Financial Times: Европа превращается в крепость, и Украина остается за ее стенами
12.11.2015
Фото: Reuters
Постепенно страны Европейского союза начинают все чаще заботиться о собственных интересах, и перспективы нового расширения Евросоюза больше не рассматриваются всерьез. Это больно бьет по тем странам, которые проводили реформы в надежде на членство – Украине, Молдавии и Грузии, и в итоге под вопрос ставится будущее демократии и рыночной экономики в этих государствах, пишет Financial Times.
Европейский союз сейчас переживает ряд кризисов, пишет Financial Times. «Его может разорвать от кризиса с беженцами, от роста националистического популизма в Центральной Европе, от последствий возможного выхода Великобритании, или от возвращения в какой-либо форме долгового кризиса, который вот уже пять лет разоряет Грецию». Однако те риски, которые эти кризисы представляют для ЕС, кажутся несерьезным по сравнению с последствиями, которые они могут нести для стран-соседей Евросоюза, особенно для Украины, считает автор статьи, научный сотрудник Института американского предпринимательства Далибор Рохач.
Евросоюз, уверен политолог, в конечном счете найдет выход из своих нынешних проблем. Однако в этом процессе ему придется больше заботиться о собственных интересах и работать со своими восточными соседями. Единство, которое Европа показала по отношению к украинской политике России, достаточно слабо и вскоре его заменит более сухой реализм, который поставит на первое место интересы Германии и Франции. И яркое тому подтверждение – недавний визит в Москву вице-канцлера Германии, который приехал, чтобы обсудить двусторонние связи между странами, равно как и бывший французский президент Николя Саркози.
Кроме того, если Европа снова станет «крепостью», то перспективы дальнейшего расширения и вовсе станут недостижимыми, что крайне негативно скажется на Украине и прочих государствах, которые стремились в Европу, пишет автор статьи. К примеру, на саммите, который прошел в мае в Риге, так и не были представлены никакие временные рамки для вступления новых стран. Тем временем в Молдавии поддержка идеи вступления в ЕС все ослабевает, а на Украине закрывается окно возможностей, которое открылось сразу после «майдана».
И на Украине, и в Молдавии затухают реформы, отмечает автор. Однако причина того, что в посткоммунистических странах Центральной Европы в конце 1990-х годов реформы были удачными, заключается в том, что у них были перспективы вступления в Евросоюз в обозримом будущем. «Сегодня же украинцы не видят вознаграждения - помимо финансовой помощи – за все свои достижения за последние полтора года». Так, например, разъясняет политолог, Киев достиг профицита бюджета и принял новый закон об энергетике по европейским стандартам.
Корень всех проблем Евросоюза Далибор Рохач видит в отсутствии лидеров. При этом ни один из ведущих европейских политиков не рассматривает новое расширение ЕС как приоритет. Европейские институты, в свою очередь, используют этот механизм на автоматическом режиме, не придавая ему значения ступени для вступления в ЕС. Это проявляется хотя бы в том, что украинцам по-прежнему нужны визы для поездок по Шенгену. И тем самым политические силы, которые пытаются направить Украину к демократии, не получают дополнительного стимула в виде возможности безвизового перемещения.
Европейцы не должны довольствоваться тем, что ЕС заботится только о собственных интересах, реагирует на кризисы, которые вызваны его же бездеятельностью и забывает об окружающем мире до тех пор, пока напрямую не будут затронуты его интересы. Однако пока не сменится поколение лидеров и пока все страны не поймут эту идею, похоже, именно к этому Европа и движется. А в итоге под угрозой оказывается будущее либеральной демократии и рыночной экономики на Украине, в Молдавии и Грузии, пишет Financial Times.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.