Фиксация и наличие документов упрощает процесс доказывания и установления убытков.
Фиксация и наличие документов упрощает процесс доказывания и установления убытков.
Как пообещали в Офисе президента, правительство будет возмещать украинцам стоимость уничтоженного российскими оккупантами жилья до 150 кв. м. Для этого достаточно зарегистрироваться на портале «Дія» и оставить там заявку.
Однако механизм фиксации разрушенной недвижимости намного сложнее, утверждают юристы. А, следовательно, к этому вопросу нужно подойти серьезно, чтобы потом не оказаться и без крыши над головой, и без выплат.
По словам заместителя министра развития общин и территорий Украины Натальи Козловской, уже сформирован ряд групп, в которые входят неравнодушные специалисты и эксперты, имеющие соответствующую квалификацию. Они уже приступили к обследованию поврежденных после военных действий зданий.
Эксперты должны определить, что делать с постройками – ремонтировать или сносить. Но работы предстоит много, так как, по данным министра развития общин и территорий Украины Алексея Чернышова, в стране уничтожено или повреждено уже около семи тысяч жилых домов.
«В Украине уничтожено или повреждено примерно 6800 жилых домов в результате российско-украинской войны. На сегодняшний день для восстановления базовой инфраструктуры и базовых вещей, которыми мы должны заняться сразу после завершения войны, нам нужны десятки миллиардов долларов на первый период», – отметил Чернышев.
Министр считает, что средства на развитие и восстановление городов и агломераций необходимо будет измерять в сотнях миллиардов долларов.
Но при этом военные действия еще не окончены, и с каждым днем число поврежденных строений только увеличивается, а, следовательно, и сумма, которая понадобится для восстановления.
Многоквартирный дом в Ирпене на ул. Степановской, 8-а, без спецкомиссии визуально уже признали непригодным для жизни в мэрии. От попадания снаряда выгорела крыша вместе с мансардным этажом. Огонь повредил как минимум 14 квартир, а также цокольный этаж с коммерческими помещениями, остальные квартиры пламя “лизнуло”. Но, самое главное, пожар уничтожил все коммуникации в доме – не осталось водопроводных и канализационных труб, нет электропроводки. Непонятно состояние панелей перекрытия между этажами.
Но, как отметили в мэрии, комиссия еще не создана. Да и это не единственный дом, который нужно обследовать спецкомиссии и сделать заключение о том, пригоден он для жизни, подлежит ли восстановлению или же на его месте нужно строить другой. Правда, о том, кто будет строить, за чей счет, и о прочих нюансах никто ничего не говорит. Мэр Ирпеня Александр Маркушин уверяет, что все отстроим, но когда, не говорит, учитывая, что разрушены не только дома местных жителей, но и объекты инфраструктуры.
Государство готовится компенсировать утраченное из-за войны жилье. Соответствующий законопроект уже принят в первом чтении за основу. Если вспомнить опыт жителей востока Украины, чьи дома были разрушены в 2014-2015 годах, и многие из которых стали вынужденными переселенцами, к данному вопросу нужно подходить тщательно. По сути, самим пострадавшим надо документировать разрушения собственного жилья в результате боевых действий в надежде на компенсацию ущерба.
Как советует адвокат Роман Симутин, эффективнее всего – сфотографировать разрушения на телефон с привязкой к местности, соседним домам, улицам и прочим ориентирам.
«То есть следует сделать не одно фото, а десятки – с детализацией повреждений внутри: от мебели до техники и т. д. У большинства телефонов есть возможность панорамного снимка с детализацией повреждений – рекомендую», – говорит Роман Симутин.
По возможности нужно провести фото- и видеофиксацию с соседями, чтобы они были в кадре и прокомментировали не только повреждения, но и улицу, и номер дома или квартиры. Это понадобится в дальнейшем.
“Комиссии и суды тщательно относятся к определению места происшествия. Зато у вас будут зафиксированы повреждения и разрушения, особенно когда доступ к населенному пункту, где расположен ваш дом, отсутствует (например, он оккупирован), и трудно доказать, что это именно ваше домовладение. Фиксация места на фото и видео с участием соседей станет именно таким доказательством”, – отметил Роман Симутин.
“Далее не помешает составить акт повреждений (разрушений) с представителем общины (председатель ОТГ, староста, представитель администрации в районе/городе (комиссия). Это эффективно? – Безусловно (одно из лучших доказательств). Это возможно? – Практически нет (особенно если в общине ведутся боевые действия или проводится эвакуация), поэтому переходим к альтернативному варианту – составить акт повреждений (разрушений) без участия представителей общины, но при обязательном присутствии свидетелей – соседей. Назвать это неопровержимым доказательством сложно, но если добавить фото- и видеофиксацию, это упростит доказательство. Да, вариант не вполне эффективен, но его легче воплотить”, – советует юрист.
“Если дом сгорел вследствие попадания снаряда, и данный факт будет установлен сотрудниками ГСЧС и зафиксирован в акте о пожаре, это упростит процедуру. Необходимо получить у работников ГСЧС копию такого акта или же записать его реквизиты и подразделение ГСЧС, которое выезжало на пожар, чтобы получить этот документ после завершения боевых действий. Сведения, содержащиеся в акте, будут неопровержимыми доказательствами возникновения пожара именно вследствие попадания боевого снаряда, а также доказательствами состояния разрушений и повреждений дома, что позволяет достоверно установить размер причиненного имущественного ущерба”, – отметил адвокат, подчеркнув при этом, что если владельцы не составят акт и начнут восстанавливать жилье самостоятельно, в дальнейшем есть риск долго ходить по инстанциям или судам.
Акт обследования жилья фиксирует повреждения, он основа для оценки имущества и выплат.
Если не удалось реализовать один из этих вариантов и вы не зафиксировали повреждения (разрушения) – не страшно. Это можно доказать, особенно если у вас есть документы на дом или квартиру. Просто фиксация и наличие документов в разы упрощает процесс доказывания и установления убытков.
Если дом частично поврежден – выбиты стекла, разбиты крыша и стены, он подлежит восстановлению и в нем можно проживать, – следует вместе с представителем общины составить акт (с подробной фотофиксацией) и приступать к его восстановлению, но необходимо при этом сохранять чеки. Такая же процедура и для полностью разрушенного жилья.
«Если вы не составите акт и начнете восстанавливать самостоятельно – рискуете долго ходить по инстанциям или судам. Когда создадут комиссии и как быстро они приступят к обследованию, неизвестно. К тому же еще неясно, кто будет в них входить и как они должны работать. Да и до материальной компенсации тоже могут пройти годы. По идее, государство должно компенсировать утраченное имущество гражданам, а потом уже от его имени требовать возмещения ущерба от государства-агрессора», – отмечает Роман Симутин.
По сути, кто-то должен получить новое жилье, кто-то – деньги, а кто-то может рассчитывать на оплату аренды жилья от государства. Но все должно быть прописано в законе о компенсации уничтоженного имущества, который сейчас проголосован в ВР в первом чтении, но еще не принята окончательная редакция. На это потребуется время, а потом еще надо будет принять подзаконные акты, на что уйдут недели. Поэтому людям не стоит терять время, отмечает адвокат и советует запомнить основные алгоритмы действий:
1) добивайтесь создания и работы комиссии по составлению соответствующих актов;
2) подайте заявление на обследование жилья;
3) получите акт обследования с использованием фото- и видеофиксации;
4) подайте информацию через приложение «Дія»;
5) восстанавливайте дом/квартиру и обязательно храните чеки, чтобы при определении размера компенсации устранить разногласия по суммам.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.