Для начала я бы хотела обратить внимание на некоторую тенденцию в Южной Америке.
Если в Венесуэле разыгрывается классический сценарий "экономические санкции, снижение уровня социалки, народное недовольство, классическая оппозиция из среднего класса, поддерживаемая из посольства США", то в Бразилии и Аргентине разыгрывается новый сценарий. Главными героями здесь становятся представители независимой судебной системы.
Памятуя о том, что независимость мировых центробанков на деле является зависимостью от финансовой системы, курируемой ФРС США, можно по аналогии сказать, что независимость каждой отдельно взятой судебной системы в нашем глобализированном мире естественным образом должна бы оказаться зависимостью от эмитента, скажем, демократических ценностей. Собственно, я полагаю, что это новый рецепт, идущий на смену слегка приевшимся "цветным" революциям, которые, в свою очередь, пришли на смену грубым операциям ЦРУ второй половины прошлого века.
О грубости методов, конечно, можно поспорить. "Цветные" революции, подаваемые их идеологами как бескровная смена режима посредством ненасильственного сопротивления обученных групп населения (текущий пример — ситуация в Гонконге), в итоге оказались не менее кровавыми по последствиям, чем прямые вторжения или насильственные перевороты. Сравним.
Ирак и Афганистан
Обе страны подверглись военному вторжению международных коалиций уже в этом веке. Результат ужасающий в обоих случаях. Американцы потратили огромное количество долларов, чтобы создать хоть какое-то подобие государства, но вместо этого вскормили костяк нынешней армии ИГ, которая сейчас резвится в Мосуле в свое удовольствие, внушая страх Пентагону, а иракской армии не удается даже отвоевать Тикрит. Страна рассечена на шиитский юг, тяготеющий к Ирану, суннитский ИГ и все более и более независимый Курдистан.
Ситуация в Афганистане мало отличается от ситуации 14-летней давности. Все тот же талибан, все то же бесполезное и слабое правительство в Кабуле, все те же полевые командиры во главе целых провинций. Взрывы, убийства, расстрелы, производство героина как единственная экономическая деятельность, дающая быстрый оборот средств (уже и до США добрались каналы поставки). То, что полного вывода войск не наблюдается и не ожидается, говорит только о том, что 14 лет войны вообще ничего не изменили.
Каноническим примером начала двухтысячных годов принято считать Грузию. Саакашвили, розы, прямое иностранное финансирование правительства, распродажа имущества по сходным ценам, тишь да гладь, прерванная военным вторжением в Южную Осетию, потерей лица правительства реформаторов. Цена вопроса – $5,65 млрд почти безвозмездных западных инвестиций за 7 лет. ($5 млрд было истрачено только на подготовку переворота в Киеве, имеет смысл это помнить). Для Грузии, в общем, все закончилось не так плохо. Даже более или менее адекватное правительство имеет сейчас.
Куда хуже государствам, пережившим "арабскую весну". "Счастливчиками" можно назвать Тунис, где правительство все же устояло, и Египет, который после года "демократических преобразований" вернулся к военной диктатуре и прежней политике, вплоть до дружбы с Россией. Не исключено, что в этом ему помогли и "старшие товарищи", испугавшись за безопасность Суэцкого канала и связанных с ним прибылей морской торговли.
Схожая ситуация развивается в Йемене, который долго служил ЦРУ полигоном для обкатки технологии дистанционного убийства террористов "Аль-Каеды" с дронов. Восстали здесь хуситы, захватив столицу Сана и вытеснив правительство в Аден. Злые языки говорят, что спонсирует их Иран, и я бы этому не удивилась. На днях Керри приехал в Саудовскую Аравию обсуждать Иран и успокоить союзника. Какая ирония судьбы! На этой же неделе в США приехал нежеланный гость — премьер Израиля — с тем, чтобы попугать Конгресс иранской ядерной угрозой. Эти два непримиримых врага — саудиты и евреи, — наконец-то, нашли друг друга.
Об Украине
"Оранжевая революция" осталась бы хрестоматийным примером в истории, подобно "революции роз", но спустя 10 лет была пополнена более эффективными технологиями: вмешательством ультрас на манер латиноамериканских переворотов и "сакральной жертвой", обкатанной в период "арабской весны". Усугубило положение поспешное решение с наскока подавить мятежный регион (а не спустя пять лет, как в случае с Грузией).
В принципе, британские мечтатели правы: дайте Украине 300 миллиардов долларов, и есть шанс, что обыватели будут кататься, как сыр в масле, снова получив возможность поплевывать свысока на восточных варваров. Но денег нет и не предвидится. Так что Россия еще какое-то время останется в глазах украинцев "тихой гаванью".
И куда же без "сакральной жертвы". Кто и за что застрелил Бориса Немцова под стенами Кремля, скажет некоторое время спустя суд, но это не мешает западной прессе захлебываться в экстазе, строча однотипные тексты о злобном Путине. Чего не услышали мы с вами за этой трескотней? Что прошло мимо внимания? Я так думаю, что визиты президента Кипра и премьера Италии в Москву. Возможно, решительный разворот германского истеблишмента от антироссийской риторики в украинской ситуации.
И напоследок любопытный пассаж: Китай фактически экспортирует дефляцию. Это что-то новенькое, ведь раньше развитые страны всегда экспортировали инфляцию, и с этим как-то было уже привычно. Что произойдет, если экспорт дефляции в Зимбабве повысит уровень жизни населения, а экспорт дефляции в Европу — окончательно заморозит рост ВВП?
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.