События в Йемене интересуют наших читателей, и это, разумеется, объяснимо. Ситуация там раскаляется очень быстро, хотя она и раньше была довольно горячей.
События в Йемене интересуют наших читателей, и это, разумеется, объяснимо. Ситуация там раскаляется очень быстро, хотя она и раньше была довольно горячей.
Автор
Нужно сказать, что в каком-то смысле сейчас началась ранее отложенная война между Саудовской Аравией и Ираном на территории Йемена. Стороны шли к этому много лет. И начал первым совсем даже не Иран.
Как мы знаем, в новейшей истории первым выступила за военные действия против Ирана именно Саудовская Аравия и для этого даже разрушила Сирию, убив много ни в чем не повинных людей. Но Сирии помогал не только Иран, но и Россия, а значит в этом случае у Саудовской Аравии нет шансов победить в Сирии и таким образом открыть дорогу США и Израилю для войны против Ирана. Сирия стоит на пути в Иран и на пути интересов Саудовской Аравии. Отсюда в общем-то все неприятности Асада.
Если говорить о странах-противниках, то это две очень мощные страны на мусульманском Востоке, но они населены разными народами, исповедующими схожие направления одной религии, что, в общем-то, и вызывает внутривидовую борьбу. Вот эта религиозная борьба, обросшая вторичными противоречиями, теперь выплеснулась уже в Йемен. Здесь все разовьется в полной мере. Вспышки насилия были и в самих странах, но там с ними быстро справлялись. Здесь же сейчас открылось большое поле для охоты. Каковы все же силы партнеров и победные предпочтения? Давайте рассмотрим этот вопрос.
Иран населен персами. Это традиционно сильные, духовитые мусульмане, которые хорошо известны в мире своим неуступчивым норовом. Само слово персы происходит от индоиранского par??(a) - буквально «бокастый», то есть «крепкого телосложения», «богатырь». Как видите, слава о них шла впереди них. Кстати говоря, неуступчивые пуштуны, это кровные братья персов. Кажется, мы достаточно охарактеризовали Иран, нужно лишь добавить, что к неуступчивости в комплект идет большая толика восточной мудрости и хитрости. Умение маневрировать, не унижаясь и уступать не отступая, в полной мере характеризует иранскую внешнюю политику и делает Иран очень грозным и, можно сказать, искусным, хотя и плохо вооруженным противником.
Саудовская Аравия, это вообще-то качающийся бублик на гвОздике (вспомните Кавказскую пленницу), который может упасть вообще в любую минуту, скажем, на голову США. Я знаю, очень много людей со мной не согласится, и такая точка зрения, возможно, выглядит радикальной, но мы оцениваем Саудовскую Аравию именно так.
Во-первых, количество нефти у Саудовской Аравии становится все меньше, и власти вообще эти данные засекретили. А вот бюджет формируют доходы от нефти на 95%. Саудовская Аравия это абсолютная монархия, сколько бы ни говорили о приближенных к монархам западных менеджерах, которые всем управляют. Как и каждая монархия, саудовская приходит в упадок. Как скоро случится «падение бублика», сказать трудно, но если Иран продолжит противодействие, то процесс этот заметно ускорится. Усилия Саудовской Аравии по давлению на Россию (все помнят историю с визитами в Москву принца Бандара) закончились никак и ничем. Сама Саудовская Аравия (СА) уже какое-то значительное время страдает от охлаждений отношений с США. Ранее СА получала самое современное оружие от США, включая новейшие самолеты, по первому требованию и за огромные деньги. Теперь США не спешат выполнять заказы на поставки новых типов вооружений и запчастей к ранее купленным. США как бы раздумывают каждый раз, давать или не давать заказанное. В добавок ко всему, США хотят уйти из Персидского залива. Это значительно ослабит решимость Саудовской Аравии. Вообще говоря, если главное оружие иранцев это боевой дух, то оружие саудовцев нечто и деньги. Дух саудовцев значительно слабее, практически в разы.
Нужно отдавать себе отчет, что хорошее вооружение делает саудовцев сильными, но как только начнет отказывать оружие и техника, саудовцы окажутся полностью в руках США. У иранских боевиков, которые проникают на территорию СА, таких слабых мест, разумеется, нет.
Так что в каком-то смысле шансы бойцов ИРИ гораздо выше. Возвращаясь к ситуации в Йемене и противостоянию на территории этого государства, нужно отметить, Иран, например, не поддерживающий действия ИГИЛа на своей территории, готов сотрудничать с ним, да и вообще с кем угодно, против Саудовской Аравии.
Нужно отметить, что для противостояния с Ираном у ИГИЛа меньше шансов, чем, скажем, для противостояния с СА. ИГИЛ не может закрепиться на территории Ирана, так что пока это всегда будут «операции из-за границы». Согласитесь, так противостояние не выиграть. Распространению идей и борьбы ИГИЛа на территорию Ирана мешает все та же религиозная рознь. Так, например, большинство суннитов в Иране - сторонники шафиитского мазхаба, который, возможно, самый близкий к шиитам из всех 5-ти суннитских мазхабов. Имеются в виду ханафиты, маликиты, ханбалиты, захириты (почти полностью исчез). Наиболее распространенный у шиитов мазхаб — джафаритский. Мазхаб это школа шариатского права в исламе.
Так вот, шафиитский мазхаб не обещает переселения в рай в случае убийства шиитов. Таким образом, страсти здесь особо не пылают, но и любви особой, конечно, тоже нет.
Вообще нужно сказать, что возрастание религиозной борьбы с неверными в регионе все же пошло из Ирана. Идея иранской исламской революции, произошедшей в 1979 году, распространяется именно с тех пор. Смысл настоящей религиозной борьбы в том, чтобы победить во внутривидовой борьбе и затем перейти в религиозную борьбу между видами (религиями) и в конце концов в классовую борьбу с доминирующим западным обществом. Разумеется, Саудовская Аравия этого сделать не может, потому что она катастрофически зависит от Запада. Если бы Запад вдруг отказался бы от саудовских углеводородов, то Саудовская Аравия превратилась бы в пустыню с небоскребами и верблюжьим колючками. Тем, кто совершает хадж в Мекку и Медину, колючки не помеха, значит, религию экономический упадок не затрагивает, а в этом случае и беспокоиться нечего. Так может показаться тем кто видит Саудовскую Аравию как страну двух мечетей, и им абсолютно наплевать на самодержцев, которые до сих пор усиживали на своем троне лишь благодаря Западу, теперь эта поддержка сходит на нет.
Понимая идущую на них беду, саудовцы хотят встретить ее за околицей, и потому начали бомбардировки Йемена, разумеется, без всякой резолюции СБ ООН. Саудитам показалось, что достаточно одобрения региональных арабских государств, что, конечно же, является вопиющим нарушением. Так можно сказать, Россия могла бы принять решение о бомбардировке Киева за свержение Януковича, ведь и в том, и в другом случае смещение главы государства произошло насильственным путем.
Если говорить о главной действующей силе в противостоянии в Йемене, то это, конечно же, воинствующие хуситы, практикующие зейдитский мазхаб. Так вот, вся штука в том, что именно эти люди являются идеальными для победы в религиозных войнах. Все дело в том, что хуситы это мусульмане шииты, но Зейдитский мазхаб гораздо ближе к суннитам, и главное, они в Йемене местные. То есть, эти люди везде свои, насколько это вообще может быть так. Это, без сомнения, угроза и Йемену, и Саудовской Аравии.
Вообще, Зейдитский мазхаб это не просто себе какие-то банды пустынных кочевников. Эпонимом этого мазхаба является ведущий свои корни от пророка Мухаммада и являвшимся членом его семьи, считается Зейд ибн Али. Его отец был очень образованным человеком своего времени, чтивший фикс (аналог юриспруденции) и хорошо знавший хадисы (предание о словах и действиях пророка Мухаммада, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни).
Разумеется, нынешние сторонники Зейдитского мазхаба не столь чисты в мыслях, но они куда духовно чище загнивших саудитов. Саудиты, может пока это еще многим и не видно, «сохнущая ветвь саудовской акации». В надежде затянуть конец истории своей династии, саудовцы устраивают войны и подавляют протестное движение в своей стране. Сколько продлится политическая агония, будет во многом определяться экономическим благополучием в стране, а это, извините, уже зависит не от «проклятых королей». Так что судьба Саудовской Аравии решается за ее пределами, возможно, на полях сражений сегодня в Йемене.
Избалованным саудовцам будет очень не просто выбраться из йеменской ямы, по сути гладиаторской клетки, возможно, это яма станет для саудовской династии могилой.
Начавшаяся 26 марта 2015 года военная операция в Йемене под кодовым названием "Буря решимости", официально возглавляемая Саудовской Аравией, вполне может стать поворотной вехой в истории не только мусульманского мира, но и всего человечества. И это не просто пустые слова – угроза крупной, пока еще региональной войны на Большом Ближнем Востоке стала настолько близкой, насколько она еще никогда не была…
***
Началом нынешнего конфликта в Йемене большинство экспертов и аналитиков считают август 2014 г., когда йеменские власти во главе с А. Хади приняли решение о "повышении цен на топливо и отмене топливных субсидий". Этот закон ударил по многим слоям населения и
Продвижение "хуситов" было настолько быстрым, что не может не вызывать удивления. И объяснить это можно только одним – многие из йеменцев были недовольны политикой Хади, и потому либо поддержали, либо просто не стали мешать наступлению новой силы. В итоге, какое-то время страна балансировала на грани мира и войны, но казалось, что положение нормализуется. Однако неожиданное бегство Хади из Саны в Аден привело к обострению ситуации.
Йемен оказался расколот на, как минимум, две части – северную, контролировавшуюся движением "хуси", и южную, где закрепились силы, лояльные Хади. При этом сам Хади стал усиленно призывать на помощь аравийские монархии, США, ЕС, и даже обратился за поддержкой в ООН. Тем временем, обеспокоенный складывающимся положением Эр-Рияд начал проводить консультации с различными йеменскими движениями. Причем диалог велся даже с теми партиями, которые считаются близкими к "Братьям-мусульманам", хотя в самой Саудовской Аравии движение "Ихван аль-Муслимун" находится под запретом. Вероятно, именно с этого момента можно считать, что
***
Ситуация вновь оказалась как бы в подвешенном состоянии – ни мира, ни войны. Но в конце марта произошло очередное обострение. Сказать точно, кто первым "нажал на пусковой курок", сказать достаточно сложно. Известно лишь, что в Адене начались бои между лояльными Хади "революционными комитетами" и отрядами спецназовцев, близких к бывшему йеменскому президенту А. Салеху.
Салех, как известно, был свергнут в ноябре 2011 г. в результате "Арабской весны", после чего уехал в ссылку в Эр-Рияд. Однако впоследствии он вернулся в Йемен и затем оказался вовлеченным в новый конфликт. Подчиняться Хади бывший президент, конечно же, не захотел, но и говорить о том, что он контролируется движением "хуси", также неправильно. Скорее, это можно назвать тактическим союзом.
Итак, новое обострение привело к боям уже непосредственно в самом Адене – оплоте и вотчине Хади. Силы "хуситов" держали паузу и особенно не вмешивались в ситуацию. Но тут свою зловещую роль сыграла третья сила – экстремистские группировки. И если про то, что
(Тут следует отметить, что хотя прямых связей между Хади и экстремистами нет, "хуситы" считают, что тот "
***
Поражение Хади было лишь вопросом времени – на его стороне открыто выступили только упомянутые "революционные комитеты". И это означает, что усилия Эр-Рияда сколотить внутри Йемена свой альянс, по сути, провалились. Более того, даже лояльные Хади "комитеты" оставили свои позиции, не вступив в столкновения с наступающими на Аден "хуситами".
В этой ситуации самому Хади не оставалось ничего другого как покинуть страну: некоторые СМИ сообщили о его вылете в Эр-Рияд, другие – о выезде в Джибути, также сообщалось о его появлении на саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) в египетском Шарм аш-Шейхе. Еще одним местом прибытия Хади называют соседний с Йеменом Оман.
Таким образом, все шло к тому, что Эр-Рияд и его союзники потерпят в Йемене поражение, и на этом конфликт и закончится. Даже США и Великобритания
***
Что произошло дальше, является теперь самой "горячей темой" в средствах массовой информации. И именно это событие может стать началом крупной, пока еще региональной войны на Большом Ближнем Востоке. Ночью 26 марта Йемен подвергся воздушной атаке со стороны новой коалиции во главе с Саудовской Аравией. Состав этого альянса, явно наспех сколоченного Эр-Риядом, выглядит весьма впечатляюще. Помимо КСА, к нему присоединились: ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн, Иордания, Египет, Марокко, Судан и даже Пакистан. О поддержке Эр-Рияда заявила и Турция.
Свою поддержку авианалетам выразили и западные страны, прежде всего, США. Более того, согласно заявлениям представителей Белого дома, они оказывают коалиции "логистическую и разведывательную поддержку". Видимо не случайно американский госсекретарь Дж. Керри во время своего визита в Эр-Рияд
При этом нельзя забывать и о том, что практически все страны, присоединившиеся к новой коалиции,
***
О том, что Белый дом задумывал с Йеменом что-то особенное, было ясно еще с августа 2014 г. Ведь когда "хуситы" начали брать под контроль провинцию за провинцией, США на это практически никак не реагировали. А должны были, ибо успех движения "хуси", по сути, означал успех и Ирана, а Вашингтон и Тегеран, как известно, вовсе не являются друзьями.
Как представлялось многим, США терпят в Йемене провал. Однако с геополитической точки зрения Белый дом получал от происходящего большую выгоду. Дело в том, что, "отдавая йеменскую ладью", американские стратеги проводили свою излюбленную комбинацию под названием "Анаконда". Ее суть заключается в том, чтобы "взять в клещи" более ценную "фигуру". Таковой, конечно же, была Саудовская Аравия, и это государство, по сути, оказалось зажато между двумя сторонами – антисаудовскими силами на юге (в Йемене) и боевиками ИГИЛ на севере (в Ираке).
В этой ситуации Эр-Рияд был вынужден стать более сговорчивым с Белым домом, в целом, и с "командой Обамы", в частности. При том, что саудовцы недолюбливали Обаму за его заигрывания с "ихванами" и иранцами.
Но для чего же Вашингтону было так необходимо надавить на Эр-Рияд? Помимо того, что КСА вообще играет в регионе большую роль, одной из главных целей американских стратегов стало… начало "нефтяной войны". Причем начали ее сами американцы, когда
***
Обрушить экономику России и союзных ей Китая и Ирана американцам не удалось, хотя определенных целей Вашингтон все же добился. Однако для спасения американской экономики этого недостаточно, ведь внешний долг все растет и растет, а в мире усиливается процесс отказа от доллара как мировой валюты. Что же может спасти США от того, чтобы лишиться звания мировой сверхдержавы? Ответ на этот вопрос уже давно всем известен и не является секретом – большая, оочень большая война. И чем больше стран она охватит, чем больше она продлится, тем больше времени затем доллар будет оставаться мировой валютой.
И вот сейчас Белый дом практически вплотную подошел к своей заветной цели. Новосозданный арабский военный альянс, по сути, находится в шаге от войны с иранским блоком. И теперь многое зависит от Тегерана – поддержит ли он своих союзников в Йемене, или попытается договориться с Эр-Риядом.
Если между двумя альянсами начнется реальная война, то значительный ущерб получат обе стороны. А если к нему еще присоединятся и другие силы, например, Евросоюз, Индия (учитывая участие Пакистана), Китай и Россия, то это, по сути, будет означать уже начало Третьей мировой войны. И тогда Вашингтон "снимет такие сливки", благодаря которым он сможет спокойно "покоиться на вершине Олимпа" еще долгие, долгие годы. Фактически, произойдет "обнуление системы", и исторический цикл как бы начнется заново.
Понимают ли это присоединяющиеся к Эр-Рияду государства? Скорее всего, едва ли. Уж очень слабо они разбираются в тех "геополитических шахматах", где в роли игроков выступают совсем иные силы…
Агентство геополитических исследований "Манара"
Источник:
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.