Нужно сказать, что Меркель при слове санкции уже испытывает некие желудочные колики. Таким образом, Меркель планирует говорить с Обамой не по теме усиления санкций, а возможно как раз наоборот. Как стало известно, Меркель предложит Обаме иной подход к проблеме по имени Путин. Основания для этого есть, и весьма большие, весомые.
Совершенно понятно, что с Путиным сделать ничего не удается. За все годы, пока Обама был у власти в США, он ни разу не выиграл ни одного сета, и постоянно терял на своей же подаче. Путин крепко держится в седле, и народ его всегда поддерживает. Кроме того, Путину практически без слов удалось согнуть в дугу теперь уже бывшего американского посла Макфола, который был не просто какой-то ученый-политолог, но в первую очередь одержимый идеолог-русофоб. Около двух лет потребовалось Белому дому, чтобы понять, что плетью обуха не перешибить, хотя, казалось бы, тут всё было на поверхности. Ещё до прибытия и даже до утверждения в США Макфола на должность посла в России, мы разместили статью под названием «Майкл Макфол. Крушение до взлета». Как видите, мы ещё тогда понимали, чем это все закончится. Теперь - точно такой же прогноз по санкциям США и ЕС.
Обладая определенным женским чутьем, Меркель тоже «доехала» до мысли о тщетности санкций. Можно сказать, что Меркель должна была бы привезти кнопку «Перезагрузка» американскому президенту, имея в виду необходимость перезагрузки отношений Россия–США. Сам президент Обама тоже чувствует, что время для этой перезагрузки настало, но у него не хватает решимости вынести это в информационное поле. Для этого и был придуман тактический ход: Меркель приезжает, совещается с Обамой, и как продукт этих совещаний появляется некая новая программа «Доброй воли Запада». Здесь Обама страхуется от американских политических деятелей-республиканцев, которые за уступки Путину станут драть Обаму, как волки овцу. Если же решение принято вместе с ЕС, то как минимум половина критики уйдет на Европу. Может быть, это прозвучит странно, но от визита Меркель в Вашингтон нужно ждать потепления в отношениях с Россией. Вернее, у Обамы появится такой шанс.
Очень часто в СМИ говорят, что США ничего не теряют от санкций против России, это глубочайшее заблуждение. Когда основанием для анализа служит лишь сумма товарооборота в $50 млрд, а, дескать, у Европы более $400, то это совсем не значит, что США готовы рискнуть даже этими 50 миллиардами. Париж, вон, за 2 миллиарда готов выслушивать нотации от Путина до бесконечности. Пока говорится о «неучастии» в санкциях французской стороны до осени, пока не произойдет сдача Мистраля, а что будет, если Путин закажет еще два? Опять ждать санкций два года? В общем, Путин хорошо понимает, как нужно строить отношения внутри ЕС, разбивая «монолитное единство» в позициях стран ЕС.
Западные журналисты с некоторой досадой говорят о полной поддержке россиянами позиции Путина. Никто так и не смог перевоспитать русских. Стотысячная демонстрация на Красной площади, посвященная Первомаю, ясно показывает – русских перевоспитать не удалось.
Потери американской администрации оказались и далеко за пределами российско-американских отношений. Вспомните Иран и Сирию. Там свои позиции Россия консолидировала с интересами народов этих двух государств. Сейчас, может быть, всё это уже и не на слуху, но только потому, что когда-то Путин подпер ногой дверь, через которую в эти страны должны были бы хлынуть войной войска НАТО, Путин перешёл дорогу Обаме и даже не извинился. Что же касается Сноудена, то тут всё ещё хуже.
В результате Обама понимает, что осень будет настоящим кошмаром для США. Сейчас, пытаясь выровнять отношения с Россий, Обама возможно впервые постарается заглянуть чуть дальше собственного носа, и это не его собственное прозрение. Такой совет дает Обаме старый лис Роберт Гейтс, если кто-то забыл, то это ученик Збигнева Бжезинского, тот, кто вместе с Бжезинским затягивал СССР в войну в Афганистане. Теперь он возглавляет некую аналитическую конторку, которая разрабатывает некие тактические шаги для США, которые должны были бы серьёзно ухудшить экономическое положение России. Если Обама пропустит этот момент сейчас, то уже, относительно говоря, завтра всё станет кровавым кошмаром и крушением политики США. Вообще-то, некие такие инициативы - это прерогатива Госдепа, но, как известно, нынешний Госдеп не годится вообще ни на что. Вместо тонкой политической игры, очень часто Госдеп рассчитывает на Пентагон, но это явно не выбор Обамы.
Вспомните, сколько раз было заявлено, что Иран будет подвергнут военной экзекуции, но Обама не решился на военную кампанию, несмотря на то, что Израилю было обещано, что Иран будет атакован после некого преодоления красной черты. Однако ничего так и не произошло. Теперь уже даже Израиль понял всю тщету надежд на Обаму. Не нужно думать, что Обама где-то завис над облаками и там парит, не имея возможности вознестись, но и не падая. Это совершенно не так. По мнению американцев, Обама утерял инициативу, об этом же говорит и заклятый друг Владимира Путина, Джон МакКейн. Во всяком случае, он всегда называет российского президента «друг Влад». Так вот, чтобы снова взобраться на политический Олимп, Обаме нужна инициатива, он видит её в уступках Путину, как невозможность противопоставить России настоящие серьёзные санкции. Всё дело в том, что тогда он потеряет поддержку своих самых близких союзников в Европе, а это уже провал не только в России, но и в Европе.