«Зависимость от одного поставщика каких-либо ресурсов иногда создает проблемы. В этом плане у нас есть хорошие возможности, заявил Александр Лукашенко в понедельник на встрече с литовским премьер-министром Андрюсом Кубилюсом. Мы можем идти таким путем укрепления независимости, воплощать общие стратегические проекты, в отношении которых был бы заинтересован и Европейский союз».
О непоследовательности белорусского лидера известно давно. Вот и на этот раз он сам себя опроверг вступившим в силу с 1 июля указом о регулировании Интернета. Таким образом белорусский лидер доказал, что получать «какие- либо ресурсы из одного источника вредно» только в том случае, если этот источник не сам Лукашенко.
В статусе «Верховного модератора», президент Белоруссии, без сомнения, укажет народу путь только к нужным и проверенным сайтам, доведя зачистку информационного пространства до победного конца. Об особой важности для Лукашенко этого решения говорит и то, что полномочиями по исполнению указа он наделил не министерство связи, а Оперативно-аналитический центр при президенте РБ. Отныне эта спецслужба следит за каждым шагом белорусов в глобальной сети.
Разумеется, белорусские власти твердят о том, что это никакое не ограничение свободы и уж тем более не цензура, а просто помощь заблудшим в густом информационном лесу. Однако в стране, где в Уголовном кодексе есть статья за «оскорбление величества» (ст. 367 УК РБ), которую широко применяли по отношению к оппозиции, а также статья, наказывающая за «дискредитацию республики Белоруссия» (ст 369 УК РБ), верить разговорам о благих намерениях по ограничению Интернета не приходится.
Тем более, что в последний раз статья за дискредитацию республики применялась в отношении журналиста корреспондента польского «Радио Рация» Ивана Романа. В августе кризисного 2009 года он посмел написать в одной из заметок о том, что на гродненском заводе «Неман» происходят регулярные задержки зарплаты. За это Роман получил предупреждение от местного КГБ, которое потребовало изменить формулировку и написать, что, несмотря на кризис, зарплаты в Белоруссии выплачиваются регулярно.
Стоит отметить, что Батька вообще любит делать подарки своему народу к большим праздникам. Иногда они оказываются неожиданными и, мягко говоря, не очень нужными. Так, в мае 2006 года в Белоруссии был запрещен популярный сервис Skype, под предлогом того, что он наносит вред монополисту — национальному оператору «Белтелеком». Но самым неприятным сюрпризом для белорусов стала девальвация национальной валюты, проведенная «по-тихому» 1 января 2009 года. Отпраздновав Новый год, граждане РБ проснулись с «похудевшими» на 20,5% кошельками.
В этом году канун Дня независимости выдался жарким. Президент Белоруссии успел поучаствовать в газовой войне с Россией и отказаться от вступления в Таможенный союз, пока Россия не начнет продавать РБ нефть по сниженным ценам. Вообще история с ратификацией Таможенного кодекса получилась очень странной. Сначала вице-премьер правительства Владимир Семашко 30 июня заявляет «о неизменности позиции Белоруссии» по вступлению в Таможенный союз. Это означает, что кодекс не ратифицирован, и никакого союза в ближайшие дни не будет. Однако вечером того же дня появляется информационный вброс о том, что белорусский парламент утвердил Таможенный кодекс на закрытом заседании. Власти РБ не подтвердили и не опровергли это заявление. Только пропагандистский рупор правительства — газета «Советская Белоруссия» написала про последний день заседания, что «лейтмотивом закончившейся парламентской сессии была работа над соглашениями по Таможенному союзу Беларуси, России и Казахстана. Ратифицирован ряд важнейших документов». Вот так: что-то важное мы ратифицировали, а что именно, пока не скажем.
Возможно, причина такой скрытности в том, что практически одновременно Александр Лукашенко впервые за много лет дал обширное интервью американскому каналу CNN. Вот что выделила из разговора официальная белорусская пропаганда: «Если кто–то думает, что завтра эти так называемые российские субсидии уйдут, и мы рухнем ничего подобного. Мы нормально стоим на ногах. Да, если Россия будет подобным образом в отношении нас вести свою политику, нам будет немного сложнее. Но я не думаю, что в России это официально признанный курс, и что она будет следовать ему. В противном случае Россия потеряет Белоруссию, а это будет невосполнимый ущерб». Естественно, если бы в этот же день Лукашенко признал, что Таможенный кодекс утвержден, он бы потерял лицо перед собственным народом.
А это было бы ой как не вовремя ведь ориентировочно в августе или в сентябре надо проводить очередной Съезд белорусского народа, который должен «благословить» Батьку на новый президентский срок. При этом Лукашенко уже дал самое «дорогое» предвыборное обещание довести к концу 2010 года среднюю зарплату в республике до $500. По некоторым данным, сейчас она составляет около $200, а минимальная заработная плата с 1 января 2010 года установлена в размере $90. Выполнить обещание и «дотянуть» зарплату до $500 без российских субсидий вряд ли удастся. А значит, через некоторое время все же придется рассказать о том, что же там в последний день весенней сессии на закрытом заседании напринимал белорусский парламент. Ну и дальше тоже как-то выкручиваться.
Пока же белорусы могут расслабиться и повеселиться. Их ждут бесплатные концерты звезд российской эстрады, республиканская акция «Споем гимн вместе!» и праздничный салют под сенью сильной руки Верховного модератора.
P.S. Хочу, чтобы читатель знал: я не считаю происходящее в Белоруссии Адом, а в России Раем. Российские власти тоже преуспели на ниве ограничения гражданских свобод и свободы слова. Нам самим еще очень далеко до развитой демократии. Но у нас пока еще можно высказывать свою точку зрения. Не везде, но в некоторых газетах, на некоторых телеканалах и радиостанциях, а главное в Интернете пока можно. Очень не хотелось бы, чтобы когда-нибудь российские власти стали копировать последнее «ноу-хау» белорусского Батьки.
Сергей Ковальченко