Польшу принято считать моноэтничным государством. Сравнительно немногочисленные диаспоры украинцев (более 30 000) и белорусов (от 48 000 до 200 000) на первый взгляд не добавляют пестроты национальному составу Польши. Но в Польше, кроме того, проживают кашубы, а также потомки словинцев – в значительной мере онемеченной славянской народности, остатки которой были изгнаны из Польши после 1945 г.
Если попытаться теоретически определить гипотетический очаг сепаратизма на польской территории, то можно было бы предположить его наличие в северо-западной Польше, где располагается Кашубия, тем более что история польско-кашубских отношений знает не только светлые страницы. Однако это не так. Несмотря на данные о том, что численность кашубов достигает 300 000, во время переписи населения в 2002 г. только 5 000 польских граждан назвали себя кашубами, хотя кашубским языком владеет гораздо большее их количество. Для кашубов характерно дуальное национальное сознание: этнически они себя считают кашубами, а национально - поляками. Классик кашубской литературы ХІХ в. Флориан Ценова выразил это так: "Каждый кашуб — поляк, но не каждый поляк — кашуб!".
Огоньки сепаратизма тлеют не в Кашубии, а в польской части Силезии. О серьёзности ситуации говорит состоявшийся в городе Пщина Силезского воеводства пробный референдум, в котором приняло участие 1700 человек. 96,4% высказались за автономию. Во время всепольской переписи населения даже некоторые жители Варшавы записывались силезцами, выражая солидарность с регионом. Главная причина – экономическая. Избиратели надеются, что автономный статус Силезского воеводства позволит оставлять в местной казне больше денег. Идея голосования принадлежит Движению за автономию Силезии, руководитель которой, Ежи Гожелик, уже известен своими публичными заявлениями о том, что чувствует себя силезцем, а не поляком. Его сторонники отстаивают идею существования силезской национальной идентичности, которая объединяет уроженцев польской Силезии и тех, кто проживает здесь долгие годы. Вызывает их недовольство также официальная польская историография, которая умалчивает о том, что польская Силезия знала 7 веков существования вне границ Польши. Автономисты настаивают, что антигерманские силезские восстания 1919-1921 г. были гражданской войной с целью обретения силезцами независимости и от Польши, и от Германии, а не проявлением польской национальной гордости. Силезская культура, по их мнению, нуждается в охране и бережном отношении из-за насильственных влияний культуры польской. К процессу подключились местные политики, некоторые из которых идут так далеко, что призывают признать силезский диалект региональным языком. Их оппоненты обещают не допустить появления в Польше своего Косова и усматривают в этом меркантильный смысл. Кашубия на образовательные цели получает ежегодно 50 млн. злотых. В случае признания силезского диалекта региональным языком Силезия могла бы рассчитывать тоже на такую сумму (1). Препирательства о языке уже получили в некоторых СМИ обозначение "силезско-силезской войны" (2). При этом силезский язык зарегистрирован в Международной организации по стандартизации. В 2007 г. Библиотека Конгресса США внесла силезский язык в реестр языков мира. 6 сентября 2007 г. 23 депутата Сейма внесли законопроект о придании силезскому языку статуса регионального. Однако официальная Польша по-прежнему не признаёт силезцев особым народом, а язык считает диалектом польского или переходным диалектом между польским и чешским языками (3).
При этом автономистам есть на что опираться. Ещё в 1930-х гг. чешский писатель Эрвин Гой (псевдоним Ондра Лысогорский) пытался кодифицировать т.н. ляшский язык на основе говоров чешской и польской части Силезии. Опыты над созданием отдельного ляшского языка и дискуссии о существовании ляшского народа привели к конфликту Э. Гоя с властями ЧССР. Тем не менее, несмотря на цензуру, ряд его произведений были опубликованы в Чехословакии и Советском Союзе, а его идеи поддержаны чехословацкими литераторами Йозефом Шиновским, Яном Стунавским и Юрой Ганысом. Самому Э. Гою мировую известность принесло выдвижение в 1970 г. в кандидаты на получение Нобелевской премии.
Объектом вдохновения и символом крепости силезского духа для автономистов является историческая фигура Юзефа Кождоня (1873-1949) – чешского политика, коллаборациониста времён Второй мировой, идеолога и ярого сторонника независимости силезского народа, основателя и главы Народного Банка Силезии и Народной партии Силезии. Последователем Ю. Кождоня сегодня является Дариуш Ерчинский, польский историк и публицист, автор "Истории силезского народа", на обложке которой начертан девиз "Да здравствует независимая Силезия!". Ему же принадлежит инициатива обращения в 2006 г. к генеральному секретарю Совета Европы от имени Народного союза силезской нации с обвинениями в адрес официальной Варшавы в игнорировании существования отдельного силезского народа.
В наиболее крупных городах Силезии сторонниками независимости устраиваются Марши автономии Силезии. Последний из них (пятый по счёту) – в Катовице, городе с населением более 300 000 жителей. Возглавлял марш сенатор польского парламента 1997—2007, депутат Сейма с 2007 г. Казимеж Кутц - польский кинорежиссёр, который в опросе "Газеты Выборчей" был избран самим выдающимся гражданином Силезии. В руках участников марша транспаранты "Автономия 2020", устные лозунги – "Да здравствует Верхняя Силезия!". Члены Движения за автономию Силезии уже выступили за развитие полномасштабного регионального движения по всей Польше. Автономистов Польши поддерживают единомышленники из немецкой части Силезии, в т.ч. Гюнтер Дауэн, глава местной ячейки Европейского свободного альянса – партии, выступающей за признание широких прав за национальными меньшинствами Европы и придание им максимального политического суверенитета.
Примечательно, что правящая партия премьера Дональда Туска "Гражданская платформа" старается взаимодействовать с организациями силезских автономистов, действуя по принципу: если революция нельзя подавить, её нужно возглавить. Но деловые круги с опаской посматривают на сепаратистские проекты местных политиков, боясь, что за автономию Силезии придётся заплатить нестабильностью и экономическими встрясками.
Похоже, что со временем силезский вопрос может превратиться в головную боль Варшавы. Если в Польше и Чехии силезцы признаны этническим меньшинством, но не имеют статуса нацменьшинства, то в Словакии этим статусом они наделены. В Силезии проживает 67,8% всех граждан Польши, которым свойственно непольское самосознание, в т.ч. 92% всех немцев Польши (4) b и немецкое культурно-экономическое влияние довольно внушительно. Такое развитие событий в регионе, расположенном на германо-польской границе, может иметь далеко идущие последствия. Всё зависит от того, в каком направлении удастся канализировать протестный потенциал местных жителей.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.