Послевоенная история Ивана Демьянюка – непрерывное заметание следов и нескончаемая ложь. Он научился использовать малейшие лазейки в законодательстве многих стран, играть на гуманизме судей и «слабостях» демократической юстиции. Когда закончилась Вторая Мировая война, завербованный эсэсовцами «заслуженный» лагерный надзиратель (его «послужной список» насчитывал несколько лагерей смерти) умудрился «лечь на дно» и выдать себя за советского солдата, взятого в плен и проведшего войну в лагере для военнопленных. В южнонемецком городе Ландсхут он обратился к американским военным властям и даже получил впоследствии материальную помощь от временной администрации США — как «жертва фашистского режима».
Действительно, призванный в армию в 1940 году, бывший тракторист из села Дубовые Махринцы (Винницкая область) Иван Демьянюк в 1942 году попал в плен. В лагере в Хелме он был завербован в СС. Но об этом Демьянюк, естественно, после войны не распространялся, упирая на то, что он – бывший военнопленный, не желающий возвращаться в СССР, где его ждет ГУЛАГ. При этом он весьма ощутимо путался в деталях своей биографии: то утверждал, что работал грузчиком в одном из немецких портов, то «вспоминал», что всю войну просидел в лагере для военнопленных, а то вдруг оказалось, что он был водителем в одной из немецких фирм, причем не с 1942-го, а с 1937 года. Впрочем, в царившей в то время неразберихе на эти нестыковки никто не обратил внимания. Подобных бывших бойцов Красной Армии и в самом деле было довольно много – некоторые из них надеялись попасть в США, подальше и от Германии, и от Советского Союза.
Именно это и удалось сделать Ивану Демьянюку в 1952 году. Как бывшему военнопленному, ему вместе с женой и дочкой (женился он уже после войны, работая наемным водителем для американской армии) был предоставлен постоянный вид на жительство в Америке. В 1958 году он получил американский паспорт и стал Джоном. В США он работал автомехаником, пополняя скромный семейный бюджет деньгами, выплачиваемыми правительством ФРГ жертвам нацизма.
Все изменилось в 1977 году. Несколько стариков-евреев, чудом выживших в лагере смерти Треблинка, опознали в Демьянюке «Ивана Грозного» — надзирателя-палача, обслуживавшего в составе «зондеркоманды» газовые камеры. В результате длительного разбирательства в 1981 году суд пришел к выводу, что эти показания соответствуют действительности. Демьянюк лишился американского гражданства и оказался за решеткой. Попутно его заставили вернуть деньги, полученные в качестве помощи жертве нацистов, но сумма эта невелика (Германия выплаченные деньги вернуть не требует, списав их в расход). Тем не менее, в тюрьме Демьянюк находился недолго – его выпустили под полицейский надзор, а вместо отобранного паспорта выдали «зеленую карту», позволяющую продолжать жить в Америке.
В 1986 году завершилась длительная судебная тяжба между американской и израильской юстицией: Ивана Демьянюка, «перемещенное лицо без гражданства», отправили в Израиль. Судебный процесс в Иерусалиме растянулся на 2 года. В конце концов Демьянюка приговорили к смертной казни за преступления против человечности. Однако приговор не был приведен в исполнение: адвокат-израильтянин в течение пяти лет отправлял протесты, апеллировал к гуманизму – в общем, делал все возможное, чтобы казнь не состоялась. А после развала СССР доступ к секретным архивам КГБ стал более открытым, и в 1993 году в результате изучения этих материалов выяснилось, что Демьянюк не может быть «Иваном Грозным» — последнего хотя и звали Иваном, но фамилия его была Марченко. Несмотря на то, что Демьянюка опознали 18 свидетелей, суд, как и положено, трактовал сомнения в пользу обвиняемого и отменил смертный приговор, освободив Демьянюка из-под стражи.
При этом было подтверждено, что Демьянюк все же служил надзирателем – в лагерях Собибор, Майданек (территория Польши) и Флоссенбюрг (Бавария), а также в лагере для принудительных рабочих Травники (где, собственно, и происходила вербовка в «зондеркоманды» СС). Но израильский суд оставил его на свободе, так как закон не позволяет дважды судить человека за одно и то же преступление. Этот приговор вызвал в Израиле немалое возмущение, а один из свидетелей обвинения, польский еврей, опознавший своего бывшего надзирателя из Собибора, в знак протеста даже совершил самоубийство.
Демьянюк вернулся в США свободным человеком, а в 1998 году вновь получил американское гражданство (это стало возможным после того, как американский суд постановил, что в процессе против Демьянюка от следствия были скрыты важные доказательства в пользу обвиняемого).
Однако американская юстиция сочла себя вправе начать собственное расследование по доказанным фактам биографии Демьянюка-эсэсовского надзирателя. В июне 2004-го его снова лишили американского гражданства, причем к этому времени по каналам Госдепартамента из Украины поступил запрос о его экстрадиции для суда на «исторической родине». К обвинениям в преступлениях против человечности добавилось обвинение в дезертирстве — возникли подозрения, что Демьянюк в 1942 году сам перебежал на сторону немцев. До 2005 года американский суд выяснял, можно ли экстрадировать Демьянюка в Украину – не будут ли его там пытать, чтобы добиться показаний? Когда решение об экстрадиции было принято, адвокаты Демьянюка направили во всевозможные судебные инстанции кассационные жалобы, что позволило ему продержаться еще 3 года.
Но Верховный суд в Вашингтоне отверг последнюю кассацию. А 11 марта 2009 года Земельный суд Мюнхена обратился к американским властям с просьбой об экстрадиции Демьянюка в Германию (Украина за долгие годы про него просто забыла). Немецкие власти выдвинули против нациста обвинение в пособничестве в убийстве как минимум 29 тыс. евреев. Демьянюк немедленно обратился в суд, но наученные горьким опытом американские судьи отклонили иск, потратив на его рассмотрение меньше месяца.
Тем не менее, 14 апреля 2009 года Иван Демьянюк все же избежал выдворения из Америки. Уже не надеясь на лазейки в законодательстве, он решил вызвать чувство сострадания. Препровождаемый сотрудниками миграционной службы в аэропорт, Демьянюк симулировал не то инфаркт, не то паралич, и кассационный суд вынес решение приостановить экстрадицию. Впрочем, на этот раз хитрый лис перехитрил сам себя: вернувшись домой, в Севен Хиллз (штат Огайо), он вдруг довольно резво вскочил с носилок и бодро затопал по лестнице под руку с супругой. 89-летний симулянт забыл, что существует телевидение и падкие на сенсации журналисты: оказавшаяся поблизости группа канала CNN засняла его мгновенное выздоровление и растиражировала сюжет по всему миру. Врачебная экспертиза подтвердила возможность перелета в Германию, после чего Демьянюк 12 мая 2009 года был доставлен в Мюнхен. Его прибытию предшествовали сразу три иска об отмене экстрадиции, отклоненных последовательно 1, 7 и 11 мая – судом штата Огайо, Верховным судом США и Верховным административным судом США.
Прибыв в Германию, Демьянюк взялся за привычные игры. Еще с борта самолета он отправил иск в Верховный административный суд ФРГ, желая отменить требование об экстрадиции. Немецкие судьи быстро пришли к выводу, что действия прокуратуры были легитимны, и отклонили иск. Демьянюк, будучи помещен в тюремную больницу в Мюнхене, 8 июля отправил иск в Конституционный суд ФРГ. Предмет иска – нарушение прав человека. Суд счел иск неполным: Демьянюк не указал, какие именно права человека были, по его мнению, нарушены. Иск был отклонен по формальным причинам. Новый он подать не успел.
Попутно вокруг Ивана Демьянюка разгорелся небольшой политический скандал. Диктор телеканала ARD (Первый общественный канал немецкого телевидения) сообщил, что Демьянюк, в числе прочего, был надзирателем «в польском концлагере Собибор». Правительство Польши отреагировало официальным протестом, в котором подчеркивалось, что упомянутый концлагерь – не польский, а немецкий, созданный нацистами на территории оккупированной Польши. Диктор ARD был вынужден принести публичные извинения.
30 ноября Иван Демьянюк снова предстал перед судом. Он явился в кресле-каталке, утверждая, что не может ходить, а вторую половину заседания провел на специально доставленных носилках: ему, мол, так плохо, что требуется срочное вмешательство врача. Медицинская бригада, вызванная на заседание, провела обследование и заявила, что для 89-летнего старика Демьянюк «великолепно сохранился». По крайней мере, никаких острых заболеваний, препятствующих тому, чтобы обвиняемый присутствовал на заседании в вертикальном положении, выявлено не было. Врачи лишь ограничили судей в продолжительности заседаний — не более полутора часов в день.
Адвокаты Демьянюка немедленно обвинили врачей, суд и прокурора в предвзятости и ангажированности, потребовав «уважения к преклонному возрасту». Теперь стало понятно, в нарушении какого именно права человека можно обвинить немецкую юстицию. Так что представление продолжается...
Борис Альтнер