Бэсеску точит зуб на украинские территории, как граф Дракула – на турков. Молдавской нации не существует в природе. Рано или поздно мы осушим реку Прут, чтобы все румыны снова были вместе». Это первый пункт плана Бэсеску. Второй - создание так называемой Romania Мare (Великой Румынии). Ее предполагается сколотить путем аншлюса (присоединения) нынешней Молдавии, Северной Буковины (Черновицкой области), а также южных районов Одесчины. Карту этой гипотетической державы все желающие могли увидеть 7 апреля в Кишиневе. Рисунок «Великой Румынии» был торжественно водружен над входом в разгромленное здание администрации президента Молдавии.
Тут даже Риббентропа приходится защищать. Фашистский министр в августе 1939 года в Москве сказал что-то насчет того, что Германия в Бессарабии и Северной Буковине не заинтересована. Но Риббентроп хоть знал, о чем говорил. Слова министра иностранных дел рейха попали на бумагу, которую впоследствии прозвали «секретным приложением к советско-германскому договору о ненападении». И хотя на бумаге нет ни подписей, ни печати, ее превратили в страшилку, перед которой даже головорез Дракула - воплощение доброты и гостеприимства. А между тем, не то что у Риббентропа, но и у любого другого визитера, желавшего договориться с Москвой, не было оснований точить зубы на земли между Днестром и Прутом. Еще в книге Анри Барбюса «Сталин» есть интересное упоминание: «Германская армия оторвала от России Прибалтийские страны и Финляндию. Союзники по Антанте отторгли от России Польшу. Они же украли у советского государства Бессарабию, чтобы, пренебрегая желаниями бессарабцев, заплатить этой территорией Румынии». В румынских Яссах 5 марта 1918 года и 9 марта того же года в Одессе, при участии представителей Англии, Франции, Италии и США, представители Бухареста и Москвы подписали «Соглашение между РСФСР и Румынией об очищении Румынией Бессарабии». По условиям соглашения, Румыния, оккупировавшая Бессарабию еще в декабре 1917 года, обязалась убрать оттуда войска в течение двух месяцев. Но в Бухаресте почему-то «забыли» это сделать. Советский Союз никогда не признавал захват Бессарабии Румынией. И когда советское правительство 28 июня 1940 года потребовало от Бухареста очистить Бессарабию, то этим Румынии просто напомнили об обещании, данном еще в марте 1918 года.
Послевоенная граница, установленная между Советским Союзом и Румынией, никакого отношения к «пакту Риббентропа-Молотова» и подавно не имеет. Граница была закреплена в Парижском договоре от 1 декабря 1947 года и подтверждена пакетом советско-румынских соглашений, подписанных в 1961 году. Эти же границы унаследовали обретшие самостийность Украина и Молдавия. Но уже 14 октября 1991 года появился документ под названием «Конвенция по установлению демократии в Румынии». В документе без обиняков утверждалось, что Северная Буковина и некоторые районы Одесской области являются румынскими территориями. Правда, 2 июня 1997 года тогдашний президент Украины Леонид Кучма и президент Румынии Эмиль Константинеску поставили подписи под двусторонним «Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве». В договоре содержится и пункт о нерушимости существующих границ. Но никаких приличествующих изменений в «Конвенцию по установлению демократии в Румынии» не было внесено и после заключения договора.
На Украине о территориальных аппетитах Румынии долгое время даже упоминать было не принято. Завесу над аспирациями соседнего государства смог приоткрыть только скандал вокруг острова Змеиный и дележки шельфа Черного моря. Уже одно то, что Украина вчистую проиграла суд в Гааге, указывало, как далеко зашли румынские претензии. Но Бухаресту все сходит с рук. Что-то невнятное бормочет Европейский Союз, бездействует НАТО. В обеих международных организациях позабыли, что одним из главных условий участия в Евросоюзе и Североатлантическом альянсе было и остается отсутствие территориальных претензий у стран-членов к другим государствам.
Но если уж молчат Вашингтон и Брюссель, то Киеву сам бог велел воды в рот набрать. На бурную деятельность Бухареста в столице Украины решили просто не обращать внимания. Президент Румынии заявил, что румынское гражданство в ускоренном темпе будет предоставлено румынам, утратившим его «в силу различных исторических обстоятельств», в Киеве тишина. «Булыжниковый» погром в Кишиневе все румынские телеканалы, словно по команде, назвали не погромом, а «революцией» и «конкретным шагом к объединению Молдавии с родиной-матерью». В Киеве опять утерлись, а ведь можно было обернуть ситуацию в свою пользу. Если уж Румыния заново хочет присвоить уже украденные однажды территории, не следует ли из такого уравнения понятий то, что и другие территориальные приобретения румынского государства такая же кража? Как насчет Трансильвании и Южной Буковины? Это бывшие венгерские земли, полученные Румынией по Трианонскому мирному договору в 1919 году. Кстати, объект повышенного внимания туристов - замок графа Дракулы, находится в Южной Буковине. Не угодно ли после таких фривольностей с территориальным вопросом расставаться с таким брэндом? Но кому в Киеве охота поднимать шум из-за каких-то там территорий? А то задерешься с Румынией, так в глазах НАТО и Европейского Союза сам предстанешь кошмарней Молотова и Риббентропа вместе взятых. Современная власть на Украине и о других судит по собственному уму. Если уж от Южного оперативного командования (бывшего Одесского военного округа) остались одни рожки да ножки, и в случае чего, румынская армия беспрепятственно докатит до Одессы, только и осталось, что вступать в НАТО. И чем скорее, тем лучше. Враг-то ведь у ворот. Только не подумайте ничего плохого. Враг - не Румыния, он совсем в другой стороне. А чтобы всякие «несвідомі» граждане Украины не забивали себе головы разными Бессарабиями и Буковинами, люди из числа «друзів» президента Ющенко поспешили распространить упоительную новость. Украина-то, кроме шуток, победила. И не какую-то Румынию, а саму Российскую империю. «Главный итог конкурса «Евровидение-2009» - абсолютный провал имперской России, - расчувствовалась сразу после закрытия представления депутат Верховной Рады из пропрезидентской фракции «Наша Украина» Лилия Григорович, - Россия затеяла помпезное шоу со сценой, которую никогда не видела Европа. В этом мы видели проявление российских имперских амбиций. Но, затеяв весь этот сыр-бор, Россия проиграла. В итоге она получила одиннадцатое место, тогда как Украина - двенадцатое. Причем, на мой взгляд, Лобода выступила очень хорошо. Если бы Россия изначально не вела информационной кампании против Украины, как это было и против Грузии, мы однозначно вошли бы в «десятку» лучших. Но в любом случае, проиграла Россия».
И зачем себе голову забивать территориальными претензиями Румынии, когда «имперская Россия», и далее по тексту. Имперская Россия присоединила замки к Украине, а остальное соседи только откусывали. Впрочем, и у Григорович, и у главы «Нашей Украины» давно уже одна лабуда в голове, а не вопросы государственной важности.
Игорь СЫЧЕВ