10 августа в Сочи состоялась трёхсторонняя встреча президентов России, Армении и Азербайджана. Переговоры были непростыми: ведь напряжённость, нагнетаемая Азербайджаном на протяжении нескольких месяцев, привела, в конце концов, к боестолкновениям с самыми крупными потерями со времён заключения соглашения о прекращении огня.
К тому же 8 августа при странных обстоятельствах в азербайджанском плену погиб пленённый за день до этого житель армянского приграничного села, что также наложило негативный отпечаток на ожидания от встречи.
Думы США о статус-кво в карабахском конфликте
Следует отметить, что после провала встречи в Казани в 2011-м году, в ходе которой, из-за выдвинутых в последний момент президентом Азербайджана дополнительных условий, не было подписано соглашение по базовым принципам урегулирования карабахского конфликта, Россия на некоторое время взяла паузу в организации трёхсторонних встреч. Когда после долгого перерыва президенты Армении и Азербайджана встретились, то это произошло уже в ноябре прошлого года в Вене.
В 2014-м году, после резкого обострения отношений между Россией и Западом из-за событий на Украине, особую активность вокруг карабахской проблемы начали проявлять США и Франция (фактически представляющая в Минской группе ОБСЕ Евросоюз). Особенно усердствовал американский сопредседатель Джеймс Уорлик, который, по меткому замечанию заместителя руководителя администрации президента Азербайджана Новруза Мамедова, словно вознамерился решить карабахский конфликт в Twitter-е. В мае Уорлик сперва представил своё видение возможного урегулирования карабахского конфликта, а затем заявил, что «статус-кво в Карабахе постепенно становится всё более опасным».
В свою очередь, президент Франции Франсуа Олланд в ходе своего майского регионального визита на Южный Кавказ предложил президентам Армении и Азербайджана провести очередную встречу в Париже, и несколько месяцев сопредседатели МГ ОБСЕ никак не могли согласовать конкретную дату этой встречи.
По странному совпадению, после беспокойства американского сопредседателя сохранением статус-кво в зоне конфликта ситуация на линии соприкосновения резко обострилась: усилилась интенсивность обстрелов приграничных сёл и «снайперской войны», частота совершения разведывательно-диверсионных действий, причём не только на границах с Нагорно-Карабахской республикой, но и с Арменией.
Инициатива обострения ситуации принадлежала Азербайджану, который регулярно выказывал своё недовольство сохранением статус-кво, результатом чего стала стрельба даже на традиционно более спокойной границе Армении с Нахичеваном. В ответ на убийство двух армянских военнослужащих армянская армия, захватив стратегически важную высоту, значительно продвинула линию своих постов на передовой.
После неоднократных предупреждений руководства Армении и НКР об ответных шагах в случае продолжения Азербайджаном агрессивных действий на передовой и убийства в ходе диверсии двух карабахских военнослужащих, армянская сторона нанесла мощный ответный удар, в результате которого (а также в результате боестолкновений, продлившихся до 3 августа), армия обороны НКР потеряла 6 человек, а ВС Азербайджана — не менее 25 человек.
Сочинский треугольник
После резкого обострения ситуации на линии соприкосновения и боестолкновений, в ходе которых стороны начали применять гранатомёты, миномёты, зенитные артиллерийские установки и термобарические боеприпасы, стало известно, что президенты Армении и Азербайджана согласились на предложение Владимира Путина приехать в Сочи и обсудить со своим российским коллегой карабахскую проблему. И хотя первоначально сообщалось, что Серж Саргсян и Ильхам Алиев проведут лишь двусторонние встречи с Путиным, было ясно, что трёхсторонней встречи не избежать.
Интересно, что Ильхам Алиев предварил свою поездку серией воинственных заявлений. В частности, Алиев пригрозил возобновлением войны и выдвинул в очередной раз территориальные претензии к Армении. «Война не окончена. Завершился лишь первый её этап. Но второй этап вполне может начаться», — гласят записи в официальном микроблоге президента в Twitter-е.
Однако уже в Сочи тональность заявлений Ильхама Алиева резко изменилась. Августовские неудачи азербайджанской армии сильно отразились на переговорных позициях Баку, развеяв миф азербайджанской пропаганды о готовности решить карабахский конфликт силовым путём (чем Баку пытался долгое время шантажировать посредников и Ереван). Этим не преминули воспользоваться президенты РФ и Армении. Серж Саргсян тактично намекнул Алиеву, что в 1994-м году именно Азербайджан просил перемирия в войне и что новая война вернёт ситуацию на 20 лет назад. Конфликт нельзя решить силовым путём, а значит нет смысла начинать войну.
Кремль берёт переговоры в свои руки
В свою очередь, Владимир Путин добился от Алиева заявления о том, что карабахский конфликт нужно решать мирным путём. Кроме того, президент Азербайджана согласился с особой ролью России в переговорном процессе — даже несмотря на то, что Москва является военно-политическим союзником Армении. «Минская группа в лице её сопредседателей работает, пытается сблизить стороны, но это не очень хорошо получается. Поэтому я думаю, что Россия, как наш близкий друг, партнёр и сосед, имеет, конечно, особую роль в процессе урегулирования», — заявил президент Азербайджана.
Понимая, что особого прогресса в урегулировании конфликта из-за диаметрально разных позиций сторон достичь не удастся, Москва, фактически, сумела немного снизить напряжённость в одной из горячих точек вблизи своих границ. Приостановлено возобновление войны, которое могло вынудить Россию вмешаться и помочь своему единственному союзнику в регионе — Армении. К тому же статус-кво позволяет России сохранять рычаги давления на обе стороны конфликта.
В свою очередь армянские власти, которых, как и Россию, устраивает сохранение статус-кво в зоне конфликта, могут занести себе в актив сочинскую встречу: Азербайджан фактически признал свою неспособность решить конфликт силовым путём, что диссонирует с заявлениями официальной пропаганды и может сказаться на внешнеполитических и внутриполитических позициях азербайджанских властей.
Единственное же, чем в свою очередь может похвастаться Баку, — заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что Армения вступает в Таможенный союз без Нагорного Карабаха. При этом он заметил, что и президент Армении неоднократно и публично говорил об этом.
Что касается позиций других посредников, в частности США, то их поддержка усилий России по снижению напряжённости в зоне конфликта проявляется только на словах, да и то не всегда. По крайней мере, если принять к вниманию позицию всё того же Джеймса Уорлика. Словно намекая, что возврата к нынешнему статус-кво уже не будет, он заявил: «К сожалению, столкновения, происходящие в регионе, показывают, что конфликт больше не является замороженным». Не правда ли, напоминает известное: «Доктор сказал в морг — значит в морг!»?
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.