Предотвратить теракты невозможно
Теракты всегда обозначают понимание со стороны заказчиков, что ситуация в стране дестабилизируется и ее уязвимость резко увеличилась. В последнее время у нас не было крупных терактов. И не потому, что спецслужбы очень хорошо работают. В принципе, количество раскрываемых терактов в какой-то степени зависит от качества деятельности спецслужб. Но сам факт их совершения от этого практически не зависит. Предотвратить теракты невозможно.
Мы много говорили про американские теракты (11 сентября 2001 года. – Прим. KM.RU). Тот факт, что после взрывов башен-близнецов подобных терактов не было, наводит на самые серьезные подозрения по поводу того, кто организовал их. Потому что если нашлись структуры и силы, способные организовать такой теракт, то почему они перестали проявлять себя после того, как США отнюдь не устранили те формальные причины, по которым они происходили? Можно вспомнить последовавшую затем интервенцию в Ирак, Афганистан и т. д. Тем не менее больше ничего такого серьезного не было. Притом что мы знаем, как часто в американских школах расстреливают детей.
Есть ощущение нарастающей опасности для государства
В России тоже неожиданно все затихло. Просто потому, что политическая стабильность в стране была такова, что устройство терактов явно не могло повлиять на политическую систему. Оно не могло расшатать ее. И это было очевидно. Не для шахидов, конечно, для которых вообще не понятно, что очевидно. Шахид — это такая «заводная машинка», которая запрограммирована на взрыв. Главный — это тот, кто ее «заводит» и направляет. Значит, эти люди не видели практического смысла в том, чтобы идти на серьезные затраты по «производству терактов». Потому что, еще раз повторю, теракты в России направлены на снос политической системы, а за ней и государства.
Я не очень понимаю, какими соображениями они руководствуются сейчас. Но ощущение нарастающей опасности для государства есть. Оно связано с кризисом вообще и с попытками использовать ситуацию дуумвирата для того, чтобы расшатать политическую систему. Мы видим, что это происходит даже в легальном политическом поле России. Есть люди, которые занимают полуофициальные посты и, действуя от имени политической власти (или по крайней мере ассоциируясь с ней), занимаются системной дестабилизацией. Причем их никто не трогает.
Я вижу связь между терактами и безнаказанностью политических провокаторов
Я вижу связь между терактами и безнаказанными действиями политических провокаторов. Если ты можешь легально допустить политическую провокацию, то почему нелегально не запустить террористическую провокацию? Это война против государства. Но мне кажется, что товарищи поторопились. Потому что реально серьезные проблемы для российской экономики, социальной и политической системы связаны с т. н. «второй волной кризиса». Но до этого еще как минимум год-полтора. Хотя, может быть, они просто «тренируются».
Еще раз повторюсь — единственным надежным средством борьбы с терроризмом в России является формирование такой политической системы, которая абсолютно очевидным образом неуязвима для террористической атаки. Но, к сожалению, для нее уязвимы живые люди, которых очень жалко. Лучший способ сохранить людей — иметь такую политическую систему, при которой организатор террора не мог бы рассчитывать ни на что. Если только речь не идет об откровенных сумасшедших. Но психически ненормальных людей все-таки легче отлавливать, чем системных и жестоких врагов.
Безусловно, ответ со стороны наших властей будет. Но не думаю, что здесь имеет смысл перебарщивать с жесткостью. Ну что, теперь всех входящих в метро людей досматривать, чтобы окончательно парализовать этот вид транспорта? Мало нам пробок на дорогах, так тогда появятся еще и пробки в метро. Другое дело, что, безусловно, надо активизировать агентурную деятельность спецслужб. Но не мне давать такие советы. Все эти крики — «ах пропустили, проморгали — за что они только деньги получают!» — это по меньшей мере глупо. Потому что гарантировать здесь практически ничего не возможно. Ну вошел шахид в метро в час пик (когда пассажиропотоки вообще архисложно контролировать) и взорвался. Конечно, хорошо бы иметь агентурный доступ к источникам планирования террористических актов, чтобы пресекать их еще на уровне организации. Но это хотя и трудная, но чисто техническая задача для спецслужб. Я уверен, что в этом направлении будут работать. Самое главное не в этом. Надо просто не создавать соблазнов для террористов.
Михаил Леонтьев, KMnews