Вспомнилось, как на заводе мы провожали на пенсию своих пенсионеров.
Время было самое неденежное: лихие 90-тые. Зарплату видели в основном в расчетных листках, на руки выдавали от 30 до 40% налички от начисленной зарплаты, остальное шло в задолженность по зарплате.
И тут, как назло, «косяком повалили» в пенсионеры, шутка ли – за период с января по сентябрь в нашем бюро запенсионерилось сразу 6 человек. И каждого надо поздравить и что-то подарить, понятное дело – не на 5 гривен. И тут пришлось включить фантазию.
Но, забегая вперед, скажу, что впервые применить в поздравлениях юмор пришлось где-то в 1993 г. А причиной этому стало вот что.
Когда мы с мужем только поступили на завод в отдел главного конструктора, то удивились, что средний возраст сотрудников в отделе 48-50 лет. Молодежи около 30 или чуть старше было очень мало. Чуть ли не каждую неделю то в одном бюро, то в другом кого-то очередного поздравляли с 50-, 55-, 60-летием. В коридоре традиционно висела стенгазета с поздравлением, в обеденный перерыв в это бюро шли все желающие, где в торжественной обстановке юбиляра поздравляли от имени администрации, профкома, парткома и прочих официальных лиц. Цветы, грамоты, подарки и юбилейная медаль с фамилией, именем, отчеством юбиляра и сколько ему лет (делалась вручную на заводе). Вечером в кругу коллег – сабантуй (чаще на заводе), реже дома или в ресторане (зависело от уровня юбиляра – рядовой инженер или начальничек).
И вот, понаблюдав весь этот скуловорот, решила впервые изменить систему поздравления юбиляров, и начала со своего бюро. У нас в тот момент в группе намечался первый пенсионер – мужик немного зануда, но тем не менее с чувством юмора. Сегодня его уже нет в живых, поэтому обид не будет, как и не было тогда.
Фантазия и задумка были мои, а осуществить их помог мой сын, тогда еще ученик старших классов. Он немного рисует и срисовать с чего-то может вполне правдоподобно.
Я решила взять за основу тему астрологии. Евгений Петрович Конин родился в год Собаки. И вот, используя эту тему, я и построила все поздравление по астрологии. Подобрала нужные картинки, сын нарисовал их на ватмане размера А4, чтобы получился некий альбом с фотографиями. И вот после всех нудных поздравлений от администрации, профсоюза и т.д. выступила я с краткой «историческо-биографической справкой» о «жизнедеятельности» данного чела.
Показываю первый рисунок, а на нем изображен пес Пиф в пиджаке, с галстуком-бабочкой (из книги «Приключения Пифа»). И сопровождаю следующим текстом: «В … году молодым кобелем, простите, инженером, после окончания … вуза Евгений переступил порог родного завода». Толпа насторожилась, не ожидала такого поворота, но пока все слушали молча. А я продолжила:
– Он быстро влился в коллектив, освоился с продукцией, выпускаемой заводом, показал себя грамотным инженером, применив новаторские методы –
и по ходу иллюстрирую весь рассказ рисунками, где Пиф под дождем поливает цветы из шланга; подметает полы, катаясь на велосипеде; везет тачку верх дном, чтобы не нагрузили чем-нибудь; пилит дрова, привязав пилу к качелям,
– а как примерный семьянин помогает жене по хозяйству и воспитывает сына –
и иллюстрирую, как Пиф помогает тете на кухне чистить картошку, купается с малышом в реке и возит его на тележке и т.д.
Толпа уже влилась в тему и откровенно улыбается. А я продолжаю:
– Но, несмотря на жизнь собаки, Евгений всегда считал себя жеребцом, простите, конем, ведь фамилия у него – Конин. –
И показываю рисунок красавца-жеребца, гарцующего на ипподроме.
– А еще он нашел на заводе родственную душу – Евгения Козлова, которого называл брат меньшОй.
И показываю рисунок, где на лугу пасутся лошадь и козел.
Присутствующие уже откровенно ржут, аки кони, включая именинника и его «брата меньшого», который здесь тоже присутствовал (он тоже из нашего отдела, но из другого бюро). А я продолжаю:
– Работая в совхозе на уборке помидоров, оба выполняли, как они сами говорили, роль потаскунов. В их задачу входило таскать корзинки с помидорами от сборщиков с грядок на площадку, где их потом грузили в машины. А подводя итоги вышесказанному, хочу добавить, что Евгений Конин – конь высокого полета.
И показываю в заключение рисунок коня Пегаса с крыльями.
Первую пробу в таком поздравлении заметили. И первым ко мне обратился брат меньшой и попросил и себе такую фотографию (где конь с козлом). Потом слух об интересном «фотоальбоме» пошел по отделу, и к Евгению Петровичу повалили за консультациями по работе, а в конце обязательно просили показать «альбом с фото».
Конин был человек невредный и давал посмотреть. Так его альбом пролежал еще какое-то время на работе, пока спустя два года Евгения Петровича не сократили окончательно на пенсию. Уходя навсегда с завода, он забрал его на память с собой.
А впереди были новые пробы в поздравлениях юбиляров. Но это уже новые истории – и о них в новых рассказах.
Раиса