Публикации материалов о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, вызвали большой интерес среди читателей «ДКР».
Публикации материалов о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, вызвали большой интерес среди читателей «ДКР».
Если раньше наши читатели узнавали о Госпрограмме через призму Калужской области, где обосновался наш корреспондент, то этой публикацией мы открываем знакомство с другими регионами, принимающими соотечественников.
Сегодня речь пойдёт о Липецкой области – регионе, лежащем на северо-востоке Черноземья. Это – один из старейших промышленных центров России: здесь по указу Петра I на базе железорудного месторождения было создано металлургическое производство, снабжавшее артиллерийскими орудиями молодой российский флот. Такие металлургические гиганты, как Новолипецкий комбинат и «Свободный сокол», и сейчас не только дают почти три четверти отчислений в областной бюджет, но и входят в число крупнейших предприятий отрасли по стране.
Значительную часть сельскохозяйственных угодий в области занимают сады, а липецкий мёд и липецкие яблоки пользуются высоким спросом и заслуженной славой среди покупателей. А ещё Липецк, наряду с Марциальными Водами в Карелии, делит статус первого курорта России. Более трёхсот лет целебный источник, бьющий в городе, дарит людям здоровье.
Богатый потенциал Липецкой области привлекает внимание инвесторов. Так, в Липецке несколько лет назад заработал завод компании «Индезит» - одного из лидеров мирового рынка бытовой техники, а в Тербунском районе началось строительство предприятия по производству антибиотиков.
О ходе реализации Госпрограммы нашим читателям рассказывают начальник отдела по делам соотечественников, работы с беженцами и вынужденными переселенцами Управления Федеральной миграционной службы в Липецкой области Сергей СОРОКИН и его заместитель Ирина ЦЫМБАЛ.
Сорокин.: - Первые участники Госпрограммы к нам начали приезжать в октябре 2007 года, всего зарегистрировано 707 участников, с учётом членов семей - 1701 человек. Если брать по странам, то 84% приехавших - выходцы из Казахстана, Узбекистана и Киргизии, 10% – с Украины, есть также переселенцы из Болгарии, Португалии и Германии.
- Какими качествами отличаются участники Госпрограммы переселения?
Цымбал: - Я работаю в системе Федеральной миграционной службы с 1993 года, поэтому помню волну вынужденных переселенцев 90-х годов ХХ века. Она была связана с распадом СССР и обострением межнациональных отношений: люди были просто напуганы всплеском национализма в республиках. Сейчас же переселяются осознанно: это те, кто говорит по-русски, думает по-русски и хочет жить в русскоязычной среде. Участниками Госпрограммы движет ностальгия по великой стране, которой Россия остаётся, стремление обрести психологический комфорт и перспективы для себя и своих детей.
Сорокин: - Ещё я бы выделил экономический аспект. Согласно анкетам, две трети участников имеют образование не ниже техникума, но половина тех, кто имеет высшее, и три четверти со средним специальным образованием работают в стране выезда на рабочих профессиях: нет мест под их образовательный уровень. А в России есть надежда, что удастся продвинуться: это активные, квалифицированные, предприимчивые и трудолюбивые люди, у которых инстинкт выживания более высокий, чем у местных. Можно судить хотя бы по тому, как устроились вынужденные переселенцы: многие из них очень хорошо адаптировались, а один даже стал депутатом Госдумы.
- С какими трудностями чаще всего приходится сталкиваться?
Цымбал: - С участниками Госпрограммы у нас трудностей не возникает: народ к нам едет законопослушный. У самих же переселенцев основные сложности связаны с трудоустройством и особенно с жильём. Туда, куда люди едут, всегда высокие цены на жильё: сейчас в Липецке один квадратный метр стоит шестьдесят тысяч рублей, а чтобы вступить в ипотеку надо иметь большой источник доходов. Было бы неплохо выдавать беспроцентную ссуду, подобную той, какая раньше полагалась вынужденным переселенцам, для них она была очень большим подспорьем. Трудности с жилищным обустройством автоматически влекут за собой сложности с регистрацией: далеко не всякий хозяин согласится зарегистрировать этих людей. Сейчас эти проблемы испытываем не только мы, но и другие регионы, и руководство ФМС об этом знает.
- Официальными территориями вселения в Липецкой области являются города Липецк и Грязи, а также Грязинский и Тербунский районы. Может ли участник Госпрограммы поселиться в другом городе или районе, если у него там проживают родственники или он там найдёт рабочее место?
Сорокин: - Когда мы начинали заниматься программой переселения, то сосредоточили внимание именно на этих территориях, но потом нам разъяснили, что зоной вселения является субъект федерации. Поэтому, если государство не несёт ни копейки расходов, поселиться на территории Липецкой области участник Госпрограммы может где угодно, но в анкете необходимо указать территорию вселения из тех, что уже перечислены. Единственное исключение – Тербунский район, где выплачиваются подъёмные, там надо обязательно прожить не менее двух лет.
Наш собеседник - начальник отдела содействия переселению соотечественников и альтернативной гражданской службы Управления труда и занятости населения Липецкой области Галина НОСАЧЕНКО.
- Мы являемся одним из пилотных или первоочередных регионов, где осуществляется Госпрограмма, - рассказывает Носаченко. - Наша область находится на третьем месте по числу вселившихся к нам соотечественников после Калининградской и Калужской областей, а по числу трудоустроенных участников Госпрограммы и членов их семей мы занимаем первое место.
Изначально Госпрограмма была рассчитана на два основных момента: воспроизводство трудовых ресурсов и улучшение демографической ситуации. Сейчас, когда программа начала реализовываться на практике, эти направления несколько изменились: программа приобрела политические и гуманитарные черты, поэтому мы принимаем всех.
Наша региональная программа разрабатывалась с учётом инвестиционных проектов. Изначально у нас были выбраны три территории вселения – это города Липецк и Грязи, а также Грязинский и Тербунский районы. В Липецке и Грязинском районе находятся федеральные особые экономические зоны, в Тербунском – региональная. То есть это строительство новых предприятий, где будут созданы новые рабочие места, на которые мы расчитывали привлечь высоковалифицированные кадры из числа соотечественников. Когда мы разрабатывали Госпрограмму, то учитывали потребности рынка труда и пропорция была такая: 80 % рабочие специальности и 20% – специалисты с высшим образованием. На сегодняшний день такая тенденция сохраняется, в первую очередь нам нужны станочники, сварщики, слесари.
- Галина Сергеевна, в Калужской области упор был сделан на возрождение села…
- У нас такого нет. Чисто сельскохозяйственный район из территорий вселения – Тербунский, но и там предполагается строительство промышленных предприятий. У нас этот процесс активизируется, к нам уже обращаются руководители хозяйств из Чаплыгинского и Лебедянского районов. Например, сельхозпредприятие «15 лет Октября» в Лебедянском районе предлагает жильё переселенцам, которые согласятся работать на предприятии механизаторами.
- Чаплыгинский и Лебедянский районы не входят в число территорий вселения…
- Наши переселенцы выбирают три территории вселения, но 29 участников программы поселились в других районах области. Мы не можем им запретить это делать: у кого-то родственники или друзья, кому-то понравилась работа.
- В Липецкой области переселенцы могут воспользоваться услугами центра временного размещения…
- Когда разрабатывалась программа переселения соотечественников, Липецкая область решила выделить деньги на строительство центров временного размещения, изначально это предполагалось в Тербунском и Грязинском районах. Но, учитывая интерес переселенцев к Липецку, мы строим такой центр и в нашем городе. В Тербунах он представляет собой три комфортабельных здания, построенных по особой ускоренной технологии модульного строительства. Они оснащены всем необходимым для первичного размещения, каждая семья переселенцев живёт в отдельной благоустроенной квартире, причём платит только за коммунальные услуги, арендная плата с неё не взимается. Срок проживания – от двух месяцев до полугода.
- Есть ли работодатели, готовые предоставить переселенцам жильё?
- Наш Новолипецкий металлургический комбинат предоставляет общежитие, но одиноким, без семьи. Первая приехавшая к нам семья получила служебное жильё в Грязинском районе, где открылся пункт общеврачебной практики.
- Сказался ли кризис на ситуации с вакансиями?
- Да, сказался. В прошлом году у нас было не менее 6,5 тысячи вакансий для переселенцев, сейчас их значительно меньше: если нет инвестирования проектов, значит, их строительство заморожено, нет новых рабочих мест. Это цепочка, которая сказывается на количестве вакансий, которые мы можем сейчас предложить. У нас получается трудоустраивать соотечественников, но не получается всех устраивать на те места, которые были в металлургической, строительной отраслях – там, где был высокий уровень зарплаты.
- Какие сложности чаще всего приходится испытывать?
- Нет на законодательном уровне механизма, который бы обязывал работодателя держать вакансию. Существующие нормативные акты предписывают заключать договоры с работодателем о том, чтобы он ждал переселенца, пока тот не приедет, не подкрепив это никакими дополнительными обязательствами. Например, договариваемся мы с Новолипецким комбинатом трудоустроить переселенца. Естественно, работодатель не будет ждать, пока соотечественник приедет через полгода, для него нужно как можно скорее закрыть вакансию, если в этот период подвернётся соответствующий специалист, его возьмут.
Другая сторона – в анкете можно указать, что угодно, а когда человек приезжает, выясняется, что его квалификация не соответствует требованиям работодателя: нет стажа и документа, подтверждающего квалификационный уровень. Поэтому по возможности надо повысить квалификацию в стране отъезда, если специальность редкая, надо ехать с каким-то определённым уровнем квалификации, хотя возможность переобучиться есть и тут. На практике получается, что большинство переселенцев к нам едет из Казахстана, где в основной своей массе они работали на горнодобывающих предприятиях. В Липецке такой потребности в горняках нет, поэтому придется пройти переобучение.
- Как складывается жизнь переселенцев на новом месте?
- Многие из них приехали сюда здесь обжиться, они видят перспективы, у них высокая мотивация. Они ничего не потеряли, а некоторые с нуля поднялись. Многие трудоустраиваются на несколько рабочих мест, зарабатывают и выживают. Если люди знают себе цену, они и здесь найдут приемлемые для себя рабочие места, у нас такие случаи есть. Так, один переселенец из Казахстана у себя на родине работал в банке, здесь самостоятельно нашёл себе работу в частной фирме, занимающейся производством стройматериалов. Руководитель им очень доволен, а недавно он снова поступил учиться – получает уже третье образование. Другой случай - в конце прошлого года с Украины приехала девушка. Поначалу ей пришлось очень нелегко. Трудно было с жильём, сняла диван у какой-то старушки, та с неё брала большие деньги. Но дивчина оказалась боевая, уезжать не захотела. Я поговорила с руководством «Индезита», она устроилась туда, и сейчас у неё потихоньку налаживается жизнь. Ещё пример - около семидесяти семей уже приобрели собственное жильё.
Но есть и такие, что «ждут у моря погоды», их среди переселенцев меньшинство. Они не спешат трудоустраиваться на предлагаемые им вакансии, предпочитают ходить по инстанциям с жалобами: здесь мало платят, там денег нет, тут съёмное жильё. Таких, извините за грубость, приходится в шею толкать: идите, устраивайтесь! В центре занятости им дают как минимум три направления на работу, а в ответ часто звучит: «Я позвонил, и мне сказали, что меня не возьмут…» Он позвонил… А работодатель на направлении должен указать, почему человеку было отказано в приёме на работу!
- Что можете посоветовать тем, кого заинтересовала Госпрограмма переселения соотечественников?
- Если в данный момент нет средств для переезда, лучше не рисковать, немного подождать. До того как стать участником Госпрограммы следует приехать сюда на разведку, пообщаться с работодателями, показать «товар лицом», осмотреться, поискать работу и прицениться к жилью. Желательно получить гарантийное письмо от работодателя: так, например, часто поступают программисты. Многие из соотечественников, занимающих хорошие должности в странах выбытия, располагают определённым потенциалом, имеют мотивацию к рабочим местам с высоким уровнем зарплаты, они приезжают и трудоустраиваются, не обращаясь в службу занятости, так как нам чаще всего дают вакансии, которые имеют невысокий уровень заработной платы.
Беседовал Александр ДМИТРИЕВСКИЙ
© 2009 Технополис завтра
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.