Охота за «Красным гольфом»: Северная Корея на пороге новой войны
13.03.2016
Утро субботы 12 марта взбаламутило мировые военные и дипломатические круги неожиданным известием. Американский телеканал CNN со ссылкой на трех должностных лиц США сообщил о возможной аварии, а то и гибели подводной лодки ВМС КНДР. С учетом недавних воинственных заявлений лидера Северной Кореи Ким Чен Ына, дошедшего в своей риторике до угрозы нанести ядерный удар по территории Америки, информация CNN сразу попала на первые полосы мировых информационных агентств.
Сенсация от CNN
Собеседники CNN сообщили следующее. Американцы скрытно вели наблюдение за субмариной, проводившей учения в открытом море у восточного побережья Северной Кореи. Несколько дней тому назад лодка внезапно прервала маневрирование, после чего средства слежения американского военно-морского флота, воздушная и космическая разведка янки зафиксировали признаки проводимой северокорейцами поисково-спасательной операции. Собеседники CNN не уточнили, в каком положении — надводном или подводном — находилась северокорейская подводная лодка. Но, исходя из контекста сообщения, можно предположить, что скорее всего лодка без хода и связи лежит на грунте. В противном случае, лодку за минувшее время северокорейцы уже бы обнаружили.
Точно так же в эфире CNN не был назван тип подводной лодки. Однако, учитывая предшествующие демарши Пхеньяна (испытание ядерного оружия; запуск спутника с помощью ракетоносителя, который можно использовать для нанесения ядерного удара, объявление Ким Чен Ына о приведении ядерного оружия страны в повышенную готовность) и длительное скрытное слежение американцев за лодкой с привлечением всех доступных технических средств, логично предположить, что угодившей в ЧП субмариной может оказаться единственный в составе ВМС КНДР подводный носитель баллистических ракет.
А это уже серьезно.
Таинственная подлодка
Первые сведения о таинственной подводной лодке, больше смахивающие на слухи, появились в октябре 2014 года. Тогда сайт «38-я параллель», принадлежащий Корейскому институту Школы передовых международных исследований имени Джонса Хопкинса, сообщил о появлении «не поддающейся опознанию субмарины», пришвартованной в доке северокорейского порта Синпхо. Длина лодки — больше 67 метров, ширина — 6,6 метров, водоизмещение 2500—3000 тонн. Данные были получены сайтом в результате изучения американских спутниковых снимков.
Ознакомившись с этой информацией, ряд американских экспертов усомнился в факте наличия у Северной Кореи столь крупной субмарины. В конце концов, до сего момента подводные силы ВМС КНДР были представлены старыми подлодками советского проекта 633 (Romeo по классификации NATO) с водоизмещением не более 1712 тонн, еще более старыми подлодками советского проекта 613 (Whiskey по классификации НАТО) с максимальным водоизмещением 1347 тонн и большим количеством относительно новых, но очень маленьких «миджетов» — мини-субмарин, с максимальным водоизмещением 370 тонн.
Поверить после этого в то, что Пхеньян внезапно осилил постройку практически вдвое большей по водоизмещению, чем Romeo, подлодки, действительно было непросто. Посему американцы напомнили: «Если основные производственные мощности по выпуску подлодок размещены в провинции Хамген-Пукто на восточном побережье Северной Кореи, то в Симпхо действует головное отделение Института морских исследований Государственной академии обороны КНДР». Отсюда вывод: обнаруженный в доке Синпхо объект — это не настоящая подлодка, а «новый испытательный стенд для проведения разработок по баллистическим ракетам морского базирования».
Спустя короткое время уже известный нам сайт уточнил параметры обнаруженной лодки, и оказалось, что ее предполагаемое водоизмещение — не больше 1500 тонн. Это мало отличалось от размеров лодок старых советских проектов. Южнокорейцы вместе с американцами облегченно вздохнули, договорились считать находку средней подводной лодкой и в честь места обнаружения нарекли субмарину «тип Sinp'o».
Дальнейшие события быстро доказали, что Сеул и Вашингтон рано расслабились.
Сеул в панике
Уже 2 ноября 2014 года южнокорейское информагентство Yonhap News со ссылкой на источник в правительстве Южной Кореи сообщило, что северяне где-то раздобыли по цене металлолома советскую дизель-электрическую подводную лодку проекта 629 (Golf по классификации НАТО). Что лодка была построена в 1958 году и списана в 1990-м. Что подводное водоизмещение субмарины составляет порядка 2800 тонн. Что далее северокорейцы то ли эту лодку модернизировали и ввели в строй, то ли, раскрутив до винтика, скопировали и построили на ее базе свою подлодку… Но, так или иначе, а большая дизель-электрическая подводная лодка у Пхеньяна теперь есть. И это именно ее в доке «Южной верфи» Симпхо сфотографировал американский спутник.
Главной же вишенкой на торте стало то, что советский Golf являлся носителем межконтинентальных баллистических ракет, которых в ограждении рубки лодки размещалось аж 3 штуки. То есть новая подводная лодка северокорейцев оказалась носителем МБР!
Правда, северокорейским инженерам не удалось повторить успех своих советских коллег, уточнило Yonhap News. Туда, где вторые сумели разместить целые 3 ракеты, первые кое-как сумели затолкать лишь одну. Но и одной северокорейской МБР с предположительно ядерной БЧ, блуждающей под водой у берегов Кореи, Сеулу для паники хватило за глаза. Тем более что на постройку собственных подлодок с МБР южане раньше 2027—2030 годов не надеются.
Источник Yonhap News выразился так: «Получается, что совсем недалек тот момент, когда подводные ракетоносцы КНДР будут ходить по океану, появляясь у нашего побережья. Если же Север сумеет создать и достаточно компактные для монтажа на ракеты ядерные боеголовки, то США и Южной Корее придется полностью менять концепцию противодействия ракетно-ядерной угрозе КНДР! Мы считаем, что Северу потребуется от одного года до двух лет для того, чтобы завершить испытания возможностей вертикального запуска ракет».
Американцы поторопились успокоить своих союзников тем фактом, что раз уж разведка США доселе обнаружить северокорейский Red Golf (прозвище появилось по аналогии со знаменитым романом Тома Клэнси «Охота за «Красным октябрем») не смогла, то подводного ракетоносца КНДР попросту не существует.
23 января 2015 года Пхеньян произвел первый испытательный пуск баллистической ракеты подводного старта, получившей условное американское обозначение KN-11. Факт, с точки зрения южнокорейцев и американцев, конечно, безотрадный. Но запуск был осуществлен с погруженного под воду специального стенда у побережья КНДР, и это, вроде бы, подтверждало вывод янки, что лодки-ракетоносца у Пхеньяна нет.
Но уже 9 мая, в День Победы, СМИ КНДР распространили сообщение: «Имел место подводный испытательный запуск сконструированной в Корее мощной стратегической подводной баллистической ракеты. Баллистическая ракета была разработана по личной инициативе Верховного Главнокомандующего Корейской народной армии Ким Чен Ына, который присутствовал на испытаниях». К лаконичному тексту была приложен фотосет, запечатлевший взлетающую из-под воды ракету, ласково протягивающего к ней руку с борта корабля Ким Чен Ына и, наконец, того же товарища Верховного Главнокомандующего, ехидно курящего сигаретку на фоне подводной лодки, чей силуэт не имел ничего общего с ранее имевшимися в составе северокорейского флота субмаринами. Не похож был этот силуэт и на советский Golf 629-го проекта. Зато он соответствовал уже знакомому экспертам по американскому снимку «типу Sinp'o».
Сеул привычно ударился в истерику и «выразил наисерьезнейшую озабоченность». Вашингтон впал в тяжелую задумчивость.
Северокорейский текст и сопутствующие ему фотографии должны были привести читателя к однозначному выводу — МБР взлетела именно с «типа Sinp'o». Но на запечатленной на снимке подлодке не имелось ничего похожего на крышку пусковой шахты МБР! Это обстоятельство и наличие фотографий, а не видеозаписи, натолкнуло экспертов на предположение, что «тип Sinp'o» — хоть и явно новая подлодка, но не имеющая на вооружении баллистических ракет. Стало быть, старт KN-11 был произведен либо с другой лодки, либо с уже известного подводного стенда, либо… это все фотошоп.
От последнего утверждения американцы быстро отказались, но стенд с подлодкой в их версиях воевал еще долго, пока 8 декабря 2015 года издание The Washington Free Beacon со ссылкой на источники в Пентагоне не сообщило: «Дизель-электрическая ракетная (!) подводная лодка северокорейской постройки получила сильные повреждения из-за неудачного запуска ракеты».
Далее издание опубликовало следующую информацию: «По данным источников, в ходе испытания, которое было проведено 28 ноября в Японском море, подлодка типа Sinp'o должна была запустить ракету KN-11 из подводного положения. Однако во время запуска ракета не смогла удачно выйти из пускового контейнера, в результате чего корпус подлодки и его надстройка получили серьезные повреждения. Оценка степени повреждений на подлодке основывается на изучении обломков, которые зафиксировали американские разведывательные спутники. За испытанием наблюдали американские разведслужбы, которые с прошлого года внимательно следят за программой КНДР по разработке баллистических ракет для подводных лодок».
Итак, Red Golf и «тип Sinp'o» оказались все же одним и тем же кораблем — по крайней мере, в этом постаралось убедить своих читателей американское издание.
10 января 2016 года центральное телевидение Северной Кореи показало кадры очередного испытательного пуска баллистической ракеты подводного базирования, осуществленного в декабре 2015-го. За пуском лично наблюдал Первый секретарь ТПК, Первый председатель ГКО КНДР, Верховный Главнокомандующий КНА Ким Чен Ын. Согласно информации, полученной The Washington Free Beacon от представителя министерства обороны США, успешный испытательный запуск произошел с корейской подводной лодки 21 декабря около порта Синпхо и показал, что предыдущий неудачный испытательный запуск ракеты в ноябре не нарушил программы КНДР по испытанию баллистических ракет подводного базирования.
Сеул привычно… Ну, вы уже догадались, да? Вашингтон же усилил наблюдение за Red Golf — американская разведка плотно «села на хвост» северокорейскому ракетоносцу… или чему-то на него похожему.
Видимо, это принесло свои результаты, если верить сообщению CNN, с которого мы начали этот текст. Ну в самом деле, за какой еще подлодкой ВМС КНДР янки будут следить столь же усердно, как за неуловимым «Красным гольфом»? Не за разработанными же в конце 40-х — середине 50-х прошлого века Whiskey и Romeo?
Неясность сохраняется
Безусловно, сообщение CNN может оказаться «уткой», цель которой — новый удар по престижу КНДР в условиях информвойны, которая не прекращается между Вашингтоном и Пхеньяном с 1953 года, то есть с момента подписания договора о прекращении огня между сторонами-участницами Корейской войны. С той же долей вероятности сообщение CNN может быть правдой, но вместо Red Golf аварийной северокорейской лодкой может оказаться какая-нибудь ветхая Romeo.
В условиях, когда, по состоянию на вечер 12 марта, утреннее сообщение CNN косвенно подтвердило лишь USNI News, сославшееся при этом на Джо Бермудеса, аналитика Корейского института Школы передовых международных исследований имени Джонса Хопкинса, судить о том, произошло ли на самом деле ЧП с северокорейской подлодкой или нет, пока невозможно.
Что точно можно утверждать
Но если все же принять аварийную лодку за данность, то можно с уверенностью утверждать следующее:
1. В силу крайней технической отсталости матчасти ВМС КНДР, у северокорейцев практически отсутствуют шансы на самостоятельное обнаружение и оказание своевременной помощи аварийной подводной лодке.
2. В свою очередь, США оказываются перед непростым моральным выбором: зная о примерном местонахождении аварийной лодки, следует ли передать эти сведения Пхеньяну? Передача американской стороной координат субмарины, с одной стороны, может заметно ускорить для северокорейцев процесс ее обнаружения, а с другой — раскроет параметры американских средств наблюдения за надводной и подводной обстановкой. Судя по тому, что до сих пор нет никаких свидетельств о передаче Вашингтоном координат аварийной лодки Пхеньяну, и с учетом того, что прошло уже несколько дней с момента классификации американской стороной ситуации на северокорейской подлодке как аварийной, янки решили своей информацией не делиться. А равно и не предлагать северокорейцам принять участие в оказании помощи аварийной лодке.
3. Пхеньян будет всеми силами скрывать аварию на своей подводной лодке. В случае придания гласности подтвержденного факта аварии или гибели субмарины, вина за это ЧП будет возложена Пхеньяном на Сеул и Вашингтон. Это соответствует линии поведения Северной Кореи, заявившей 12 марта: КНДР готова нанести удар по территории Южной Кореи в ответ на продолжающиеся совместные американо-южнокорейские учения. «Мы пойдем в атаку при малейшем признаке того, что Сеул готовит вторжение!» — говорится в заявлении генштаба КНДР.
4. Отмечаемая склонность северокорейского режима к демонстрациям силы, граничащими с военным авантюризмом, не оставляют сомнений в способности Пхеньяна развязать новый вооруженный конфликт со своим южным соседом. Тем более, что 8 марта 2013 года правительство КНДР аннулировало мирный договор с Южной Кореей о ненападении. «Все действия правительства, политических партий и организаций теперь будут исходить из того, что наша страна находится в состоянии войны с Югом», — объявило Северокорейское Центральное телеграфное агентство. Тем более, после пакета жесточайших санкций против КНДР, за которые проголосовал Совбез ООН. Тем более, после того как Пхеньян пригрозил Вашингтону превентивным ядерным ударом в ответ на проходящие на полуострове совместые военные учения Южной Кореи и США, в которых задействовано крупнейшее за последние 40 лет число американских военных. Тем более, если попавшей в аварию или погибшей окажется северокорейская подводная лодка, за которой длительное время осуществляли слежение американцы. И в особенности, если эта подводная лодка окажется единственным северокорейским подводным ракетоносцем.
Война из-за зайца?
Специально для Федерального агентства новостей ситуацию прокомментировал Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН:
— Прежде всего хочу сказать, что я не особенно верю в существование подводного северокорейского ракетоносца. Его существование считаю недоказанным. Стенд для подводного пуска ракет есть, а подлодки нет. По крайней мере, нет ни одной убедительной фотографии с северокорейской подводной лодкой-ракетоносцем.
— То, что северокорейцы и американцы говорят о ее существовании, это тоже не доказательство?
— Слова — это не доказательство. Впрочем, вне зависимости от того, есть ли такая лодка или нет, попала она в аварию или нет (а для северокорейских лодок с их состоянием авария — это не что-то из ряда вон, кстати), скажу, что ситуация на Корейском полуострове мне не нравится. Поверьте, обе стороны всерьез воевать не хотят. Но в условиях прогрессирующей обоюдной демонизации, в условиях когда обе стороны стоят с оружием наготове, а тут еще и новые тысячи американцев на учения прибыли... В условиях когда Пхеньян объявил о своей готовности к превентивному ядерному удару… В таких условиях я боюсь того, что называю «войной из-за зайца». Ну вот представьте — две вооруженные толпы с пальцами на спусковых крючках. Толпы ходят, бегают, прыгают и спят в обнимку с оружием, но постоянно косятся в сторону недруга. Пальцы на спусковых крючках уже затекли… Между двух этих вооруженных до зубов отрядов — кусты. И вот внезапно в эти кусты прыгнул заяц — кусты вздрогнули! Что дальше произойдет? Две наши толпы рефлекторно начнут палить друг по другу. Войны никто не хотел, но — бац! — куча трупов. Я в современной ситуации опасаюсь чего-то похожего. Какой-либо дурацкой случайности, после которой все рефлекторно примутся стрелять, и ситуация станет неуправляемой.
— Попавшая в аварию или погибшая северокорейская подлодка может стать таким «зайцем»?
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.