Может сыграть роль стартового пистолета для «демократических бомбардировок» диктаторских режимов. А может собрать в кучу отморозков, чтобы разгромить престижные районы богатого мегаполиса… Мой начальник Володя Скачко говорит, что трудно нести демократию по миру на крыльях бомбардировщиков. Хорошая фраза. Думаю, американские пиар-конторы дорого заплатили бы за такой копирайт. Если бы он был в контексте их государственной политики.
Но госполитика США традиционно сводится к тому, чтобы формировать вокруг Штатов лояльное окружение. И почему-то каждый раз с помощью бомбардировок, «Томагавков» и «Морских котиков». Но для старта военных операций нужно, чтобы местная полиция прибила кого-то из правильной молодежи. Желательно свободолюбивого блоггеров. Насмерть и при свидетелях.
Так случилось в Египте. Все началось с того, что 6 июня 2010 года стало известно об избиении и убийстве полицейскими в Александрии 28-летнего египетского блоггера и предпринимателя Халеда Саида. Его выволокли на улицу из Интернет-кафе в Александрии, что само по себе представляло верх цинизма в глазах мировой демократической общественности.
Тут же в Сети появилась страничка «Все мы — Халед Саид», быстро объединила сотни тысяч пользователей и сыграла важную роль в распространении протестов, которые в конечном итоге привели к отстранению Хосни Мубарака от власти.
Как выяснилось вскоре, ее создал и модерировал под псевдонимом El Shaheed Ваиль Гоним – египетский инженер, занимавший высокий пост в Google. Первой публикацией в сообществе стали фотографии убитого Халеда Саида, сделанные в морге на камеру мобильного телефона. Одновременно Ваиль Гоним зарегистрировал собственный аккаунт и на видеохостинге YouTube выложил видео со свидетельствами очевидцев избиения блогера.
Уже через месяц число членов группы на Facebook превысило 130 тыс. человек, а непосредственным сигналом к революции стало сообщение, опубликованное Ваилем Гонимом в сети Twitter: «Молитесь за Египет. Похоже, завтра правительство планирует начать боевые действия против народа. Мы все готовы умереть 25 января». Подобные сообщения одновременно появились в Facebook и на YouTube. Уже к вечеру того же дня на странице в Facebook о своем намерении участвовать в массовых акциях заявили 90 тыс. человек.
Можно говорить о том, что «нельзя уничтожить идею, время которой пришло». А можно поаплодировать техничности американских спецслужб. По странному совпадению, простой менеджер из Google, который «случайно» стал одной из ключевых фигур египетской революции, в декабре 2008 года был в составе делегации активистов из Бирмы, Колумбии и Нигерии в Нью-Йорке и Вашингтоне, которых обучали правильному обращению с социальными сетями.
Для них под эгидой госдепа США были организованы спецсеминары с «интернет-специалистами», лекции гуру от Факультета права Колумбийского университета и встречи в рамках «Альянса молодёжных движений» под эгидой госдепа США и на деньги спонсоров: Facebook, Google, YouTube, MTV, Howcast и др.
После этого будущего бунтовщика опять-таки «случайно» назначили на работу в Египет «ждать революции», поставив на непыльную должность главы регионального отдела маркетинга Google с годовым жалованьем в $700 тыс. плюс бонусы.
Еще одна забавная «случайность» заключается в том, что, по данным The New York Times со ссылкой на источники в Белом доме, беспорядки, которые охватили ряд стран Северной Африки и Ближнего Востока, были предсказаны ещё в августе 2010 года советниками президента США Барака Обамы.
Как гласил 18-страничный секретный отчёт, беспорядки в ближайшее время могли начаться в Бахрейне, Йемене, Египте Иордании и ряде других стран. В документе также содержались рекомендации администрации Обамы, как действовать в случае бунтов, так как большинство арабских режимов является союзниками США.
В качестве основных причин возможных беспорядков эксперты называли бедность, растущее недовольство молодежи, низкий уровень образования. При этом, по их мнению, оппозиционеры могли проводить координацию через социальные сети, такие как Facebook и Twitter.
Ну, что достаточно аргументов в пользу «неслучайности» арабских революций? Думаю, да. Теперь о другой стороне этой медали – о Лондоне. Там сработала «зеркальная технология», не санкционированная властями и не подготовленная спецслужбами, а банально позаимствованная большой группой молодых отморозков.
Схема та же. Полиция убивает парня. Пусть не блоггера, а уличного хулигана Марка Даггана. Кто будет придираться к деталям. Самого факта достаточно, чтобы поднимать возмущенных цветных парней на битву мести в ответ. Дальше мяч был на поле полиции, но она проявила пассивность в самом нехорошем смысле этого слова.
Житель района Энфилд Мизу Рахман рассказал местным СМИ, что в воскресенье днем по улице прошел полицейский, который предупреждал обитателей района, что здесь может «пройти линия фронта». Полиция заранее знала о готовящихся беспорядках, но не попыталась их как-либо пресечь.
Ближе к вечеру 7 августа на улицах стали появляться толпы молодых людей. Полицейские не вмешивались даже тогда, когда хулиганы стали бить стекла. Очевидцы уверены, что именно бездействие полиции спровоцировало молодежь на погромы. Постепенно битье стекол переросло в мародерство: разграблению подверглись магазины по продаже мобильных телефонов, ювелирные магазины и даже крупные торговые центры.
Бравые англичане, которые до этого успешно бомбили Ливию, охотились за талибами и воевали в Ираке, не смогли защитить даже бутики своей столицы от подростков с бейсбольными битами – главным оружием анархии. Оказалось, что если толкнуть качели с целью выбить зубы стоящему по другую сторону аттракциона, на «обратном пути» можно получить по своим собственным зубам.
Чем больше новшеств для независимости Интернета от властей придумывают западные инженеры, тем больше шансов, что их дома подвергнутся набегу погромщиков. Скажем, купленная Google в августе 2010 года за $182 миллиона компания Slide запустила сервис групповой рассылки СМС от любого пользователя мобильника. Уже понятно, что, вооружившись подобным сервисом, любой сетевой активист на порядок увеличит свою революционную продуктивность. К счастью, грубые парни из лондонских предместий об этой фишке еще не знали.
По мнению специалистов, породив монстра «кибер-революции», страны Запада в ближайшем будущем будут тратить миллиарды долларов и евро на его обуздание. Уже сейчас создаются особые подразделения спецслужб и не дешевые, мягко говоря, программы, для того, чтобы контролировать и пресекать несанкционированные бунты и не запланированные Госдепом антиправительственные выступления. Но «ловить» Интернет – бессмысленное занятие, особенно сейчас, когда Сеть развивается опережающими темпами.
Это хорошо понимают в окружении Владимира Путина. И там пошли совсем другим путем: создания альтернативных Facebook и Twitter сетей, поглощающих аудиторию «социально-законтаченной» публики на всем постсоветском пространстве. Разница в том, что американцы только пытаются взять под контроль социальные сети, а российские спецслужбы разработали способы такого контроля еще до того, как появились соответствующие ресурсы. Об этом говорят западные специалисты.
Как пишет Евгений Морозов – приглашенный научный сотрудник Стэнфордского университета, автор «Сетевые иллюзии: темная сторонам свободы Интернета» в статье «Умные диктаторы не подавляют Интернет», опубликованной в газете The Wall Street Journal» 20 февраля 2011 года, российские сайты социальных сетей уже доминируют в интернет-пространстве большинства бывших советских республик, и они вряд ли встанут на сторону демократических демонстрантов. Наоборот.
Как пример он приводит случай, который ясно показывает, что российские Интернет-разведчики успешно противостоят западным спецслужбам. В декабре 2010 года, когда в Белоруссии только начиналось антиправительственное протестное брожение после спорных президентских выборов, онлайновая группа поддержки одного из оппозиционных кандидатов таинственным образом исчезла из сети Вконтакте, лишив оппозиционные организации важной возможности для мобилизации сочувствующих. Была ли это проделка российских спецслужб или на администрацию Вконтакте просто «надавили» – не имеет значения. Важен сам факт: российские социальные сети – это совсем не тот ресурс, который удобно использовать бунтовщикам. Поэтому российская и беларуская оппозиция давно «эмигрировала» в Интернете на западные площадки для общения.