Десантная операция “генерала мороза” в районе Великих Американских озер не является чем-то исключительным. Нечто подобное, за не полные 200 лет, север США видел несколько раз. Ниагарский водопад полностью замерзал в 1848, 1912 и 1932г. На экономику США эти природные явления особо не влияли.
Если 1948 и 1932г это годы тяжелых экономических кризисов, то 1912г - наоборот, год экономического подъёма 1910-1913г. Соответственно, важно не климатическое явление само по себе, а его наложение на действительную экономическую ситуацию. Вот над этим действительным положением физической экономики США в 2014г начнут сгущаться мрачные тучи.
Прошедший 2013г стал годом окончания “ложной весны”, начавшейся примерно в 2009г. Все положительные для физической экономки США процессы и явления, умело взращенные или наоборот состряпанные на скорую руку, в течении 2013г себя исчерпали. Первой и возможно самой сильной потерей для администрации Белого Дома было полное исчерпание стимулирующего воздействия программ “количественного смягчения денежной политики”. Дальнейшая печать триллионов зеленых бумажек чревата прорывом гиперинфляции на потребительские рынки. С другой стороны, этот прорыв неизбежен и является лишь вопросом времени. За прорывом льда Ниагарского водопада неизбежно последует наводнение. Принимая во внимание, что на смену харизматичным и знаковым фигурам А. Гринспена и Б. Бернанке на пост главы ФРС приходит никому неизвестная “мутная 67 летняя тётка” Джанет Йеллен, то дело явно пахнет “стрелочником”. Данное подозрение усиливает тот факт, что в 2013г ФРС США стала главным покупателем долговых обязательств Белого Дома.
Такое буйство ничем неограниченной радости не может продолжаться вечно. Политика “количественного смягчения” пересекла свою точку невозврата. Вода закончилась, и в пожарные гидранты пустили керосин. Это однозначный конец “рейгономики”. Все механизмы кредитной и эмиссионной накачки спроса в долларовой зоне исчерпаны. Далее все как в песне – “Мы знаем, что есть только два пути: Джа Растафара или Война.”
Вторым по неприятности для США событием 2013г стала утрата роли крупнейшей экономики мира. Если в январе 2013 только агентство Блумберг издало мышиный писк про утрату США позиции крупнейшей торговой державы, то в конце 2013г эта новость обошла все новостные ленты.
За вычетом из товарооборота откровенно странных “услуг”, дела для США будут выглядеть кране печально. Никакой “экономики знаний” не состоялось. Корабль мечты разбился о быт. Китаец, собирающий айфоны, куда полезнее американца, играющего на тотализаторе биржи. Терпенье и труд все перетрут. На этом фоне идея, что при меньшем населении и меньшем товарообороте, экономика США может оставаться крупнейшей в мире - чистая уфология. Наподобие той, что источают ВШЭ и РЭШ. Впервые США получают такой чувствительный удар по своему “имиджу” пупа земли. Отсюда понятно и совершенно истерическое заявление лауреата Нобелевской премии Мира, надежды всего демократического человечества, первого чернокожего президента свободного мира Барака Обамы об американской “исключительности”. Ранее к фашизму в моменты кризисов обращалась только Европа. Видимо, европейские “ценности” действительно шагают по планете.
Третей негативной тенденцией в 2013г стало прохождение пика отдачи от сланцевой революции. Цены на сланцевый газ, задев дно, перешли на монотонный рост. Несмотря на официальный запрет экспорта сырой нефти из США, и на фактический запрет экспорта природного газа, все положительные эффекты от пакета законов Дика Чейни (выведения гироразрыва из-под действия закона о защите водных ресурсов), первых удачных IPO сланцевых компаний и проведенной за счет правительства тотальной разведки недр себя исчерпали. Самые удачные месторождения уже поделены, деньги от IPO проедены, все оборудование, хранившееся на складах, уже пущено в дело. Впереди только экологические проблемы и быстро падающая отдача сланцевых скважин.
Примечание Владимира Зыкова. Для перевода в привычные нам доллары за 1000 кубометров, умножайте примерно на 36. С учётом того, что теплотворная способность сланцевого газа, как правило, ниже из-за большего количества примесей, то по факту цена получается ещё выше.
В целом экспорт СПГ из США в Европу явление совершенно фантастическое. Возможное только в исключительной ситуации полного провала программы Белого Дома по реиндустриализации экономики. Поскольку только предельно низкие внутренние цены на электроэнергию и газ могут выступать в роли движущей силы этой программы.
Ресурс роста потребительской активности населения через кредитное повышение спроса (и нагрузки на одного потребителя) израсходован в холодную войну.
Ресурс выноса энергоемких производств в страны третьего мира и Китай израсходован еще при Никсоне для тех же целей.
Ресурс включения Китая в технологическую зону США израсходован в 1980е, 1990е и 2000е.
ФРС фактический банкрот. Правда был еще один ресурс, но об этом позже.
Вторым препятствием для экспорта природного газа из США является его низкий EROEI (Energy Return On Energy Invested). Коэффициент возврата энергии. У сланцевого газа он самый низкий из всех промышленно значимых видов энергии. Причем находится он на том уровне, ниже которого неизбежна деградация инфраструктуры. У сланцевого газа EROEI где-то в районе 5, возможно 10, а у обычного природного газа около 25. При этом сланцевый газ гораздо ниже по качеству. Он на единицу объема отдает меньше энергии. В нем много примесей, очищать которые очень дорого. Его даже нерентабельно закачивать в магистральные трубопроводы.
Рынок сланцевого газа - это локальные потребители. Сжижать сланцевый газ для экспорта чистое безумие. Это означает что, несмотря на все успехи сланцевой революции, на экспорт может быть отправлен только природный газ из обычных месторождений. Что является чистым безумием, поскольку обычный природный газ имеет в разы больший EROEI. Если начать его экспорт, то это неизбежно снизит общий EROEI США. Энергетическую эффективность экономики. Действие это совершенно невозможное без начала процессов внутреннего распада. Отсюда понятно, почему японский премьер-министр, просивший у США СПГ (сжиженный природный газ) был послан в грубой форме, а энергетический экспорт из США в Европу ограничен исключительно природным углем. Эта тенденция неизбежно сохранится и в 2014г.
Пятая негативная тенденция сформировалась именно в 2013. Заложено это событие было очень давно. В момент подписания договора CНВ-1, но подобно знаменитому кольцу всевластия ждало своего часа. Как любое событие, заложенное в другой исторической реальности, оно совершенно вне политической воли и управленческих возможностей современного руководства США. Как говорится, экономика США издала очень нехороший звук в самых своих глубинах.
Произойди это событие одно, можно было бы паниковать и принимать управленческие решения в духе Адольфа Алоизовича, но оно произошло не одно. В декабре 2013г окончилась программа ВОУ-НОУ. Договор о поставках оружейного урана СССР в виде обедненного (разбавленного до 5%) урана на американские АЭС. Всего эта программа предусматривала поставку 500 тонн оружейного урана за 20 лет с 1993г по 2013. Несмотря на все дипломатические усилия США, эта программа продлена не была. К В.В. Путину относиться можно, конечно, по-разному, но свои бесплатные обеды в кремлевской столовой он точно отработал. Процесс разграбления экономического наследия СССР завершился. В целом программа ВОУ-НОУ обеспечивала примерно 50% от потребностей 104 американских реакторов, которые в свою очередь обеспечивали примерно 20% вырабатываемой в США электроэнергии. Из этого следует, что Россия практически на безвозмездной основе обеспечивала 10% энергопотребления США на протяжении 20 лет. Или два полных года.
Любой паразитизм неизбежно ведет к деградации паразита. Будь это дотационный на 90% Кавказ или сидящие на советской урановой игле США. В живой природе только у паразитов эволюция обращается вспять. Они всегда проще своих исходных форм. Так и у США, пока они внутривенно потребляли советский оружейный уран, единственный завод по обогащению урана не вписался в рынок. Причем истинная проблема даже не в этом. Даже не в ошибочном решение в далеких 1940х, когда в США сделали ставку в очень дорогую с точки зрения EROEI газодиффузную технологию обогащения урана и более с этого пути не сворачивали. Не в том, что СССР в 1970е позволил США (на пике нефтяного кризиса) не строить новые обогатительные заводы, остановив рост числа боеголовок, и даже не в тихой деградации американских обогатительных мощностей в 1990 и 2000е. Проблема много глубже. На сегодня перед США стоит вопрос совершения рывка, подобного тому, что совершил СССР в 1950е и 1960е, обойдя США в разы по мощности обогатительных заводов и на порядок по EROEI процесса обогащения урана. На это накладывается задача проектирования и создания реакторов на быстрых нейтронах, подобных советско-российским БН-600 и БН-800. Это неизбежно, поскольку природный уран с высоким EROEI добычи на исходе.
Только это еще не все. Советский оружейный уран оказался чистым ядом для физической экономики США. Как героин для наркомана. Советский оружейный уран был выработан в советской технологической зоне. В те времена, когда мир был поделен на две системы разделения труда (на самом деле термин система объединения труда намного более точный). Уран извлекали из земли советские шахтеры, везли советские вагонетки, советские грузовики и советские железнодорожные вагоны по советским рельсам. Обогащали этот уран на советских центрифугах, которые крутили советские ГЭС. Доля энергозатрат на этот уран в технологической зоне США (и глобальной на сегодня) близка к абсолютному нулю. Благодоря этому, советский оружейный уран, поставляемый 20 лет на американские АЭС, имеет физически недостижимый в современной экономике EROEI. Ни сейчас, ни в обозримом будущем. Это была прямая доставка героина к центрам удовольствия. И она закончилась.
Уран, поставленный по программе ВОУ-НОУ, это примерно 10% от всей электроэнергии США и источник запредельного EROEI для всей физической экономики. Поскольку эта программа окончена, то негативный сдвиг EROEI для экономики США обеспечен. Если на это наложить странные идеи экспорта обычного природного газа и внутреннего потребления сланцевого (с предельно низким EROEI), то удар по физической экономике может оказаться критическим. Главный голубь мира по имени Пентагон уже готовится сидеть в гнезде.
Шестая проблема вытекает из пятой и из теории технологических зон Олега Григорьева. В 2013г окончательно проедено наследие советской технологической зоны. Причем проедено не США, а именно всей технологической зоной во глове с США. Китаю больше негде брать за бесценок чертежи и технологии для разработки истребителей и авианосцев. бСССР превратился в технологическую пустыню. В России в 2013г упали объемы железнодорожных перевозок и объемы потребляемой электроэнергии (правда, это в значительной степени связанно с аномально теплыми зимами). Украина - физический банкрот без 15 миллиардов Российского кредита. В бывших странах СЭВ промышленность просто аннигилирована. Сохранилась она только в Чехии, за счет физического включения в Германскую. По польским верфям, породившим “Солидарность” и Леха Валенсу, гуляет перекати поле. В 2014г единственную мировую технологическую зону впервые ждет взрослая жизнь. Наследство СССР проедено.
Седьмая негативная тенденция в экономике США вытекает из экономического курса администрации Белого дома, прохождения пика нефтедобычи с учетом EROEI, падения EROEI нефти на большинстве месторождений и структуры нефтяного потока, потребляемого США. Очевидно, что с точки зрения EROEI, нефтяные пески Канады и тяжелая нефть Венесуэлы - это далеко не фонтанирующая нефть Техаса золотой поры. Нефть с EROEI ~50 эпохи холодной войны на сегодня несбыточная мечта. Танкер с тяжелой нефтью бассейна Ориноко содержит в себе меньше энергии, чем танкер с легкой нефтью. На переработку тяжелой нефти в бензин и дизельное топливо нужно затратить больше энергии. В том числе в виде оборудования. На что нужно расходовать или нефть, или электричество. В любом случае это означает, что танкер привез меньше бензина, который может залить себе в бензобак простой Билл, и значит необходимо больше танкеров, больше терминалов, больше НПЗ...
Очевидный выход - это массовое строительство нефтеперегонных заводов в нефтедобывающих странах и экспорт ими нефтепродуктов. Это тенденция уже проявляется. Например, в России идет массовое строительство и переоснащение нефтеперегонных заводов, и в ближайшие годы ожидается проблемы с внутренним перепроизводством нефтепродуктов. При этом правительство проводит политику стимулирования экспорта нефтепродуктов. Аналогичные процессы идут в большинстве нефтедобывающих стран, кроме тех, куда недавно экспортировали демократию.
Только это не решает проблемы США с резким падением EROEI. Поскольку новое оборудование для НПЗ Катара и Саудовской Аравии необходимо произвести в той же технологической зоне. Например, оборудование для переработки нефти необходимо произвести в США и доставить в Саудовскую Аравию. В пересчете на всю технологическую зону, это может вообще ухудшить EROEI. Выход для США тут только один, выдавливать поставщиков энергоносителей в другую технологическую зону и потреблять очищенную от энергозатрат энергию. Тем самым повышая внутренний EROEI в своей технологической зоне. Что ставит США перед необходимостью разрушения единой глобальной технологической зоны. Этот процесс уже начался. Из США запрещен экспорт сырой нефти и де-факто запрещен экспорт сжиженного газа. Экспорт обогащенного урана из США просто немыслим.
Вполне успешная технологическая и информационная компания со сланцевым газом (и нефтью) подтолкнула внутренне производство в США. По крайне мере позволила избежать сильного падения. Лучше газ с ERORI 5 чем полстраны без работы. Та часть авантюры, где деньги с IPO “сланцевых революционеров” вливались в себестоимость добытого газа, так просто гениальна. Только это пирог проеден, и очевидно этого недостаточно для проведения мощной программы реиндустриализации. Нужны новые, более радикальные ходы. Особенно на фоне общего снижения EROEI экономики США вследствие увеличения доли сланцевого газа и прекращения программы ВОУ-НОУ. Если отбросить совершенно фантастические сценарии или откровенные бредни в духе проповедников ВШЭ и РЭШ, то США необходим мощный рывок в области технологий обогащения урана на центрифугах и строительства реакторов размножителей на быстрых нейтронах. Интересно, способны ли США на такой рывок? При нынешнем руководстве это почти невероятно. Значит нас ждет неминуемый распад единой мировой технологической зоны. Ни биткоины, ни золотой юань этого не остановят, и жизнь в промерзшие цеха заводов Форда в Детройте не вернется.
Перепечатка материалов приветствуется, при этом гиперссылка на статью или на главную страницу сайта "Технополис завтра" обязательна. Если же Ваши правила строже этих, пожалуйста, пользуйтесь при перепечатке Вашими же правилами.