Крупные формирования маломобильны и слишком заметны.
Мелкие формирования обладают недостаточной огневой мощностью для решения основных боевых задач.
Выход представляется найти лишь в создании таких формирований, которые обладали бы высокой подвижностью с тем, чтобы быстро концентрироваться и так же быстро рассредоточиться. При этом подвижность должна быть увеличена как в оперативно-тактическом звене (что включает прежде всего автотранспорт), так и в малом тактическом звене, что настоятельно требует разработки концепции перевозимого тактического транспорта. Возможно, это будет нечто вроде «авианосцев Ким Ир Сена», либо молодые мозги придумают нечто гораздо более продвинутое – мне, как человеку в целом прошлого века об этом трудно судить.
Однако, должен отметить, что подвижность бойца с полным комплектом боезапаса довольно низка, а боезапас расходуется очень быстро. Возможно, даже есть смысл применения носильщиков, как в Корее, которые занимались прежде всего тем, что подносили боеприпасы и уносили раненых. На эту работу выделялись крепкие, но относительно неопытные с боевой точки зрения парни-новобранцы. Их ценность, как стрелков, довольно невелика. Их значение, как звена тактического снабжения, в некоторых боях сложно переоценить.
Подгонять же КАМАЗы непосредственно к зонам возможного огня, не спешивая вовремя личный состав – это прямой путь к трагедиям, подобным той, что произошла 29 мая в Донецке во время боев за аэропорт. То же касается организации эвакуации раненых и подвоза пополнения и снабжения. В зонах, близких к тактической зоне поражения, использование для этого громоздкой автотехники, представляющей отличную мишень и при подрыве блокирующей пути подъезда и отхода – это не самая разумная вещь. В целом картина донецких боев 29 мая меня сильно огорчила. С моей, пусть и отсталой ветеранской точки зрения, они характеризовались несерьезностью подготовки и тактико-оперативной безграмотностью со стороны АЮВ.
Крайне важным является также повышение единичной огневой мощности отдельных малых формирований, для чего крайне важно сосредотачивать в руках действующих групп максимальное количество гранатометов и ручных пулеметов. Несмотря на то, что теоретически взвод автоматчиков по огневым возможностям намного превосходят пулеметный расчет, но на деле это не совсем соответствует истине.
Для осуществления успешной тактики «сосредоточения-рассредоточения» необходимо два компонента:
Средства высокой подвижности.
Средства защищенной связи.
О последнем стоит поговорить особо.
Средства радиосвязи в современном бою считать защищенными сложно. Уже в мое время были возможности перехвата передач и пеленгации. Учитывая то, насколько ушла вперед техника за последние пятьдесят лет, не подлежит сомнению тот факт, что средства радиосвязи, доступные повстанцам, защищенными не являются.
Возможно, стоит вернуться к более древним способам телеграфирования.
Партизаны могут вполне успешно ( и это проверено в Корее) применять простейший дневной и ночной оптический телеграф. Это очень просто. Для этого необходимы лишь простейшие оптические приборы (бинокль, оптический прицел, подзорная труба) и люди, которые расположены на наблюдательных пунктах по двое. Первый – наблюдатель. Он читает сигналы, переданные с соседних наблюдательных пунктов. Второй – ретранслятор. Это человек, который жестами передает соседним наблюдательным пунктам сообщения. Условные знаки-жесты должны быть заранее оговорены, максимально просты и понятны, их можно и нужно менять время от времени, чтобы наблюдатели противника не могли их читать.
В некоторых случаях сигналы могут быть замаскированы под обычные действия. В нашем районе действий наблюдательно-ретрансляционные пункты партизан были оборудованы в обычных сельских домах. Возле каждого дома имелась бельевая веревка. Сигналами служило вывешивание определенного белья в определенном порядке. Это наиболее простой вариант.
Для ночной визуальной связи применялись особые фонарики-трубки со сменными цветными стеклами. Делались эти фонарики следующим образом. Бралась длинная труба (чем длиннее, тем большая направленность и меньшая заметность в тех секторах, которые могут просматриваться противником), прорезались в десяти миллиметрах с одного конца так, чтобы можно было вставлять в прорезь осколочек цветного стекла. С этого конца крепился обычный карманный фонарик на батарейках. Двигая и меняя стеклышки, очень удобно и целенаправленно можно было передать условный сигнал на наблюдательные посты, которые его читали и ретранслировали.
В некоторых случаях, когда нет особой необходимости в защищенной передаче условных сигналов, может быть применена акустическая связь. Особенно она важна для оповещения населения о приближении противника, о его численности, о направлении атаки. Для этого у нас применялась подвешенный на крепкой веревке кусок рельса, свистки, простейшие барабаны из пустотелых стволов дерева и так далее. Фантазии здесь есть где разгуляться.
С ветеранским приветом!