В окружающем нас политическом пространстве наблюдается весьма интересная картина. Украина — бурлит в своей политической жизни, огоньки разгораются еще в ряде территорий. С осени прошлого года обстановка не только не способствует умиротворению, но и предвещает бурю.
Мы наблюдаем потрясающую партию игры в причудливые политические шахматы на нескольких досках одновременно. Причем за досками сидит как минимум три, а иногда и больше игроков, и все доски связаны друг с другом не очень заметными, но крепкими веревками. Идет игра за влияние в мировом масштабе.
Собственно, игроков за досками лишь несколько:
США — стареющий гегемон, старающийся напоминать всем о своем статусе «сверхигрока», и проявляющий титанические, но все более ритуальные действия для его поддержания.
ЕС — конгломерат противоречий, испытывающий экономические трудности и переживающий политические конфликты, но пытающийся себя позиционировать в качестве дееспособного игрока.
Россия — оправившаяся от шока 90-х, но до конца не создавшая необходимую инфраструктуру давления и вынуждено вытащенная на арену до завершения подготовки к игре (а ведь хотелось досидеть до завершения 1-го этапа перевооружения по ГОП хотя бы в тишине и покое).
Китай - экономический центр сил, активно старающийся нарастить военные мускулы, остро нуждающийся во внешних связях, но не имеющий опыта других игроков в ведении таких шахматных партий.
Попробуем проанализировать, что происходит на некоторых из этих досок:
Украина
Самая активная партия ведется в настоящее время на украинской шахматной доске. Партия, начатая ЕС, с их программой ассоциации, чуть было не погубившая активно готовящуюся партию США, которую готовили к выборам Президента Украины 2015 года и продолжившаяся активным стартом России по Крымскому вопросу.
На текущий момент ситуация примерно такова:
1. США — добились проведения выборов и «победы» своего кандидата — Порошенко. Они вносят толику дестабилизации Европы и России. Они фактически контролируют (в стратегическом плане) работу хунты. Они держат в своих руках контроль за Российско-Европейским газовым транзитом. Непонятная история с тем, оплатила ли Украина хоть часть стоимости газа или нет, возможно вызвана тем, что в Киеве две части хунты — американская и частично зависимая от ЕС - не могут договорится между собой. Порошенко заявляет однозначный отказ от газа, тем самым подрывая энергетическую безопасность ЕС, а Киев вроде как платит 700 с копейками миллионов долларов. Есть вероятность, что это решение принято после давления со стороны ЕС, с большим предложением использовать часть уже выделенного кредита в 1,5 млрд. для оплаты за газ, с угрозой использовать свое влияние в МВФ, чтобы в случае чего Киев больше не получил оттуда ни копейки. Наконец, через руководство Украины предпринимается попытка подорвать стабильность СНГ, с исключением Украины из работы в рамках данного содружества с одновременным ухудшением позиций ЕС, т.к. ассоциация Украины с ЕС, без зоны свободной торговли СНГ, будет менее привлекательно для Европы.
И все это американцы делают за очень скромные деньги.
2. ЕС — сохранили генеральную линию в части включения Украины в ассоциацию с ЕС. Это вызвано, вероятно, неверной оценкой экономического потенциала Украины, с надеждой отыграться в долгосрочной перспективе и с желанием не подрывать более комплексный процесс. Кроме того, еще одна деталь — это видимость привлекательности ЕС, т.е. Украина, стремящаяся к ассоциации, это лишний повод сказать евроскептикам, что союз еще привлекателен.
3. Россия — получив контроль над Крымом, попыталась было осуществить наиболее благоприятный для себя сценарий развития ситуации, а именно, на фоне активных протестов на Юго-востоке организовать и легитимировать политическую силу, объединяющую Юго-восток, для дальнейшей федерализации Украины с постепенным ее вливанием в интеграционные объединения ТС, ЕАЭС, в потенциале ЕАС.
Однако данная стратегия оказалась серьезно подорванной. Фигуры США (в первую очередь) пошли на жесткое обострение ситуации на Донбассе, провокациям в Запорожье, Николаеве, Харькове и Одессе (Мариуполь — это скорее экцесс исполнителя) и фактически разрушили вероятность мягкого сценария. Кроме того, и сами политические элиты Юго-востока длительное время не позволяли нормально организовать единые силы – Новороссию (о создании которой было фактически уже сказано В.В.Путиным). Даже сейчас Царев, Болотов, Пушилин, Губарев не могут полностью сконструировать единый политический механизм Юго-востока. Это делает позицию России более уязвимой, а методы, которые следует предпринять, более жесткими. Кроме того, наши оппоненты из США не поддались на угрозу, продемонстрированную Россией в рамках учений 08.05.2014 г., и даже огрызнулись – учениями стратегической авиации. ЕС и США, кроме того, благодаря НЕслаженности сил Юго-востока, не допустили их международной фиксации в Женеве.
Китай здесь выступает скорее в партнерстве с Россией через позицию в СБ ООН и участие в проектах крымского порта и моста Крым-Тамань.
В результате, судя по всему, Россией выбран несколько иной подход к проблеме – работать через ползучую сепаратизацию регионов в трехфазном плане.
1 фаза – добиться укрепления ДНР и ЛНР, распространить протест на соседние области (далеко не все спокойно в Харькове, Днепропетровске, на юге Запорожья, Одессе и Николаеве), а в перспективе добиться деюридизации Киева во всех регионах Новороссии.
2 фаза – за лето 2014 г. окончательно структурировать Новороссию и дождаться экономического коллапса Украины (дефолт + гиперинфляция необеспеченной гривны, которую сейчас печатают тоннами, секвестирование бюджета и т.д.) с возникновением протеста в Галиции и Малороссии.
3 фаза – переформатирование Украины с ее федерализацией, и в следующие годы постепенной интеграцией в ТС и ЕАЭС после октябрьской/ноябрьской революции.
Этот путь тернист, но шанс на его реализацию есть.
Сирия
Это место традиционного приложения сил игроков.
Россия добилась стратегического преимущества на предыдущем этапе – было осуществлено: устранение фактора химического оружия, способного стать причиной прямого вмешательства США и ЕС в дела Сирии, организацию президентских выборов, способных укрепить легитимацию Б.Асада как главы Сирии.
Однако начинается очередной этап противостояния. На фоне завершения ликвидации химического оружия (тема почти закрыта) и выборов, которые ни США, ни ЕС не признают, США усиливает поддержку вооруженной оппозиции через поставку оборудования, тренировку оппозиционных формирований и информационную поддержку через СМИ.
Собственно США сейчас занимают выжидательную позицию, надеясь, что Россия прямо вмешается в события в ДНР и ЛНР (вводом войск), что позволит США заявить о возникновении прецедента и, собственно, симметрично попытаться принять участие в действиях оппозиции в Сирии (воздушная и морская составляющие).
Примечание Владимира Зыкова. Да, это похоже на правду. Но, предвидя радостные крики моих оппонентов в ЖЖ, типа "я же говорил, что вводить войска никак низзя", процитирую: "США усиливает поддержку вооруженной оппозиции через поставку оборудования, тренировку оппозиционных формирований и информационную поддержку через СМИ". То бишь, США активно помогает в Сирии, а вот со стороны России Донбассу эта помощь пока в зачаточном состоянии, даже добровольцам из России, по слухам, почему-то "настоятельно рекомендуют" не ехать в Донбасс. Я уж не говорю о российских СМИ...
ЕС в данном случае скорее выступает на «подпевке» США, без возможностей собственной игры.
Китай играет в большей степени международно-политически.
Молдавия
Молдавия является еще одним местом приложения сил со стороны трех игроков – России, США и ЕС.
ЕС пытается втянуть Молдавию в евроассоциацию, используя в т.ч. и связи Румынии, и наличествующее проевропейское большинство в парламенте.
США выступает скорее внешним наблюдателем, с собственными целями, но без активных средств к реализации.
Россия предпринимает попытки использовать карту Приднестровья (визит Рогозина и сотни тысяч подписей о присоединении к России), а также возможный результат грядущих выборов, на котором победят коммунисты, заявляющие о близости к идее ТС.
Центральной стратегией со стороны ЕС — является обеспечение подписания соглашения о евроассоциации с Молдавией 27 июня 2014 г. Вероятно, в целях этого в Черное Море пошли уже два европейских корабля – фрегат Surcouf и разведывательный корабль Dupuy de Lome, которые, собственно, топчутся у побережья Румынии и, вероятно, нацелены на разведку Бурджака и Молдавии.
Россия в данном случае нацелена на сдерживание евроассоциации. Вероятнее всего, факторами торга может стать угроза окончательного решения Приднестровского вопроса (угроза присоединения Приднестровья к России), сепаратизация Гагаузии и Бельц, а также угроза массовых протестов пророссийски и прокоммунистически настроенного актива Молдавии. Цель России - дождаться осенних выборов в парламент, обеспечить победу коммунистам и открыть дорогу к присоединению Молдавии к ТС и ЕАЭС.
Весь вопрос в том, как далеко готова шагнуть молдавская еврокоалиция.
Закавказье
Собственно, стратегия вырисовывается вокруг всех трех кавказских государств – Армении, Грузии и Азербайджана.
В Армении предполагается осуществить подписание договора по вступлению этой страны в ТС и ЕАЭС до 1 июля 2014 года, что будет означать срыв возможных планов ЕС и США по данному вопросу. В то же время, очевидно, что ЕС (в первую очередь) постарается активизировать внутренние силы для срыва подписания данного документа.
В Азербайджане произошел достаточно серьезный пересмотр позиций, и, от шагания в стройном ряду друзей Америки, Алиев начал занимать более сдержанную позицию, позволяющую обеспечить безопасность Азербайджана от Ирана (в котором есть позиции по созданию единого Азербайджана под иранским флагом), получить вооружение от России и т.д. Азербайджан скорее находится в состоянии колебания, а не стратегического союза с кем-либо из игроков, однако эта позиция в настоящее время практически всех устраивает.
Самый интересный аспект – Грузия.
В ней есть интересы и России, и США, и ЕС, в то же время активно играет сольную партию и Турция с ее видами на Аджарию.
Основной стратегией США в данной стране является отдаление Грузии от России, что с уходом Саакашвили стало делать труднее, с другой стороны, США не заинтересованы в выходе ЕС на Кавказ и возможности через Грузию начать энергетический диалог с Ираном. В этом случае США будет сложнее подорвать энергетическую стабильность ЕС, которая является одной из ключевых позиций глобальной игры в следующем (за текущим) раунде игры.
Позиция России весьма интересна. У нас мало точек влияния на Грузию, но совершенно точно у нас нет желания присутствия там европейцев.
Россия предпринимает вполне осязаемые усилия для косвенного влияния на Грузию. В частности, используется фактор Абхазии.
Полагаем, что произошедшие на прошлой неделе странные события, связанные с попыткой штурма резиденции пророссийского президента Абхазии оппозицией, требующей еще более пророссийской позиции, является элементом игры. Фактически засвечивается идея о том, что Абхазия хочет быть с Россией, причем вплоть до объединения (по Крымскому сценарию).
Не удивлюсь если кулуарно идут переговоры между Москвой и Тбилиси о том, что Россия согласится на сохранение текущего статуса Абхазии, а значит и надежд на ее возвращение к Грузии через некоторое время в обмен на прекращение евроинтеграции. В противном случае, Абхазия в составе России – это утрата перспектив там Грузией навсегда. (Южная Осетия, присоединение которой было бы еще боле простым, имеет меньшую по сравнению с Абхазией ценность в части в первую очередь экономической и транспортной привлекательности).
Примечание Владимира Зыкова. Автор упустил один момент в позиции России: общая граница с Арменией, которая не появится, даже если и Абхазия, и ЮО войдут в состав России. Для этого вся Грузия должна быть дружественной страной.
Прибалтика, а особенно Латвия и Эстония, являются скорее ареной будущего сражения, чем нынешнего.
Наличие большого количества русскоязычных в этих странах (около 25-29 % от населения), а с учетом неразглашаемых результатов переписи населения и европейского выбора ногами многих представителей титульной нации как бы не все 50 %, создают существенную проблему этим государствам.
Россия пока не активизировала этот фронт, однако он уже понятен и ЕС, и США.
ЕС и США осуществляют переброску сил и средств НАТО в Прибалтику и громогласно заявляют, что уж ее-то они точно от кого-нибудь защитят.
Параллельно руководство прибалтийских республик пытается стравить давление в клапане недовольства русскоязычных и сбавляет уровень языкового и национального давления. Тут и большая свобода русскоязычным СМИ, и возможность выбора языка у сотовых операторов, и даже возможность занятия государственного поста лицами, для которых русский язык является основным. Но поживем – увидим. По крайней мере испугались прибалтийские власти очень серьезно.
Египет
Эта страна является скорее ареной прошлых битв, однако не стоит сбрасывать со счетов и наших противников из ЕС и США.
Генерал Ас-Сиси, позиционирующий себя как друг России, побеждает на выборах президента уже в первом туре.
Полагаем, что военные поставки, зерно и ряд других товаров в обмене между Россией и Египтом могут закрепить успех двухсторонних связей. Однако Ливия с одной стороны и неутихающий пожар Сирии с другой, не позволяют почивать на лаврах, а прикормленная США и ЕС оппозиция и гражданское общество могут попытаться воткнуть нож в спину Египта.
Будем надеяться, что игра на этой доске пока что идет со стратегическим преимуществом России, в надежде на скорое завершение партии победой.
Арктика
Арктика является местом сосредоточения интересов многих государств, однако игра здесь ведется в долгую и с очень значительными интересами зависимых третьих стран – Канады, Норвегии, Дании. Собственно арктические интересы, например, заставляют Канаду втягиваться в украинские дела (опираясь на украинскую диаспору в Канаде). Пытаясь играть там, Канада на самом деле играет в Арктике.
В следующем году предполагается начало процедур раздела арктического шельфа – и Россия, и Канада (а может быть и кто-то еще) могут предпринять попытку расширения границ шельфа.
На фоне этого обострились действия Гринпис, работающего под американским прикрытием против нефтедобычи в Арктике (напомню, что на прошлой неделе ряд активистов Гринпис были задержаны в Норвегии при попытке блокирования нефтедобывающей платформы).
Россия при этом начала добычу на платформе «Приразломная», зарегистрировала новый сорт нефти и активизирует работу по восстановлению оборонительного потенциала Арктики – военные городки, аэродром подскока, наращивание атомного ледокольного флота, высадка десанта на Борнео и т.д.
Игра идет, но в активную фазу она перейдет, вероятно, осенью этого года.
Экваториальная Африка
Наконец, еще одной доской является Экваториальная Африка, где уже более чем год ЕС и США выдавливают Китай из зоны его стратегических интересов.
Конфликты в Мали, ЦАР, Чад, и вот теперь в Нигерии серьезно бьют по позициям Китая и укрепляют роль ЕС и США в экономике африканских стран.
Китай же пока не может существенно заявить о своих приоритетах, и предпочитает играть в долгую партию, в надежде на ослабление противников и усиление себя.
Россия в данных странах может использовать лишь старые связи МИД и СВР, а также частичные коммерческие интересы, но не настолько сильные, чтобы действовать в собственном интересе.
Юго-Восточная Азия
Очередная доска открытая уже давно, но получившая дополнительный стимул именно сейчас.
Здесь конфликты навешаны один на другой – Китай тут конфликтует с Японией, Южной Кореей, Тайванем, Филиппинами, Вьетнамом и т.д. по целому ряду островных территорий, шельфу и, конечно же, по доминированию в регионе.
США пытается удержать проснувшегося дракона в рамках региональной позиции, поскольку укрепление Китая в ЮВА станет основанием для прыжка Китая в ранг сверхдержав, что для США нежелательно, т.к. окончательно хоронит позиции США как единственной сверхдержавы, по их мнению (Россию они позиционируют как региональную державу, Китай еще слабее, а ЕС воспринимают как конгломерат государств и, пользуясь такой рыхлостью данного образования, успешно его расшатывают, используя марионеток из Великобритании и Франции, а также влияние в Германии).
Предыдущая фаза активности, связанная с антикитайскими волнениями во Вьетнаме (вероятно, инспирированная США), привела к необходимости эвакуации китайских граждан из Вьетнама, и была, вероятно, направлена на срыв договоров России и Китая в надежде, что Россия не займет прокитайскую позицию, а Китай обидится и сорвет переговоры. К счастью, американская ставка не сыграла, В.В. Путин смог сохранить нейтральный тон и по отношению с Китаем, и с Вьетнамом (где много наших интересов, от порта обеспечения в Камрани, которую мы хотим использовать, до нефти Вьетнама, которую добывает Россия) и при этом подписать все важнейшие договоры, включая большой договор по газу.
На этом театре ЕС и Россия пока что играют вторые роли, а сама игра находится в стадии активного продолжения, правда тут играют, учитывая региональную специфику, вероятно, уже не в шахматы а в го.
Так видится текущее состояние мировой политической игры за господство, очередная серия операция III Мировой Войны. Россия на данном этапе играет активную, но консервативную партию, сосредотачиваясь и готовясь активизироваться после окончания первого подготовительного этапа на горизонте планирования 2016-2017 гг.
Примечание Владимира Зыкова. В статье упущена Средняя Азия, нынешние горячие точки Афганистан и Пакистан, и вероятные будущие - Ферганская долина, Казахстан...
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.