия, Греция, Австрия, Италия. Самим же санкциям найдут новую точку приложения. Ей, скорее всего, станет Китай.
- Можно ли тогда расценивать этот визит Керри, в Москву как переломный момент в наших отношениях с США или это такая «отходная» уходящего Обамы, после которого «хоть трава не расти»?
- Скорее это можно рассматривать не как переломный, а как финальный аккорд Обамы. Ему «кровь из носу» надо с Россией что-то положительно решить до ухода с поста президента США. У него в этом отношении есть очень сильный личный мотив. Ему бы, конечно, хотелось Россию победить — для этого и развернута информационная война – все эти оффшорные панамские скандалы и прочее. Но это вряд ли осуществимо: Россия для Обамы – крепкий орешек.
Но все же Обаме нужно быстрее записать какую-нибудь победу над Россией (пусть даже микроскопическую) в свой актив. Чтобы в летопись истории имя бывшего сенатора-президента Обамы было вписано в приличных выражениях, как и имя бывшего актера-президента Рейгана, которому удалось расшатать Советский Союз.
Обаме не удалось поставить Россию на колени, но он будет думать, что нанес ей хотя бы один существенный удар. Этим Обама будет гордиться до конца своей жизни, если это получится. Однако лучший ход, который подействует наверняка – это успеть осуществить сделку по разделению сфер влияния и интересов между Соединенными Штатами и Россией. Тогда эта сделка достанется в наследство республиканцам, которые не смогут ее ни отменить, ни денонсировать. И будут лишь бессильно скрежетать зубами, что демократам и нужно.
В следующих материалах продолжение интервью с Андреем Манойло на тему «Пакт Керри-Лавров». Эксперт расскажет о том, как распределятся сферы влияния между США и Россией в отношении: Ближнего Востока, Сирии, Украины и других бывших стран СССР. Следите за публикациями…
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.