Мы же сегодня поговорим о другом: какой будет судьба Восточного Партнёрства. Пусть читатель не возмущается расхождениями между «Европейским Партнёрством» в заголовке и «Восточным Партнёрством» в тексте. Автор специально разделил эти понятия для того, чтобы легче было понять, о партнёрстве с какой стороны идёт речь. Договоримся так, что Восточное партнёрство – это устремление Евросоюза поглотить шесть постсоветских стран. Европейское партнёрство – это желание самих стран попасть в Европу. Вот так и будем рассматривать происходящие события. Как оказалось, здесь всё не так, как нам хотят преподнести.
С особым пафосом была преподнесена новость о том, что Молдова и Грузия парафировали соглашение с Евросоюзом, а вот Украина, как утверждалось, утеряла исторический шанс. И почему Россия так резко реагирует на ассоциацию Украины, и совершенно не реагирует на движение Молдовы в ту же сторону? Ведь, как известно, в Приднестровье полным-полно граждан России. Трудно представить, чтобы Путин так жёстко реагировал на события на Украине и совсем не реагировал на события в Молдове, где, кстати, сегодня, государственным языком был объявлен румынский язык. Давайте рассмотрим некоторые пассажи этого политического действа.
Неудобно говорить грубо, но, как говорят братья-украинцы, то, что Молдова и Грузия вырвались вперёд – это полная брехня! Всё дело в том, что документы, подписанные Грузией и Молдовой, Украина подписала ещё 3 марта 2012 года. Так что Грузия и Молдова только ещё догнали Украину. Украина не пошла вперёд и упустила шанс? Правильнее было бы говорить о том, что если бы Украина подписала договор об ассоциации в Литве, то вот тогда бы она точно упустила свой шанс. Тем, кому требуется подтверждение этого тезиса, автор предлагает сравнить положение Украины до 28 ноября, и её положение сейчас. Давайте, на секунду, не будем брать во внимание интересы России. Рассмотрим, какая была диспозиция до даты подписания: Евросоюз упёрся в освобождение Тимошенко, Евросоюз требовал поднять цену на газ и заморозить рост зарплат, Евросоюз требовал открыть свои рынки и ничего не гарантировал в ответ. В соглашении об ассоциации нет и намёка на отмену виз. Получается, что Евросоюз получает всё, а Украина лишь должна стремиться соответствовать. Но этого произойти не может по объективным причинам, стало быть, Евросоюз её будет таскать за оселедец сколько вздумается, и ничего не обязан сделать взамен. Даже кредитов новых не обещал.
Сравните это унылое положение с тем, что Украина имеет сейчас. Сегодня никто не заикается про Тимошенко, Евросоюз уже не ставит никаких условий (во всяком случае - пока) в отношении подъёма цены на газ и заморозки заработной платы. Совсем по-другому выглядит картина с открытием рынков: уже обещают кредиты, сейчас к этому процессу присоединяется уже и Россия. В этом случае открыть украинские рынки так, как этого требовала Европа ранее, разумеется, не получится. Украине великолепно удалось разыграть ситуацию, и теперь Европе не удастся отделаться соглашением об ассоциации в турецком варианте. Украина не станет ждать 50 лет. Европа видит, что тут счёт идёт не на век или полвека, и даже не на десятилетия и годы. Счёт идёт буквально на месяцы. Если не удастся ассоциировать Украину до лета, то потом, возможно, эта тема может быть закрыта вообще. Положение в мире весьма нестабильно. Громадный пузырь необеспеченных денег грозит новым кризисом. Федрезерв и Евробанк уже в открытую говорят об отрицательном проценте(!) на вклады граждан. Все понимают, что вслед за этим начнётся изъятие ликвидности из банков. Американцы и европейцы, возможно, начнут держать деньги в матрацах. В этом случае банки окажутся с пустыми сейфами, а в США уже сегодня количество банков наименьшее со времён Великой депрессии. Германию могла спасти только Украина. И вот, всё рухнуло. В этом случае «Восточное партнёрство» выглядит более востребованным, чем «Европейское». То есть, заинтересованность Европы выше, чем заинтересованность Украины. Это большой удар и по Польше, которая хотела стать пограничной страной Европейского транзита на Украину. Разумеется, большая часть грузоперевозок досталась бы полякам. Но и этого не случилось, и это второе большое разочарование.
На этом разочарования не кончаются. Европе не понаслышке известно, что за переговорщик Путин. Это очень жёсткий человек, который из кого хочешь вытрясет то, что выгодно России. По мнению автора этой статьи, Западу к этому уже можно было и привыкнуть. Выгоды второй стороны Путин тоже допускает, ведь без обоюдной выгоды никакой контракт работать не будет. И тут украинские друзья не должны зарываться, говоря о высокой цене на газ. Но это так, к слову! Теперь, чтобы попасть на рынок Украины, нужно учитывать озабоченности России, а это значит, что переговоры могут затянуться ещё на лет на 15. Европе не удастся «заключить договор с простаками». Господа европейцы, будьте готовы к тому, что против вас выступит команда переговорщиков ничуть не слабее вас. Сила будет на стороне России потому, что именно Европе сегодня нужно больше, стало быть, и на уступки придётся идти именно ей. Евросоюз заявлял, что никаких трёхсторонних переговоров не будет. А вот это вы врёте! Переговоры обязательно будут, и господам в кружевных панталонах придётся серьёзно уступать.
В интересах Европы - очень быстро соглашаться, потому что когда подоспеет время Молдовы, Евросоюз снова наткнётся на путинские вилы. Прошу заметить, что путинские вилы – это не виллы на французской Ривьере, это нечто иное, возможно - чисто русское. Много врагов России чувствовали их в своём боку, рассказать после этого они уже никому и ничего не могли. Так что и в этом случае Восточное партнёрство окажется доминирующим над Европейским. Тем более что глава Приднестровья ввёл в хождение на территории непризнанной республики российскую конституцию. Возможно, читателю покажется, что это оптимистический или просто мистический сценарий – отнюдь. Давайте ссылаться на примеры. Все помнят, какая «любовь до гроба» была у США с Грузией. Уж кому, казалось, гарантировано членство в ЕС, так это Грузии. Да: и любовь была, и гробы были. Теперь, после сдачи Обамой Грузии, Европа увидела, как бесславно пал Саакашвили, и как быстро он бежал из страны, ничуть не медленнее, чем его войска из Южной Осетии. Теперь все знают, что американцы против России не встанут, а без них Европе с Россией не справиться вообще.
Если бы речь шла о чём-то на территории ЕС, то там ещё возможны варианты. Но на территории третьих государств, где позиции России традиционно сильны, шансов выиграть Европе у России – нет никаких вообще. Ещё пример? Пожалуйста - Армения! Президент Серж Саргсян в открытую развернулся в сторону ТС. А вот с Грузией всё становится сложнее с каждым днём: Евросоюз всё с меньшей охотой разговаривает с властями Грузии, и этот тренд, скорее всего, будет нисходящим. В конечном итоге, что же мы имеем? Из шести стран Восточного партнёрства (напомним: Украина, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия и Белоруссия), в конечном итоге получается, что ни одна страна не готова ассоциироваться с ЕС. Речь сейчас не идёт о желании или нежелании вышеперечисленных стран, речь идёт всё о тех же вилах Путина, которые совсем даже не на Майорке. Куда ни ткнись Европа – там вилы Путина. Читатель спросит про Азербайджан. Там история несколько иная, и тоже совсем не безоблачная: Азербайджан собирается вступать «на своих» условиях, а это тоже не добавляет радости Евросоюзу. Из всего вышеперечисленного видно, что Восточное партнёрство – это жизненная необходимость для Запада. А вот Европейское партнёрство - это событие, возможное по остаточному принципу. Так что хотят или нет «дамы в жемчугах и кавалеры в шляпах», а переговоры придётся вести с Россией. И то сказать: ну что там в носу ковыряться, садитесь за стол переговоров и играйте в открытую, как порядочные люди! Запад тут может поиметь ой как много, заодно, может, и порядочности научится.