Гром грянул, когда чешские СМИ разнесли сенсационную новость: министерство труда и социальной политики рекомендовало районным управлениям по трудоустройству не выдавать иностранцам из третьих стран (не из Чехии или стран ЕС) разрешения на работу, а без него рабочую визу не продлевать. То есть когда у иностранца заканчивается рабочая виза, работодатель должен заявить о вакансии, а бывший работник — паковать чемоданы. Самое главное, рекомендация касается в первую очередь неквалифицированных рабочих из Украины, Молдавии, Вьетнама и Монголии.
Директивы сильнее законов
Казалось бы, налицо дискриминация: иностранцев поделили на своих и чужих. Но как уже неоднократно упоминалось, действие Антидискриминационного закона в Чехии не распространяется на процедуры, связанные с пребыванием в стране граждан из третьих стран. Закон приняли в урезанном виде, а Евросоюз закрыл на это глаза.
По закону, если в течение 30 дней вакансию не занимает чех или гражданин страны ЕС, иностранцу обязаны выдать разрешение на работу. Но в Чехии чиновники нередко воспринимают как закон директивы министерств. В результате у гастарбайтеров, даже принципиальных, просто не хватает смелости и денег судиться с чешским государством, а работодатели в лучшем случае поругают своих чиновников.
Правда, спустя несколько дней руководители управлений по трудоустройству чуть сдали назад, утверждая, что в каждом конкретном случае будет применяться индивидуальный подход, но в это верится с трудом. С еще большим трудом верится в существование граждан стран ЕС, подметающих в Чехии улицы или таскающих цемент на стройках.
Украинцы не растерялись и начали массово переходить с рабочих виз на предпринимательские (выдаются на основании участия в качестве соучредителя или директора в предприятии со статусом юридического лица, чаще всего ООО). Но и здесь стали перекрывать кислород: готовятся изменения в закон о пребывании иностранцев, чтобы выявить тех, кто использует предпринимательскую визу как прикрытие для нелегального трудоустройства. Перейти на предпринимательскую визу с рабочей можно будет только после двух лет проживания в Чехии (в настоящее время достаточно года). Необходимо будет доказать, что доходы от предпринимательской деятельности позволяют содержать себя и семью, а также, возможно, пройти собеседование с сотрудником полиции по делам иностранцев.
Нелегалы не хотят возвращаться
Похоже, судьба десятков тысяч проживающих в Чехии украинцев покрыта мраком. Готова ли Украина к столь массовому возвращению гастарбайтеров? Ведь ограничения на иностранную рабочую силу вводятся не только в Чехии. Подобное происходит в России, где также работает много украинцев. Завтра санкции может принять Польша, послезавтра — Португалия.
Что ж, нынешнему украинскому правительству не позавидуешь. Работавшие и жившие в странах ЕС украинцы — контингент особый, по-своему капризный. Кого-то подобное утверждение возмутит — мол, уехали на чужбину за колбасой, а теперь им дома Европу подавай, — но факт остается фактом. Они привыкли к иным зарплатам, иным рабочим отношениям и иному уровню жизни. Многие предпочитают перейти на нелегальное положение в Чехии, лишь бы иметь возможность остаться и заработать на кусок хлеба для себя и проживающей на родине семьи. То есть даже нелегальный статус в ЕС позволяет содержать себя и близких.
Если бывшие гастарбайтеры вернутся на родину, найдут ли они достойно оплачиваемую работу? Может ли государство и частный сектор обеспечить их рабочими местами? Думаю, нет. И это существенный фактор возможной нестабильности. Десятки тысяч недовольных, «избалованных» Европой — проблема, и от нее никуда не деться. Вряд ли в Украине серьезно задумываются над ней, а зря. Необходим план действий на этот случай, а еще лучше — государственная программа.
ЕС не любит фальши
На фоне всех этих событий можно только удивляться оптимизму Виктора Януковича, верящего в возможность отмены Евросоюзом визового режима для украинцев уже через год, о чем сообщают отечественные СМИ. Речь идет об интервью президента Януковича Би-би-си: «Не позднее, чем через год, мы получим безвизовый режим и получим зону свободной торговли с Евросоюзом».
О зоне свободной торговли судить не берусь, но в отмену визового режима через год не верю, как не верю в ее отмену и через 15 лет. Не верит и никто из опрошенных мною украинцев, проживающих в Чехии, — они считают, что журналисты что-то напутали.
Нельзя не отметить, что украинцы порой сами вредят своему имиджу за рубежом, и это не скроешь от чиновников ЕС. Например, в период с декабря 2009 г. по февраль 2010-го в Чехии были задержаны около двух десятков украинских нелегалов. Четверо предъявили фальшивые документы Чехии, Литвы, Румынии и Словакии. И это еще при том, что местная полиция пока не проводит масштабных облав, ограничиваясь точечными проверками.
Более того, украинцы в Чехии лидируют среди иностранцев, больных туберкулезом (31 человек из 176). Первое место по количеству изъятых полицией фальшивых водительских удостоверений тоже за нашими соотечественниками.
Как видно, дело не в энтузиазме украинского президента или правительства, а в однозначной позиции ЕС: никаких реальных подвижек в вопросе отмены виз не происходит, даже туристическую визу получить становится все сложнее. И как бы пафосно это ни звучало, но для Украины сейчас главное — отказаться от иллюзий насчет Евросоюза и стать государством, в которое захотят вернуться и неквалифицированный гастарбайтер, и программист. Когда эти времена настанут, украинцев в Европе будут воспринимать совсем по-другому.
Алексей АРЕФЬЕВ