Парадоксальность складывающейся ситуации с Гольфстримом такова, что худо будет евролицам, а не нам, живущим в Украине и России...
Парадоксальность складывающейся ситуации с Гольфстримом такова, что худо будет евролицам, а не нам, живущим в Украине и России...
Им, например, придется оперативно менять привычки размеренного труда на земле, подаренные ровной без катаклизмов погоды. Придется срочно обучиться авральщине посевной и уборочной страды – тому, чем владеет хлебороб наших широт.
Продолжение. Начало читайте ЗДЕСЬ
«В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы, и более выносливого... В одном уверен великоросс – надобно дорожить ясным летним рабочим днем, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда... Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс...» – писал в конце 19 века о русском землепашце историк В.О. Ключевский.
Честно говоря, хотелось бы, чтобы европейский хлебороб на манер русского пахаря понапрягался «в борьбе с нежданными лишениями и оттепелями, с непредвиденными августовскими морозами и январской слякотью», чередуемой крепкими заморозками.
Наоборот, есть признаки того, что Украина и Россия вкушают первые плоды потепления. Может быть, я ошибаюсь. Но хочется верить, что Всевышний вознамерился нас вознаградить за многовековое долготерпение.
Покопался в ворохе госкомстатовской информации и кое-что обнадеживающее нарыл. Не секрет, что сельское хозяйство в России и Украине пребывает в разобранном состоянии. Агропромам братских государств по обеспеченности техникой и химизацией до советских показателей далеко. Однако в последние годы и урожайность, и сбор главного зернового продукта – пшеницы – выросли скачкообразно. В России с 2006 по 2009 год средняя урожайность пшеницы по сравнению с 2001-2005 гг. увеличилась на 12,8%. А в 2008 году по сравнению с 2006 годом – на 25,6%.
Это позволило резко увеличить объемы урожаев. В 2008 году с полей взяли 63,76 млн. тонн пшеницы (всего зерновых собрали 108,18 млн. тонн) – на 30% больше, чем в предыдущем, вполне удачном, 2007 году. И на 42% больше, чем в 2006 году. В 2009 году, несмотря на сильную засуху в Поволжье, взяли примерно столько же – 61,7 млн. тонн.
В Украине та же картина. Парк тракторов и комбайнов уменьшился соответственно на 20% и 30%, и он на 80% состоит из машин, исчерпавших все земные сроки эксплуатации. В целом по Украине по сравнению с колхозными временами в 6 раз уменьшилась доза вносимых минеральных удобрений и в 8 раз доза органики. Культура земледелия уж точно лучше не стала. Я уже не говорю о ставших традиционными трудностях с ГСМ. Однако в 2008 году намолотили рекордный за всю историю Украины урожай зерновых – 53,29 млн. тонн, и в 2009 году тоже очень нехилый – 44,3 млн. тонн. Урожайность катапультировалась в середину следующей декады, т.е. выросла с 21,8 до почти 35 ц/га.
Ещё раз подчеркну, что никакого прорыва в обеспеченности техникой, удобрениями и в организации дела не наблюдается. Конечно, керманычи не преминули себе приписать победы на сельскохозяйственном фронте. Но это, увы, всего лишь неистребимое самохвальство.
Пойдём дальше. Европейцам, дабы содержать свои организмы в комфортных плюс 20°С, сообразно более холодным зимам придется перестраивать всю инфраструктуру жизнеобеспечения. А это мегазатратное мероприятие. Понадобится организовывать систему централизованного отопления по образу той, которая успешно функционировала в Украине в советский период. А та система для своего времени была весьма рациональной. Принципы советской «отопительной» политики, организованной дедушкой Сталиным, успешно позаимствовали страны Северной Европы в 70-х годах ХХ века.
В статье 12-летней давности «Централизованное теплоснабжение (ЦТ) в Финляндии» эксперт Всемирного банка Пекка Коури, кроме прочего, писал: «ТЭЦ производят более 70% всей тепловой энергии для централизованного отопления. Общая длина трубопроводов ЦТ в конце 1996 года составила 7500 км». И там же: «Централизованное теплоснабжение занимает прочное положение в качестве основного способа отопления финских городов». За последние 12 лет финские власти, меньше украинских кукарекающие о народном благе, увеличили количество зданий, охваченных ЦТ, с 45 до 70%, а в Хельсинки – до 90%. И суоми продолжают наращивать централизованное отопление (в отличие от украинских стратегов-балбесов, уповающих на индивидуальное отопление).
Первые руководители ведущих государств ЕС отлично понимают, что для утепления среды обитания необходимо увеличивать потребление природного газа. И поняли они это ещё в начале этого века, после того, как получили, по всей видимости, конфиденциальную информацию о надвигающихся тяжелых временах, связанных с «остыванием» Гольфстрима.
По прогнозам экспертов Европейской Комиссии, доля импорта в общем объеме потребления газа в ЕС к 2015-2020 гг. возрастет до 60-70%, при том, что собственная добыча продолжит сокращаться, так как запасы газа в странах ЕС (особенно в Норвегии и в Северном море) сильно выработаны, а прироста запасов не предвидится. По перспективным оценкам IEA (International Energy Agency), среднегодовые темпы прироста потребления газа в странах Западной Европы в период с 2000 по 2020 год составят, как минимум, 3%, а в 2020 году в регионе будет потребляться более 736 млрд. м³ метана. При этом собственная добыча останется, в лучшем случае, на текущем уровне порядка 290 млрд. м³.
В декабре 2007 года Герхард Шредер, глава комитета акционеров «North European Gas Pipeline Company» – оператора Северо-Европейского газопровода, «ужесточил» позицию ЕС, объявив с трибуны Колумбийского университета, что уже к 2015 году потребление газа в Европе увеличится на 200 млрд. м³. С тех пор никаких новых данных по росту потребления в СМИ не фигурировало. Даже кризис не внес коррективы в планы. Очевидно, весь прирост пойдет на «гуманитарные» цели, а не в промышленность, т.к. совершенно ничего не слышно о вводе в эксплуатацию металлургических и химических производств – главных пожирателей газа. Наоборот, не снижается тенденция вывода вредных и энергоемких производств из Европы в теплые края, где меньше издержки производства.
Для сведения: в 2008 году, по данным Eurogas, Европа потребила 517 миллиардов кубометров газа. В 2009 году потребление газа в Европе снизилось на 5%.
Как бы там яйцеголовые эксперты не наводили тень на плетень, снабжая публику сообщениями о всякого рода энергосберегающих технологиях на базе ветряков и кизяков, в ближайшие 20 лет газ останется важным видом топлива в генерировании электричества. Этому будут способствовать сравнительно высокая эффективность газовых электростанций и их экологические преимущества. Применение современных газовых турбин – самый эффективный в настоящее время способ генерирования электричества.
Работы по обеспечению растущих потребностей европейцев с избытком хватит для всех газопроводов, намеченных к вводу в эксплуатацию в 2013-2015 гг. Суммарная заявленная мощность строящихся трубопроводов около 158 млрд. куб. м: Северный поток – 55 млрд. куб. м; Южный поток – 63 млрд. куб. м; «Ямал - Европа II» (замороженный проект по территории Белоруссии) – 23,5 млрд. куб. м; «Голубой поток 2» – 16 млрд. куб. м.
Как видим, места хватит и для 25-30 миллиардов кубометров европейского проекта «Набукко», и для модернизированной украинской трубы. Надо отметить, что проектная мощность на выходе украинской ГТС составляет 140 млрд. кубометров газа в год, а реально 120 млрд. кубометров.
А то, что Европе очень скоро надо будет много газа, подтверждает тот факт, что осенью 2009 вдруг в одночасье дружно снялись все вопросы по строительству Северного и Южного потоков. Более того, Россия дала понять, что совсем не против того, чтобы европейцы тянули свой многострадальный Набукко. Все трубы будут загружены.
Однако радости от этого Украине не много. Если бы украинские фундаторы были бы поумнее, то половину обходных строящихся мощностей Украина завязала бы на себя. Но Бог их обделил умом, но с избытком наделил хуторянской спесью и образцовой вороватостью. Они-то и подвели «незалежный» новодел к дефолту.
За пять лет оранжевого правления экономика доведена до состояния, когда от воли украинских руководителей уже мало что зависит. В частности, «Нафтогаз» фактически имеет статус банкрота, а значит средств на модернизацию Газотранспортной системы под изменяющуюся к лучшему конъюнктуру ни у «Нафтогаза», ни у государства нет. Потому с монопольным владением ГТС в ближайшие годы придется попрощаться.
Впрочем, большой беды в этом нет. Придут иностранные дяди с толстыми кошельками и с нордическими волевыми подбородками и на правах совладельцев модернизируют нашу трубу, покалеченную оранжевым блудом. Конечно, условия будут хуже тех, что писались для международного консорциума ещё до «Кучму, геть!». Вряд ли Украине позволят иметь контрольный пакет акций. В несколько этапов проведенная приватизация оставит за державой в лучшем случае блокирующий пакет (25% +1). Такова доля любого неплатежеспособного субъекта. Только в этом случае ГТС будет модернизирована под возросший спрос на газ в Европе.
Следует отметить, что европейцам перестройка жизнеобеспечивающей инфраструктуры под зимы аля-рус обойдется никак не меньше 7-10 трлн. евро. Причем перестройку надо осуществить стахановскими темпами. И в последующем ежегодные расходы на поддержание комфортных 18-20°С в домах и на производстве составят не менее 100 млрд. евро.
В США и ЕС обозначилось понимание того, что очень скоро грядут холодные времена, и пора от политики конфронтации с Россией по всему спектру вопросов переходить к уважительным партнерским отношениям. Если с умом подходить (но это не про украинских элитариев) к наметившимся новым реалиям, то из ситуации можно выжать изрядное количество геополитических дивидендов.
И российское руководство владеет конфиденциальной информацией о надвигающихся катаклизмах. Иначе чего бы это они в 2006 году спроворили экспедицию на дно Ледовитого океана, где на виду у честного мира размахивали триколором, предупреждая мировую общественность, что дно моря-океана есть исконно русская земля. И западные партнеры как-то вяло гундели на российскую попытку самозахвата половины Арктики.
Довольно резко, в положительном плане, стало меняться отношение к России. Европейская комиссия в конфликте Грузия - Россия назвала штат «Нью-Джорджия» агрессором. Америка и ЕС, особо не афишируя процесс, ведут переговоры о безвизовом режиме с федералами. Россия становится привлекательной для размещения прямых инвестиций в производительную экономику (а не только в банковскую сферу), потому не должно быть ограничений по перемещению деловых людей в бизнес-планами в кейсах. Территория России становится местом их вахтенного проживания, а там, глядишь, и временную прописку сменят на постоянную.
Глава МИД Италии Франко Фраттини 8 декабря 2009 года заявил о возможном введении безвизового режима между Россией и Евросоюзом уже в следующем году. «Сейчас любая из 27 стран-членов ЕС может наложить вето и заблокировать любое решение. В будущем это станет невозможным, потому что вопрос будет решаться квалифицированным большинством голосов, и я думаю, что наберется достаточное большинство для того, чтобы ввести безвизовый режим для россиян в 2010 году», – сказал Фраттини в интервью телеканалу Russia Today.
Прав был Воланд, когда по-дружески наставлял Маргариту: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут». Несчастные наши евроинтеграторы – они-то прямо в ногах валяются у старшего евробрата, вымаливая «безвизовку». Даже в одностороннем порядке отменили визы для европейцев. И всё с одной тайной холопской мыслишкой - быстрее припасть к титьке Европы-мамы.
Очень похоже, что слабеющий Гольфстрим промывает мозги Европе и Америке. В этом смысле любопытна концептуальная статья «Будущее Европы – это Россия!» Александра Латса (Alexandre Latsa) в «Geostrategie.com» (Франция) от 6 октября 2009 года. Несколько красноречивых цитат из неё.
«Передав свои метастазы всему человечеству, Запад собирается уйти на второй план. И всем нам просто необходимо понять, какую же роль в этом меняющемся мире будут играть народы европейского континента.
...Нужно осознать, что единственным шансом на выживание для европейских народов станет отказ от самоубийственного «атлантистского» курса в пользу развития и расширения сотрудничества с Российской Федерацией, чтобы пара «Европа - Россия» обеспечила мир и процветание нашего континента в новом многополярном и полицентрическом мире...
Европа нуждается в России в энергетическом плане, так как она располагает необходимыми ей запасами нефти и газа. Россия – это надежный поставщик, как показывают ее отношения с Турцией, которая ни разу не испытывала проблем с поставками (здесь следует напомнить, что перебои с газоснабжением в ходе конфликта с Украиной лежат на совести Киева, хотя СМИ и обвинили во всем Москву. – Авт.).
Европе нужен огромный потенциал России, будь то людские ресурсы (140 миллионов жителей), огромная территория (17 миллионов км²) или выход к Тихому океану. Благодаря этому она может стать игроком первого плана, в том числе в быстро развивающейся Азии.
России также необходима Европа и европейцы. Речь идет как о сбыте сырья, так и о приобретении технологий и использовании европейских людских ресурсов для борьбы с сокращением населения страны на восток от Урала. Европа и Россия – это естественные союзники, выходцы из одной цивилизации. В действительности этот союз России и Европы (единственный гарант мира и независимости для всех народов континента) не является лишь политико-экономическим императивом, к нему должны стремиться, потому что и русские, и европейцы принадлежат к одной цивилизации».
И только украинские сребролюбцы-выгодоприобретатели, волею нелепого исторического случая оказавшиеся у руля державы, мыслят в противоположном направлении.
Антон Дальский
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.