Падение украинского правительства и его прозападная замена — это поражение для Российской Федерации. После распада СССР Россия вынуждена была принять то, что бывшие восточноевропейские государства-сателлиты будут поглощены западными странами. Москва настаивает на обещании о том, что бывшие советские республики будут находиться в положении буферной зоны, но при этом поглощены не будут.
Вашингтон и его союзники оспаривают сам факт таких обещаний.
Как бы там ни было, это обещание потеряло смысл, когда в НАТО и ЕС были приняты прибалтийские государства. Как результат — граница с НАТО, которая раньше была в тысяче миль от Санкт-Петербурга, теперь пролегла на расстоянии менее ста.
В качестве буферной зоны остались Беларусь и Украина. Украина располагается примерно в трехстах милях от Москвы. Если Беларусь и Украина вступят в НАТО, то Смоленск, находящийся в самом сердце СССР, станет пограничным городом.
Россия в течение всей своей истории стремилась защитить центр страны, передвигая свою границы далеко на запад, а эта даль отпугивала врагов или, как в случае с Наполеоном и Гитлером, уничтожала их. Потеря Украины в качестве буферной зоны сделает Россию зависимой от намерений Европы и США.
Многие на западе отвергают опасения России, называя их странными, ведь никто не хочет нападать на Россию, да никто и не способен. Данная точка зрения видится правильной, но она сильно упрощена. Намерения в плане оценки угрозы имеют слабое значение. Намерения часто меняются. И возможности тоже.
Действия США в ПМВ и Германии в 30-е года наглядно показывают, как быстро могут изменяться и угрозы, и возможности.
В 1932 году экономика и военная промышленность Германии лежали в руинах. К 1938 году она стала ведущей европейской державой. В 1941 Германия была у Москвы.
В 1916 году президент Вильсон проводил антивоенную кампанию в США, у которых почти не было армии. В 1917 году в Европе десантировалось больше миллиона солдат США.
Россия не зря настраивает себя на подобный лад. Если она потеряет Беларусь или Украину, то потеряет свою стратегическую гибкость, которая подразумевает защиту центральной России.
Если у запада нет враждебных намерений, то зачем ему так рьяно поддерживать смену режима на Украине? Возможно, дело здесь в настоящей верности идеалам демократии, но Россия допускает и другие мотивы.
Примечание Владимира Зыкова. Популярные статьи известного аналитического агентства зачастую представляют собой чудовищный коктейль из серьёзной аналитики и оголтелой пропаганды :) В отличие от их платных, не подлежащих публикации, исследований. Надеюсь, читатели сами отличат зёрна от плевел, комментировать их заскоки не буду :)
Кроме собственно вторжения, которое сейчас не очень актуально, Россию беспокоят последствия присоединения и гипотетические последствия для российских регионов. В 90-е в России действовало несколько сепаратистских движений. В Чечне разгорелся конфликт, а финал нам хорошо известен. Но толкования о выходе из России велись и на северо-западе страны, в Карелии, а еще на Дальнем Востоке.
Происходящее при Ельцине стало невозможным при Путине. Стратегия Путина — медленно, но перманентно усилить Россию, причём делать это так, чтобы небольшое усиление выглядело очень значительным. Россия не могла действовать оборонительно — вокруг находились слишком значительные силы. Путин должен был расхваливать силу России, что он и делал. Используя экспорт энергоресурсов, слабость ЕС и отвлечённость Америки на Ближний Восток, он создал видимость роста российской мощи. Путин прекратил сепаратистские толки в РФ. Он создавал в Беларуси и Украине режимы, которые действовали в нужных для России внешнеполитических границах. Россия пошла дальше — её власть распространилась на Ближний Восток, в Сирию, где США, очевидно, вынуждены были отступить.
Неясно, что случилось в Киеве. Конечно, среди революционеров были и такие, кого финансировали из Америки и Европы. Не важно, эти ли революционеры свергли Януковича или были частью большего движения. Факт, что Янукович отказался подписывать соглашение, приблизившее бы Украину к ЕС. После этого начались протесты и к власти пришло открыто прозападное правительство.
Русские не могут этого допустить. Это сформирует новые геополитические реалии, а кроме того, создаст в России впечатление, что Путин слабее, чем казался, подрывая стабильность и провоцируя распад. Потому русские отреагируют. Вопрос — как?
Первый шаг — оформление реальности. Крым — российская сфера влияния, а военные, которых Москва по соглашениям имела на полуострове, могли взять его под контроль в любой момент. То, что Севастополь является ключевой российской военно-морской базой в Чёрном и Средиземном морях, не имеет значения. Деятельность этой базы велась по соглашению. Интервенция в Крым проходила почти без риска. Результат: на западе Россия выглядит агрессором, внутри страны — победителем. Именно этот образ хотела устроить Москва с целью компенсирования поражения на Украине.
Теперь перед страной стоят несколько возможностей.
Россия может ничего не предпринимать. Правительство в Киеве находится в шатком положении. Со временем влияние России, деньги и теневая работа могут восстановить нейтралитет в стране. Именно так вела себя Россия после революции 2004 года. Для этого потребуется терпение, в то время как российское общество ждёт решительных действий. В то же время потеря Украиной Крыма ослабит пророссийский электорат.
Примечание Владимира Зыкова. Это к тому, что если Украина не развалится, и будут очередные выборы, то теперь за пророссийских кандидатов будет чуть ли не на два миллиона голосов меньше: Крым голосовать не будет. И чем больше областей будет отделяться от Украины (если будет), тем хуже будет оставшимся пророссийским избирателям.
Россия может вторгнуться в Украину. Но, во-первых, Украина достаточно велика и захватить её будет непросто. Во-вторых, России не нужен бардак на своих границах, а он может начаться, тем более, что часть Украины настроена прозападно. Кроме того, необходимо занять всю страну, чтобы вторжение имело какое-то геополитическое значение, а это создаст открытую границу с НАТО и ЕС. Также вывод восточных украинцев может создать эффективное прозападное правительство.
Примечание Владимира Зыкова. То, что может начаться бардак, несомненно, как несомненно и то, что США будут активно помогать этому. Стратфор предпочитает не говорить об этом, но как бы намекает :) Тут и без того достаточно бандеровцев с оружием, так что в случае вторжения придётся доделывать то, что не доделал Сталин, пожалев недобитков. Под истеричный визг всей мировой прессы о геноциде фашистов. Нужна ли России Украина такой ценой? Вряд ли, хотя все геостратегические расклады мне неизвестны.
В-третьих, Россия может действовать вдоль своей периферии. В 2008 году Россия заявила о своей мощи, вторгнувшись в Грузию. Это изменило расчеты в Киеве и других столицах в регионе, напомнив им о двух вещах. Во-первых, российская армия сильна — и она прямо здесь. Во-вторых, европейцы слабы, а американцы далеко. Есть три основных точки, где русские могут применить давление: кавказские государства, Молдавия и Прибалтика. Используя крупное русское меньшинство в границах стран НАТО, русские могут спровоцировать там беспорядки, продемонстрировав границы мощи НАТО.
Россия может стимулировать страны Восточной и Центральной Европы. Эти страны уже начали осознавать, что, возможно, следует перестать ориентироваться на Запад. Европейский экономический кризис сегодня сильно влияет на военно-политические отношения. Сокращение затрат на военный сектор практически устраняет возможность военных действий. Русские проводят политику торгового империализма, например, на юге Польши, вступая в деловые связи, которые увеличивают их влияние и решают многие экономические проблемы. У России есть достаточно финансовых резервов, чтобы нейтрализовать центрально-европейские страны.
И, наконец, Россия может усилить давление на США, спровоцировав проблемы в горячих регионах. Например, Иран. В течение последних недель русские предложили иранцам построить два новых реактора. Такая поддержка может побудить Иран прекратить переговоры с США. США вложили много усилий и политических рычагов в отношения с Ираном. Россия в состоянии навредить Штатам, особенно потому что иранцы ищут посредника для переговоров с США.
Ещё более невероятным вариантом является поддержка слабеющего режима в Венесуэле.
Вероятнее всего, стратегия России будет иметь в себе сочетание всего перечисленного: давление на Украину и ограниченное вмешательство, провоцирование беспорядков в Прибалтике, где проживает много русских, а также в Молдавии и на Кавказе, Россия попытается не дать объединиться Восточной Европе. Одновременно с этим России, видимо, будет пытаться вмешаться в чувствительных для США регионах.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.