Напомним, забастовка, организованная профсоюзом GDL, началась в среду. Сначала работу прекратили машинисты товарных поездов, позже к ним присоединились машинисты пассажирских поездов и электричек. Бастующие намерены продолжать до ночи понедельника. Они требуют улучшения условий труда для персонала: прибавку к зарплате в 5% для всех сотрудников и дополнительных отметок в графе «опыт» для сотрудников старше 30 лет, что позволит им получать дополнительную прибавку в 120 евро; также сократить рабочую неделю до 37 часов и позволить сотрудникам получать проценты от выручки концерна.
На немецких автобанах образовались огромные пробки общей длиной почти в 350 километров — люди вынужденно пересаживаются на автомобили. Граждане, не имеющие личного транспорта, перемещаются в объезд основных магистралей с пересадками, многочасовыми остановками, либо вовсе отменяют поездки.
Помимо пассажиров, от забастовки машинистов страдает и производство. Представитель Союза сырьевой экономики, закупок и логистики Гуннар Грюбек заявил, что гарантированными можно считать перебои со снабжением топливом, урон автомобильной, сталелитейной и химической промышленности. Он уверяет, что в этой связи спад производства неизбежен.
Эта стачка железнодорожников — уже шестая по счёту за последние два месяца.
В конце октября в Германии бастовали также пилоты авиакомпании «Люфтганза». Профсоюзы выдвигают аналогичные требования: лучшие условия труда, зарплаты, пенсионный возраст. В результате забастовки были отменены более полутора тысяч рейсов. В том числе и международных. Сотни тысяч пассажиров оказались в заложниках ситуации. Эта забастовка пилотов стала восьмой за минувшие несколько месяцев.
В четверг в соседней Бельгии на улицы вышли около 150 тысяч бюджетников, чтобы выразить свой протест против действий правительства. Власти Бельгии объявили о намерении ввести жёсткие меры бюджетной экономии и повышения пенсионного возраста.
Организаторы забастовки заявили, что она направлена против «антисоциальных, диспропорциональных и несправедливых» мер нового федерального правительства. Демонстранты объявили, что выходят и против сокращения бюджета в области здравоохранения и отсутствия налогообложения богатых. Трудящиеся Бельгии считают, что урезание бюджетных расходов и пересмотр налоговой политики резко снизит покупательную способность у двух третей активно трудящегося населения.
Сначала протестующие прошли мирным маршем по центру Брюсселя. После этого начались ожесточённые столкновения с полицией. Бастующие бросали в сотрудников полиции разломанный асфальт, переворачивали автомобили, крушили витрины магазинов. Группа молодых людей проникла и заблокировала здание Бельгийской федерации промышленных предприятий. Полиция в ответ использовала слезоточивый газ и водомёты. Пострадавшие есть как среди активистов, так и стражей порядка.
Забастовка в Брюсселе привела к нарушениям работы общественного транспорта по всей Бельгии. Сообщалось, что в столице страны функционировала лишь третья часть подземного транспорта, половина трамвайного и шестая часть автобусного сообщения.
Днём ранее во многих городах Франции прошли массовые акции протеста фермеров. Около 35 тысяч человек, занятых в сельском хозяйстве, вышли на улицы городов, выступая за облегчение административных процедур, упразднение многочисленных деструктивных сельхознорм, навязываемых Франции Еврокомиссией. Кроме того, принятые Россией санкции вызвали резкий обвал цен на сельхозпродукцию. И в этой ситуации государство не торопится спасать фермеров. Активисты заявляют, что сегодня продают свой товар в убыток себе.
В некоторых городах демонстранты прибегали к «радикальным» мерам. В Тулузе, Нанте, Ле-Мане, Шартре ко входам в административные здания фермеры вывалили тонны навоза и гниющих овощей.
Глава национальной Федерации сельскохозяйственных профсоюзов Ксавье Белён признался, что «такого массового протестного движения фермеров во Франции не было уже много лет». Он считает это признаком серьёзного социально-экономического кризиса.
Массовые беспорядки в благополучных странах Европы по поводу реальных социально-экономических проблем ещё раз наглядно демонстрируют кризис, который переживает Европейский союз в экономике и как политический проект в целом. В условиях этого кризиса дополнительным фактором его углубления становится, как мы видим, санкционная война с Россией.
Европейские политики, журналисты и сами трудящиеся не стесняются открыто говорить о своём плачевном положении, отсутствии перспектив развития и пагубном влиянии игр в наказание санкциями. Однако у нас всё это по-прежнему принято считать пропагандистскими мифами.