Бизнесменом может стать не каждый.
Почему?
Бизнесменом может стать не каждый.
Почему?
Дело в психологии. В мозгу каждого есть какой-то порог, которого он сам не замечает, но не может через него переступить. Вот и у меня есть такой порог: я не могу отдать свои деньги кому-то в управление. Мне кажется, что я с деньгами управлюсь лучше. А этот управленец меня обманет, а деньги разворует. В наших российских условиях скорее всего именно так и произойдёт. Хотя весь западный менеджмент как раз и построен на предположении, что профессиональный менеджер распорядится капиталами лучше, чем их владельцы. Причём, к их же пользе.
Есть несколько видов храбрости.
Например, человек может лихо драться с любыми противником, а перед начальством трусить до неприличия. И наоборот: человек может любому начальнику бесстрашно резать правду-матку в глаза, а в тёмную подворотню своего дома заходить на подкашивающихся от страха ногах.
Ещё один вид смелости – рисковать своими деньгами. Это третий вид. Не обязательно сочетающийся в одном человеке с первыми двумя.
Когда я в конце 80-х - начале 90-х начал свой бизнес, ко мне подходили знакомые, которым надоело работать на государство, и предлагали взять себя в долю. В куче им было легче решиться поменять судьбу. Я знал, чем это кончится, но сразу не отказывал, а разговаривал.
Спрашивал, сколько денег ты готов (готова) вложить? В те времена речь шла о суммах примерно в 10000 долларов. Для России тех лет вполне приличная сумма.
Я объяснял далее:
- Есть предложение привезти в мае помидоры с юга Азербайджана. (У меня были там связи. А в те времена в наших краях помидоры в мае ещё не продавались.) Где-то на твои деньги можно там закупить примерно 6 тонн. При продаже на Камчатке ожидается чистая прибыль в 25-30%. Но есть риски: помидоры могут погнить при перевозке, если авиация задержит. Могут начаться дожди и торговля на базаре упадёт. И всё продать не удастся – часть сгниёт. Могут конкуренты выбросить свой товар. Продать продадим, но цена упадёт и прибыли не будет. Или будет меньше планируемой. Могут и менты наехать. Совсем всё не отберут, но задержат товар и часть его успеет погнить, прежде чем продадим. В этих случаях совсем не разоримся, но часть денег можешь потерять. Могут по дороге просто ограбить в конце концов. Это маловероятно, но всё таки…
- Возьмёшься?
Ответ всегда был один и тот же:
- А вот как-нибудь чтобы без этого всего никак нельзя?
- Можно. Спрячь свои деньги под матрац. И при пожаре выноси в первую очередь. И никогда не занимайся бизнесом. Если не будет землетрясения и не ограбят – сохранишь.
Года три назад у меня был такой случай: надо было открыть новую торговую точку на одной базе. Надо было решать ряд организационных вопросов. Я за эти годы постарел и обленился, и мне не хотелось суетиться. Я предложил двум своим работницам решить этот вопрос им. На условиях самостоятельной торговли в дальнейшем. То есть, перехода их из разряда наёмных работников в разряд предпринимателей. Я им поставляю товар – они торгуют на свой риск. При некотором моём корректирующем контроле для начала. Пока не вникнут. Одна из этих работниц была весьма шустра и пронырлива, и при этом очень честолюбива. А другая, хоть менее пронырлива, но очень опытна в моём деле.
Они, пошептавшись меж собой с неделю, согласились.
Потом, согласившись, малость погодя приходят ко мне и сообщают, что встал один вопрос. И смотрят на меня пытливо и с ожиданием в глазах. Надо было что-то там организовать. Цена вопроса смешная – рублей триста. Я говорю: «Ваши проблемы. Решайте сами. Вы же предприниматели теперь». И всё. На этом их бизнес встал, а энтузиазм испарился. Они никак не могли согласовать, кто из них вынет эту сумму из своего кармана.
Видя, что дело не движется, я в параллель стал организовывать точку сам. Всё ждал, когда же они подключатся. Не дождался и завершил всё сам. Сейчас торгую. Без них.
Они больше вопросов про занятие бизнесом не задавали.
Одна из женщин – та, которая более шустрая – от меня уволилась. Её не устраивал её статус наёмного работника. Причём, не руководящего. Она объяснила, что у неё есть родственник в Саратове. У него свой бизнес и она поедет к нему и начнёт там свой.
Она, видимо, думала, что этот родственник за неё всё организует и оплатит.
Ага, щас!
Вторая так у меня и работает. Работает, как и раньше – хорошо.
Про начало своего бизнеса и не думает.
Впрочем, она и раньше не думала. За компанию согласилась.
Ещё одна история, в другом роде.
В Москве был один довольно крутой продавец сантехники. Оптом и в розницу. Причём, он был в то время один из пяти оптовиков в Москве, которые сами импортировали сантехнику. Остальные только перекупали у этих пяти. Этот предприниматель был где-то в Казахстане директором какого-то завода. Этот завод приватизировал в своё время. Продал и переехал в Москву, где и завёл свой бизнес с ещё двумя партнёрами, которые были у него на вторых ролях.
И была у него единственная дочурка. Окончила один дорогой московский ВУЗ по специальности «Бизнес и менеджмент». После окончания которого дочку папа пристроил к себе в фирму. Дочка с папой скандалила. Работать не хотела. Но папа заставил. На работу приходила в 12, а уходила в 16. Работала где-то в бухгалтерии. Я тогда говорил: помрёт папа, дочка бизнес не сможет перехватить. Всё папиным компаньонам достанется.
Так и вышло.
Папа помер недавно. Стали делить бизнес. Каким-то образом оказалось, что на папе числится всего один небольшой магазин сантехники. Из всего имущества. Остальное осталось папиным компаньонам. Дочка и вступила по наследству во владение им. Пытались рулить этим магазином на пару с мужем – компьютерщиком. Бизнес шёл плохо. Недавно услышал, что они хотят продать свой магазин и свалить в Канаду на ПМЖ. Там, как они слышали «из достоверных источников», бизнес вести не в пример легче, чем в «сраной рашке». Хотят попытать счастья там.
Я думаю, с тем же успехом.
А ведь у папы был весьма крутой гешефт!
Ещё пример.
Был в России крутой стальной олигарх – приватизатор из красных замминистров или что-то в этом роде. За ним числился крупный металлургический комбинат и 1,2 ярда долларов по версии Форбс. Папаша таки помер. Всё досталось сынуле 22-х лет. Сынуля почувствовал себя взрослым и от радости женился. Разобрал церковь в России по камешку (или по брёвнышку? - не помню). Вывез на Лазурный берег. Там опять собрал. Чтобы венчаться там. Венчался. Потом церковь опять разобрали и перевезли в Россию, где и восстановили на прежнем месте. И ещё многое чего такого сынуля учудил. В этом ему помогали верные помощники и соратники папы.
Потом через год он развёлся, как это бывает.
Читаю в прессе восторженную статью из светской хроники. В которой говорится, что этот сынуля опять в поисках невесты. И что он в свои 24 года является самым завидным женихом в России. С капиталом свыше 80-ти милиионов долларов!
Нихерасе!
Представьте: такой капитал в 24 года и круглый сирота! В окружении верных помошников и мудрых советчиков.
Действительно, крутой бизнесмен и завидный жених! Ещё на одну свадьбу денег, пожалуй, хватит. Верные советники и помощники отца ему опять помогут всё организовать, я думаю.
Интересно, сколько стоят эти советники-помощники сейчас? Дороже сынули или ещё нет?
И где тот сынуля? Одно время прошла информация, что он таки перебесился и взялся за семейное дело - металлургическим комбинатом руководить. Не знаю - сейчас о нём ничего не слышно.
Даю совет: не тащите своих друзей, детей и родственников в бизнес, если они сами туда не лезут. Если это не номенклатурный бизнес, где деньги платят за то, что он сын своего отца, толку из них не выйдет. Никакое бизнес-образование не поможет. Бизнесмен - это изобретатель в социально-экономической сфере. Изобретательству нельзя научить.
Настоящие бизнесмены выходят только из тех, кого не тащат, а наоборот, всяческие барьеры ставят. А он пищит, но лезет и лезет.
Или сдохнет, или пролезет в конце концов.
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.