Тьерри Мейсан: Россия сама себе «таскает каштаны из огня»
13.07.2015
Переговоры 5+1 топчутся на месте не из-за Вашингтона и Тегерана, а из-за того, что Москва понимает, что новый региональный порядок на «большом Ближнем Востоке» не нарушает её интересы. Тьерри Мейсан приподнимает краешек занавеса над переговорами в Лозанне.
На фото слева направо: Рияд Хаддад (посол Сирии в Москве), Валид Муаллем (министр Иностранных дел Сирии), Бутхана Шаабаб (специальный советник президента Аль-Ассада, Сергей Лавров (министр Иностранных дел Российской Федерации), Владимир Путин (президент Российской Федерации) 29 июня 2015 г.
Переговоры 5+1 затягиваются. После проблем со здоровьем г-на Керри и г-на Зарифа что только не использовалось в качестве предлога для отсрочки подписания окончательного соглашения. Однако ни Вашингтон, ни Тегеран, кажется, это совсем не тревожит. Наоборот, всё происходит так, словно эта проблема перестала быть проблемой США и Ирана, и её должен решать Совет Безопасности вместе с США и Ираном.
Я уже упоминал о секретных переговорах между Израилем и Саудовской Аравией, цель которых состоит в приспособлении к последствиям, к которым приведёт это соглашение [1]. Я не располагаю достаточно достоверной информацией по российской инициативе, но основные её черты можно обрисовать.
Американо-иранское соглашение [2] – это для президента Обамы стратегия второго выбора после неудачи по разделу «большого Ближнего Востока» с Россией в 2013 г. [3]. Во время первой конференции в Женеве по Сирии (на которую Сирию не пригласили) Вашингтон намеревался доверить Москве заботу о сдерживании арабских стран и обеспечении безопасности Израиля, где проживают более миллиона бывших граждан СССР. Однако этот план не удался, но не по вине русских, а из-за разногласий в администрации Обамы. Сторонники холодной войны во главе с Хиллари Клинтон и генералом Дэвидом Петреусом саботировали это соглашение.
Поэтому совершенно логично, что Москва на этот раз старается обезопасить себя с тем, чтобы американо-иранские переговоры не стали для неё ущербными.
Каковы же стратегические цели России?
В глобальном плане Россия и Китай преследуют цель создания континентального пути, который гарантировал бы им экономическую свободу. Однако Соединённые Штаты пытаются им помешать всеми средствами и сохранить своё доминирование над всем миром через контроль морских путей (теория «контроля общего пространства») [4].
Газ в обмен на вооружения
Что касается «большого Ближнего Востока» [5], Россия заинтересована в том, чтобы Иран был достаточно сильным и смог противостоять вторжению Запада со стороны южной границы, но не до такой степени, чтобы могли возродиться бредовые устремления Персидской империи. Владимир Путин поддерживает сегодня прекрасные отношения как с вождём Революции аятоллой Хаменеи, так и с президентом Республики шейхом Роухани. Он учитывает как военные успехи Стражей Революции в Палестине, Ливане, Сирии, Ираке и Бахрейне, так и огромную экономическую мощь Ирана. Несколько раз в неделю российские эмиссары, как официальные, так и неофициальные, посещают Тегеран для обмена не только политической, но и военной и экономической информацией.
Россия обеспокоена последствиями будущих поставок иранского газа в Европейский Союз. Изначально этот проект был предложен Соединёнными Штатами с тем, чтобы Брюссель мог обойтись без российского газа. Но по мнению Москвы этот риск является краткосрочным, потому что постепенно Россия отворачивается от Европейского Союза и через определённое время будет продавать газ Китаю. Таким образом, для российской финансовой системы этот риск существует лишь на период не более 5 лет, и даже меньше. Пока будет идти строительство газопровода через Сибирь. Чтобы компенсировать потери от продажи иранского газа Западу вместо российского, Тегеран обязался закупить на огромные суммы российские вооружения. Речь идёт, главным образом, о зенитных ракетных комплексах С-400, способных поражать любые воздушные цели.
Однако данное соглашение противоречит резолюции 1929 Совета Безопасности, которая запрещает поставку оружия Ирану [6]. Президент Медведев решил в своё время применить эту резолюцию, что испортило его отношения с Премьер-министром Путиным. Именно поэтому Владимир Путин сегодня требует, чтобы эта резолюция была отменена до подписания соглашения 5+1.
Эта позиция не должна возмущать Вашингтон, но она усилит разделение мира на два блока.
Терроризм
Другим стратегическим интересом России в этом пакете является Исламское государство (Даеш). Нет сомнения в том, что эта террористическая организация, которой сегодня управляет Турция и которую финансирует саудовская королевская династия, готова оставить Ирак и Сирию и переместиться на российский Кавказ. После сентября 2014 г. командование Исламского государства было полностью очищено от командиров из стран Магриба. Они почти полностью были заменены гражданами бывшего СССР, главным образом, грузинами и узбеками. В настоящее время внутренние переговоры между командирами Даеш по радиосвязи осуществляются не на арабском, а почти всегда на русском языке, и арабские джихадисты стали всего лишь пушечным мясом. Москва, следовательно, должна покончить с Даеш сегодня на Ближнем Востоке, иначе завтра ей придётся воевать с ним на своей территории.
Именно с этой целью Россия пригласила сирийскую делегацию в Москву. К большому изумлению сирийского министра Иностранных дел Валида Муаллема делегация была встречена не российским коллегой Сергеем Лавровым, а была принята президентом Путиным 29 июня. Последний тепло приветствовал её публично в присутствии российских СМИ и в своей пространной речи выразил российскую позицию: Сирия должна сблизиться с Саудовской Аравией, Иорданией и Турцией для устранения Даеш. Затем г-н Муаллем и президент Путин приняли участие в пресс-конференции, но первому так и не представился случай дать г-ну Путину ответ.
Очевидно, Россия уже секретно обсудила этот план с Саудовской Аравией [7], Иорданией и Турцией [8], а также с Ираном. И она стремилась показать всему миру, что в состоянии диктовать свою политику Сирии. Последняя, хотя и сбита с толку российским планом, считает, что не останется внакладе, поскольку он будет знаменовать собой конец войны.
В конечном итоге, российский план соответствует позиции Сирии, которая после 2014 г. и Конференции Женева-2 (на которую она, в отличие от первой, была приглашена) призывает к международному единству в борьбе с терроризмом. Эта позиция постоянно подвергалась злобным насмешкам ввиду того, что джихадисты, которых называли «умеренной сирийской оппозицией», поддерживались … Саудовской Аравией, Иорданией, Турцией и, в общем случае, всеми странами НАТО.
Реализуем ли российский план?
Российский план, который соответствует интересам всех государств «большого Ближнего Востока», противоречит, однако, соглашениям, принятым Саудовской Аравией и Израилем. Кроме того, он лишает Турцию и, следовательно, НАТО её главного козыря – контроля международного джихадизма. Его реализация зависит от внутреннего равновесия каждого из вовлечённых в него государств, а это сопряжено с многочисленными неопределённостями, но российские спецслужбы в этом отношении должно быть очень хорошо информированы.
Российский план ставит под вопрос благие намерения Соединённых Штатов. Хотят ли они на самом деле мира на «большом Ближнем Востоке», чтобы перебросить свои войска на Дальний Восток, и готовы ли они ради этого лишиться Исламского государства как будущего оружия против России?
Именно поэтому консультации продолжаются. Президент Роухани находится в России по случаю саммита БРИКС и ШОС в Уфе, президент Путин отправится в Турцию до того, как будет сформировано новое правительство или перед предстоящими парламентскими выборами, а в Москве ждут короля Саудовской Аравии Салмана.
Источник: «Россия сама себе «таскает каштаны из огня»», Тьерри Мейсан, Перевод Эдуард Феоктистов, Сеть Вольтер, 13 июля 2015, www.voltairenet.org/article188126.html
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.